СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Занимательная роботехника"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни создание современных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста становится особенно актуальным. Стремительно растет потребность в специалистах технического профиля, внедряются высокие технологии и роботизируются некоторые процессы на производствах. Привлечение детей к доступным занятиям по робототехнике в детском саду и начальной школе, позволит выявлять одаренных и способных детей и грамотно направлять их энергию в сферу познания робототехники и программирования.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Занимательная роботехника"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрен на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №3

от 01 февраля 2022 года

Согласован на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №3

от 01 февраля 2022 года

Утвержден

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

№26–о

от 01 февраля 2022 года









ПРОЕКТ

Сетевое взаимодействие при проведении занятий в объединении «Занимательная робототехника».





















Салехард, 2022



1. Название инновационного проекта: Сетевое взаимодействие при проведении занятий в объединении «Занимательная робототехника»


2. Введение


Актуальность, инновационная значимость проекта.


В наши дни создание современных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста становится особенно актуальным. Стремительно растет потребность в специалистах технического профиля, внедряются высокие технологии и роботизируются некоторые процессы на производствах. Привлечение детей к доступным занятиям по робототехнике в детском саду и начальной школе, позволит выявлять одаренных и способных детей и грамотно направлять их энергию в сферу познания робототехники и программирования.

Предоставление услуг по дополнительному образованию детей технической направленности позволит в далекой перспективе вырастить будущих специалистов научно-технического профиля. Данный проект является социально-значимым, т.к. он внесет положительные изменения в детской образовательной среде, создаст условия, способствующие формированию у обучающихся повышенного интереса к техническим специальностям, умению работать в команде, объединит детей в работе с более сложными конструкциями, научит взаимоподдержке и взаимовыручке. Дети приобретут не только базовые навыки конструирования, но и смогут программировать собираемые объекты. Работа с конструкторами расширит возможности проектной, а также научно-исследовательской деятельности. Учебная программа будет зарегистрирована в Навигаторе ДО ЯНАО и занятия по робототехнике станут доступны любому ребенку города Салехарда.

МАУ ДО «Детско-юношеским центром» в 2021 году были приобретены 3 программируемых конструктора Cubroid, что недостаточно, для охвата детей по социальному заказу.

Мы ставим своей целью возрождение научно-технического творчества и развитию системности мышления детей. Наборы конструкторов обеспечены методическими материалами, есть видео инструкции, что позволяет детям быстро осваивать новое для них направление. Новые образовательные программы по робототехнике требует своевременного повышения квалификации педагогов в этом направлении средствами видео-уроков, методических пособий, краткосрочных курсов, вебинаров, живой обмен опытом с коллегами, преподающими в смежных областях. Организация и проведение сетевых образовательных проектов, также способствует обмену опытом между педагогами, а помогает увеличить охват обучаемых детей и образовательных площадок. Эти мероприятия позволяют развивать научно-техническое направление в образовательном процессе, а также формировать единые представления и подходы в теории и практике образовательной робототехники.

В 2021 году, после приобретения Детско-юношеским центром конструктора Cubroid, педагоги дополнительного образования:

  • вступили в Российскую Ассоциацию образовательной робототехники для обмена опытом;

  • прослушали онлайн-вебинары по работе с конструктором Cubroid (в т.ч. семинар «Презентация нового набора CUBROID Premium Kit»);

  • прослушали семинар «ТехнариумТВ. Платформа по развитию и обмену опытом для педагогов технического творчества»;

  • прослушали семинар «Как целенаправленная игра улучшает результаты обучения. Система обучения ЛЕГО»;

  • изучили краткосрочный курс «Знакомство с языком программирования Scratch» на платформе https://tehnarium.tv/ ;

  • изучили методическое пособие «Конструирование» (Конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования» под ред. Халамова В.Н., Фролова Р.А. и др. – Москва. Издательство «Перо», 2020г. – 200 с.;

  • начали реализацию сетевого образовательного проекта по направлению «Занимательная робототехника» с МБОУ СОШ №3 г. Салехарда и в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка»;

Вышеперечисленные мероприятия помогли организовать образовательный процесс посредством сетевого взаимодействия через реализацию занятий в объединении «Занимательная робототехника». На занятиях дети проявляют свои творческие и конструкторские способности, осваивают азы кодирования через работу с планшетом и приложением Coding Cubroid 2. Данные занятия формируют ранний интерес у детей к инженерным и конструкторским профессиям, к стремлению создать что-то свое – неповторимое. Робототехническая деятельность открывает детям новые знания, которые они с радостью проверяют на практике и видят свой собственный результат и в дальнейшем стремятся улучшить его. Задания, которые дети выполняют, улучшают мелкую моторику рук, развивают интеллект, пространственное мышление и воображение. Собственноручно собранный и закодированный герой или объект по замыслу ребенка открывает новые возможности игровой деятельности, чем усиливает мотивацию к обучению.

