СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Защита Отечества"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводится с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, повышения уровня самосознания молодого поколения россиян. Актуальность внеклассного мероприятия заключается в том, чтобы возродить патриотическое воспитание среди молодых людей. Важнейшей задачей является воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении исторических событий, осознание современной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Защита Отечества"»


Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга





Курсовая работа по программе

«Методология преподавания комплексного курса ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО»

(36 часов)




ПРОЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)



Тема: Защита Отечества






Выполнил слушатель курса,

учитель ОРКСЭ

ГБОУ СОШ № 608

Кировского района

Санкт-Петербурга,

Ходина Татьяна Васильевна









Санкт-Петербург

2020


Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие проводится с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, повышения уровня самосознания молодого поколения россиян. Актуальность внеклассного мероприятия заключается в том, чтобы возродить патриотическое воспитание среди молодых людей. Важнейшей задачей является воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении исторических событий, осознание современной жизни.

«Защита Отечества», - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России». Вот почему патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Важно воспитать в учениках стремление к знаниям, стремление к проведению и подготовке внеклассных мероприятий, главным мотивом должен быть их познавательный интерес, их пытливость и любознательность. Необходимо стремиться воспитать учеников быть достойными гражданами и патриотами великой России.

Цель мероприятия:

- продолжить работу по формированию патриотического сознания учащихся, верности Отечеству , готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание достойного и самоотверженного служения Отечеству к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Задачи мероприятия:

- способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения возникающих проблем;

- учить учащихся быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;

- воспитывать стремление делать нравственный выбор;

- воспитывать чувства патриотизма, осознания своей причастности к истории страны, уважения к героическому прошлому России;

- сохранение памяти о воинах, погибших при защите Отечества.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника;

- формирование базовых гуманистических ценностей, характера отношений между людьми, бережного отношения к людям;

- осознание себя членом общества и государства;

- воспитание чувства любви к своей стране,

- осознание своей принадлежности к единому Отечеству при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Метапредметные:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

Предметные:

- усвоение первоначальных сведений об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, религия, социальная помощь, Конституция, гражданство, милосердие, родословная, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы.;

Средства проведения мероприятия:

Интерактивная доска, проектор для показа презентации, музыкальный диск с песней.

Организационные формы мероприятия1:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая.

План мероприятия (классного часа)

Звучит песня "С чего начинается Родина?"

Учитель. Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ученик: Место, где я живу.

Учитель. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Учитель. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? Ответы учащихся.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. А мы любим Родину. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. А как называется наша Родина?

Ученик: Российская Федерация.

Учитель.Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту. (Физическая карта России.)

Слайд 2

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.

Многие люди покидали Россию в поисках лучшей жизни за её пределами, Но всю жизнь они чувствовали себя чужими и всю жизнь стремились обратно. Они переживали ностальгию – чувство тоски по родине. Недаром гласит поговорка: « Где родился, там и пригодился». А какие вы знаете пословицы о Родине?

Слайд 3

Ученик: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

Ученик: «Родимая земля и в горести мила»

Ученик: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

Учитель: Но на нашу страну постоянно нападали враги. Они хотели забрать себе нашу территорию, а людей сделать рабами. И тогда на защиту своей земли вставали все люди. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества. Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?

Слайд 4

Ученик : Всадник на коне, сражающий со змеем.

Учитель: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?

Ученик : Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.

Учитель: В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. Учитель: “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне, символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?


Ученик: Что- то связано с кровью.

Учитель: В древней иконописи красный цвет — цвет плодородия и рождения новой жизни, постепенно он становился символом царственности. А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?

Слайд 5

Ученик: Александр Невский.

Учитель: Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.

Учитель: Какой он?

Ученик: Мужественный, спокойный, сильным

Учитель: Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Учитель: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

Ученик: Пейзаж с русскими церквями.

Учитель: А какая цветовая гамма использована в картине и почему?

Ученик: Краски суровые, мрачные, потому что было суровое военное время

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученик: Богатыри – это сильные люди.

Учитель: Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен?

Слайд 6

Ученик: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?

Ученик: Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват.

Учитель: Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло?

Ученик: “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.

Учитель: Каков же дар дан каждому из них?

Ученик: Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.

Учитель: А что, по – вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?

Ученик: Зло, несчастье.

Учитель: Человека делает поистине богатым всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

Учитель: Илья Муромец. В былинах он самый сильный и мудрый богатырь, разрешающий конфликты между другими богатырями. Однако очень сложно сказать, реальный ли это был человек. Судя по всему, в XIV–XV веках на Руси складывается образ некоего святого Ильи, вокруг его жития появляются былинные сюжеты, в итоге формируется привычный нам образ Ильи Муромца, который отождествляется с личностью святого Ильи, чьи мощи лежат в пещерах Киево-Печерской лавры, а мы в результате верим, что богатырь Илья Муромец реально существовал.

Слайд 7

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Учитель: А кто такой патриот?

Ученик: ПАТРИОТ –это человек, который любит Родину.

Учитель: Николай Григорьевич Чернышевский писал: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Историческое значение каждого гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силою его патриотизма. .

Слайд 8

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Учитель: Защитник Отечества !Что же такое Отечество?

Слайд 9

Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал : «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия . Отечество мы зовем Россию потому , что в ней жили испокон веку отцы и деды наши» . Родной мы зовём её потому, что в ней мы родились , в ней говорят на нашем родном языке, и всё в ней для нас родное ; а матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Как мы должны относиться к матери? Как относиться к Родине ? Что такое патриотизм ? Кто такой патриот ? Постараемся ответить на эти вопросы.

Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что «Отечество – земля наших отцов и дедов» , а в словаре Даля говорится, что «Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит».

Учитель : Представьте ситуацию, когда на ваше Отечество нападает враг. Начинается война, Какие войны бывают?

Ученик: Освободительная и захватническая

Учитель: Война бывает справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения. Война несправедливая, захватническая, имеет целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов.

Слайд 10

Учитель: Как вы считаете: не противоречит ли участие человека в оборонительной войне, ведь одна из заповедей Ветхого Завета гласит «Не убий»?

Слайд 11

Ученик: Люди защищаются..

Учитель: Александр Васильевич Суворов говорил, что если иные воины идут в бой побеждать, то русский воин идет умирать. «Полагать жизнь за други. Не убий врага своего личного, его возлюби. Но от врага, который приходит на твою землю разорять твой храм, твой дом, готов уничижить или убить твоих родных, ты обязан защищать семью и Отечество.» Как архангел Михаил, ополчив воинство небесное, стал преградой диаволу и полчищу падших ангелов, пытавшихся захватить престол Божий, и, в том числе воинской доблестью, вытеснил их из небесных обителей (Откровение, 12, 7-9).

Слайд 12

Учитель: Ни одно сражение не начиналось без благословения святым. Это происходило и в Древней Руси, и в России, и настоящее время. Даже во время Великой Отечественной войны при защите Москвы (по легендам) был проведен Крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери. Простые солдаты, сохранившие впитанную еще с молоком матери веру в Бога, часто крестились перед сражением, сопровождая знамение нехитрой молитвой. В этом своеобразном народном православии так тесно уживались несоединимые, кажется, вещи, что часто на передовой можно было слышать и знакомое всем по военным фильмам и хроникам "За Родину! За Сталина!", и "Спаси и сохрани!". До революции солдаты шли в атаку со словами «За веру» Царя! И Отечество!»

Слайд 13

Учитель: Давайте подберем однокоренные слова к слове ЗАЩИТНИК и синонимы.

Слайд 14

Ученик: защита ,защищать, защитный, воин, боец, армия.

Учитель: Посмотрите на слайд. Вы согласны, что это слова-синонимы?

Учитель: В нашем государстве есть герои защитники Отечества. Они стали символом русского героизма.

Учитель: Минин и Пожарский - лидеры Второго народного ополчения в годы Смуты (Смутного времени) , под руководством которых в 1612 г. Москва была освобождена от польских интервентов.Собирая народное ополчение, эти народные герои свято верили в победу. Перед ответственным сражением они обращались с молитвой к Богу и с иконой Божией матери в руках просили благословения на защиту Родины и великие победы.

Учитель: Иван Сусанин. В 1613 г. на царский престол Михаила Романова поляки пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусанин. Поляки решли подкупить Сусанина. Тот сделал вид, что согласен на подкуп,. А сам завел поляков в глубь леса, где его враги изрубили на кусочки.


Евпатий Коловрат - герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя .

Александр Пересвет - Монах Троице-Сергиевой обители был призван в русскую дружину самим Дмитрием Донским. Князь знал, что «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел». Получив благословение своего игумена Сергия Радонежского, инок отправился бить монголов со своим братом, тоже монахом, Андреем Ослябей, на Куликово поле.
Слайд 15

И таких защитников было тысячи.

Но какие бы ни были битвы, защитники Отечества и Веры всегда были верны слову Божью и законам милосердия:

- Нельзя убивать раненых.

- Нельзя трогать безоружных.

- Нельзя грабить местных жителей.

- Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Слайд 16

Учитель: Мы сегодня обсудили духовные и идейные основы защиты Отечества в прошлом, настоящем и будущем.  

Как бы их ни называли на Руси : богатырь, ратник, воин, солдат, наш народ всегда сможет встать за защиту Отечества. Среди святых – множество воинов, и на иконах они изображаются с оружием. Церковь освящает оружие молитвой, окропляя его святой водой. А вот нам, живущим в мире, где царствует грех, надо вспомнить другие библейские слова: «Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен»» (Иоиль 3:10). Мы всегда сможем защитить Отечество. Потому что в душе каждого из нас живет Бог, любовь и вера в лучшее.

Слайд 17




Список литературы:

1. https://histrf.ru/biblioteka/b/russkiie-boghatyri-chto-my-o-nikh-nie-znaiem

Истоия РФ. Русские богатыри,Что мы о них знаем?

  1. https://omolitvah.ru/ikony/ikona-georgiya-pobedonostsa

Православный портал

  1. http://ru-sled.ru/russkij-ratnik-xii-veka

Русский след в мировой истории

  1. https://www.wikiwand.com/ru/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8

Wikiwand. Служилые люди

  1. Litres.ru/mihail-myagkov/svyatye-zastupniki-rusi-aleksandr-nevskiy-dmitriy-donskoy-dovmont-pskovskiy-vladimir-serpuhovskoy/chitat-onlayn/

Святые заступники Руси.

© ИД «Российское военно-историческое общество», 2014 год.

  1. Источник: 7 защитников Отечества
    © Русская Семерка russian7.ru

  2. http://alexandrtrofimov.ru/?p=8914&page=2

Иконы Божьей матери

  1. www.wikidata.org

  2. Конституция Российской Федерации. Издательство АСТ, 2018.







1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!