Для реализации образовательных программ по робототехнике предполагается двухгодичная система обучения для детей дошкольного возраста (5-6 лет) и с последующим переходом на школьную ступень (дети младшего школьного возраста - 7-9 лет). Первый год обучения – это изучение и работа с конструктором Cubroid и его кодированием, второй год обучения – программирование на компьютере в среде программирования Scratch.

Программа первого года обучения предполагает работу с конструктором Cubroid, которая направлена на развитие научно-технического мышления младших школьников и дошкольников 5-7 лет, стимулирует их воображение, детскую фантазию и мелкую моторику рук, закладывает основы их успешного обучения. Простые навыки кодирования через приложение на планшете дают базовые знания в сфере блочного программирования. Работа с конструктором позволит исследовать и моделировать объекты окружающей среды, а приложение на планшете поможет освоить базовые навыки построения алгоритмов и позволит программировать действие и поведение объектов.

Программа второго года обучения предполагает работу на компьютере в среде блочного программирования Scratch. Эта дисциплина учит детей кодировать виртуального героя, передвигать его, озвучивать. Scratch – это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно также, как машины или другие объекты собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторе Cubroid.

Таким образом, учебные программы «Занимательная робототехника» и «Scratch Junior», относятся к одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества. Она объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные, такие как программирование, информационно-коммуникативные технологии. Поэтому внедрение данных программ в образовательное пространство является значимым, а учебный процесс эффективным и продуктивным.

Основная значимость данного проекта заключается в использовании современных форм обучения посредством сетевого взаимодействия через реализацию дополнительных общеразвивающих программ «Занимательная робототехника» (1 год обучения), «Scratch Junior» (2 год обучения).

Организация сетевого взаимодействия позволит:

  • реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;

  • придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;

  • создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.

Получение гранта позволит создать условия для привлечения школьников и дошкольников к приобретению и освоению новых навыков в сфере научно-технического творчества города Салехарда в возрасте от 5 до 9 лет.


3. Основная часть


3.1.Цель и задачи проекта:

Цель проекта: создание комплекса условий в целях сетевого взаимодействия для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования образовательной робототехники.

Задачи проекта:

  • формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности в сфере технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • обучение детей работе с конструктором Cubroid, освоение ими блочного программирования Scratch;

  • создание условий для проведения занятий по робототехнике на площадке МАУ ДО ДЮЦ, а также на площадках других образовательных учреждений города Салехарда – участников сетевого взаимодействия (МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка»);

  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

  • коллективная выработка идей моделей, объектов, совместное обсуждение их создания, взаимопомощь и упорство при реализации задумок;

  • формирование системы соревнований, проведение конкурсов по робототехнике между группами обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в рамках сетевого взаимодействия с целью выявления одаренных детей и поощрения их дипломами победителей в конкурсах за 1, 2, 3 место;

  • участие команд обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в региональных и всероссийских конкурсах в сфере программирования и робототехники;

  • выявление и поддержка талантливых детей;

  • развитие у обучающихся навыков практического применений знаний в области робототехники и программирования;

  • создание системы наращивания профессионализма педагогов по реализации дополнительных общеразвивающих программ.


3.2. Основная идея проекта


Ключевой идеей инновационного проекта по робототехнике является идея создания и внедрения обогащенной образовательной среды, способствующей выявлению и поддержке талантливых детей в сфере робототехники, их обучение техническому конструированию и программированию. Привлечение детей к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и познанию начальных инженерных знаний позволит создать необходимые условия для высокого качества образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и новых образовательных технологий. Приобретение начальных знаний по робототехнике сформирует стойкий познавательный интерес детей к этой теме, заложит фундамент для дальнейшего приобретения технического образования и позволит вырастить будущих профессионалов, которые смогут найти свое место в современной профессиональной деятельности. Уже в ближайшем будущем развитие роботов значительно изменит образ жизни человека, требуя от него нового уровня мышления. Сегодня у многих дома есть бытовые роботы. Мы программируем стиральные и посудомоечные машины, пользуемся помощниками «Яндекс Алиса», в современных автомобилях встроено множество роботизированных систем. Робототехника – это увлекательно!

Новизна Проекта

Внедрение проекта «Сетевое взаимодействие при проведении занятий в объединении «Занимательная робототехника» заложит фундамент для реализации знаний и умений в сфере научно-технического творчества детей, даст им начальные (базовые) технические понятия (знания) и навыки. После обучения в объединении «Занимательная робототехника» в начальной школе, детям будет проще и легче обучаться на уроках информатики и программирования в среднем звене школы, реализовывать свои собственные исследовательские и технические проекты старших классах. В целом, научно-техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей ранней профориентационной деятельности системы образования. В РФ в 2014-2020 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» государством уже реализован комплекс мероприятий с развитием высокотехнологичной инфраструктуры дополнительного образования («Точка Роста», IT-кубы), но, тем не менее, сохраняется ряд проблем, требующих решения в научно-технической сфере. Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту. Смена технологического уклада и форм занятости, рост конкуренции стран в научно-технологической сфере и креативных индустриях определяет необходимость роста вовлеченности детей в занятия технической и естественнонаучной направленностей, связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил правительству сформировать до 01 апреля 2022 года и утвердить концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года ставит главной задачей создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования, формирования в системе дополнительного образования социальных лифтов:

  • создание новых мест в системе дополнительного образования;

  • создание условий для обеспечения доступности программ дополнительного образования;

  • укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций;

  • развитие сети технологических кружков в российских школах для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых;

  • реализация проектов ранней профориентации, обеспечивающей ознакомление обучающихся (5-9 лет) с современными профессиями, позволяющих определить профессиональные интересы детей.

Учебные программы «Занимательная робототехника» и «Scratch Junior», объединения «Занимательная робототехника» направлены на включение детей в освоение качественных современных дополнительных общеобразовательных программам технической направленности, формирование современных компетенций и грамотности в области технических наук, развитие предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества, что соответствует стратегии научно-технологического развития России до 2035 года.

В результате реализации проекта в образовательную деятельность МАУ ДО ДЮЦ в рамках сетевого взаимодействия будут созданы условия обучения дошкольников и младших школьников, что обеспечит:

    • увеличение количества детей города Салехарда обучающихся по программам технического направления по социальному заказу (на 30% от общего количества детей и подростков обучающихся образовательных школ города Салехарда, возрастной группы от 5 до 9 лет);

    • дальнейшее развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в части профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей и подростков;

    • повышение уровня индивидуальных достижений детей, увеличение количества одарённых детей, занявших призовые места на конкурсах;

    • внедрение новых инновационных образовательных технологий технической направленности;

    • увеличение количества обучающихся, поступающих в ВУЗы на специальности научно-технического профиля;

    • повышение квалификации педагогов;

    • развитие материально–технической базы Учреждения.


Разработчики проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, Пищулина Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования.


Участники проекта:

Предполагается, что в реализации проекта примут участие:

  • обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 5–9 лет;

  • педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ;

  • представители СМИ;

  • родители (законные представители);

  • другие заинтересованные лица.

Срок реализации проекта: 2 года

План мероприятий по реализации проекта

Наименование этапа, мероприятий

Сроки начала и окончания проекта

Ожидаемые результаты

Проектировочный (поисково–аналитический) этап

Создание творческой группы по разработке проекта

Август 2022 г.

Создание творческой группы

Создание рабочих мест, закупка оборудования (конструкторы Cubroid планшеты, методички)

Август–сентябрь 2022 г.

Компьютерный класс

Сертификация программ в системе в навигаторе ДО ЯНАО

Август–сентябрь 2022 г.

Сертификация, регистрация заявлений и договоров в навигаторе ДО ЯНАО

Разработка, экспертная оценка и утверждение рабочих программ образовательного курса «Занимательная робототехника»

Август–сентябрь 2022 г.

Утверждение рабочих программ образовательного курса




Экспериментальный (внедренческий) этап

Апробация вновь разработанных образовательных программ дополнительного образования детей

2022–2023 г.г.

Реализация программ технической направленности

«Занимательная робототехника», «Scratch Junior».

Подготовка, подписание соглашений и образовательных программ с общеобразовательными организациями города Салехарда по сетевому взаимодействию

Август–сентябрь 2022 г.


Набор участников в ходе реализации программ

ежегодно

Формирование учебных групп

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

По мере проведения конкурсов

Повышение профессионального уровня педагогов, личная мотивация обучающихся

Проведение педагогами мастер–классов, открытых мероприятий, участие в педагогических сессиях и семинарах

постоянно

Создание объектов проектирования по схемам на конструкторе Cubroid, работа с планшетами в среде программирования Scratch, фото готовых моделей.

Корректировка программ по направлениям в ходе их реализации

2022–2024 г.г.

Готовые образовательные продукты. Повышение уровня индивидуальных достижений детей, составление личных образовательных карт, увеличение количества одарённых детей, занявших призовые места на конкурсах

Рекламная и PR–кампании для целевой аудитории: родители, дошкольники, школьники, классные руководители начального звена, воспитатели детских садов

2022–2024 г.г.

Размещение информации в СМИ, создание сообщества в социальных сетях в ВК, встречи с обучающимися начального звена школ города Салехарда.

Подготовка команды из обучающихся для участия в муниципальных, региональных и всероссийских соревнованиях по робототехнике


Обучение детей навыкам сбора моделей роботов, программирования их в среде Scratch.

Подготовка команды из победителей для участия в муниципальных и региональных соревнованиях


Подготовка учебных программ «Занимательная робототехника» и «Scratch» для одаренных детей.

Обобщающий этап

Диссеминация опыта

декабрь 2024 г.

Размещение результатов реализации деятельности объединения «Занимательная робототехника» на официальном сайте Учреждения, сайтах сетевых партнеров, мастер-классы педагогов, участвующих в реализации проекта, на секционных заседаниях муниципальных педагогических сессий.


Оценка рисков подпрограммы и мероприятия по их снижению


Риски

Методы устранения

Вероятность снижения бюджетного

финансирования

Развитие платных образовательных услуг объединения «Занимательная робототехника», дополнительный набор детей в платную группу по индивидуальным учебным программам.

Игнорирование частью школьников и их родителей идеи проекта

Активизация разъяснительной работы с детьми и родительской общественностью о целях и задачах проекта. Наглядная агитация результатов детей, занимающихся техническим творчеством. Активное Участие в фестивале «Наука +» и других робототехнических мероприятиях. Приглашение на день открытых дверей объединения «Занимательная робототехника», проведение экскурсий в МАУ ДО ДЮЦ.

Отсутствие единых подходов в педагогическом процессе, вследствие не включенности в инновационную работу отдельных членов методического объединения

Формирование стойкой мотивации членов методического объединения осуществлять педагогический процесс с ориентиром на инновационную деятельность.

Недостаток методических материалов по направлению «Занимательная робототехника».

Трудности организации специализированной курсовой подготовки для педагогов

Организация взаимодействия педагогов с коллегами из различных регионов посредством Интернет, обмен опытом, развитие сетевого взаимодействия с Технопарками, общеобразовательными организациями.

Недостаток педагогических кадров

Привлечение молодых педагогов, мотивация их деятельности, наставничество в этой сфере


Методы оценки образовательного процесса

Методы контроля и самоконтроля в обучении:

  • методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с педагогом, консультации, в том числе дистанционные, самоанализ);

  • методы самостоятельной работы (работа в малых группах);

  • рейтинговая система оценки результатов обучения.

  • Критерии оценки качества образования

  • Повышение качества технической подготовки обучающихся в объединениях дополнительного образования детей по результатам промежуточной и итоговой аттестации.

      • Показатели среднего и высокого уровней освоения программ дополнительного образования в теоретической и практической части.

      • Показатели личностного роста обучающихся, достигших высоких результатов в освоении программ (участники и победители соревнований, конкурсов различного уровня).

      • Показатели личностного роста обучающихся «группы риска» и оказавшихся в трудной жизненной ситуации (% занятости данных категорий детей и подростков в системе дополнительного образования; % воспитанников, снятых с различных видов учёта; % воспитанников, улучшивших результаты обучения в Учреждении).


5. Бизнес-план проекта


Стоимость проекта –637 690 рублей

Собственные внебюджетные средства – 137 690 рублей

Средства гранта – 500 000 рублей


Название статьи расходов

Название вида расходов

Количество

Стоимость

(руб.)

Общая сумма расходов (руб.)

средства гранта

Другие источники финансирования

Конструктор Cubroid Premium


12

38 500

462 000

-

Планшет Самсунг

12

12 000

38 000

106 000

Хаб для зарядки

2

850

-

1700

Обучение педагога по программе повышения квалификации «Робототехника», 702 ак.ч.

1

29 990


29 990


Итого:


637 690

500 000

137 690




  1. Заключение


Ожидаемые результаты

  • повышение показателей уровня обученности, и абсолютной успеваемости и качества знаний по результатам аттестации по программам «Занимательная робототехника» и », «Scratch Junior»;

  • показатели личностного роста обучающихся, достигших высоких результатов в освоении программ (участники и победители соревнований, конкурсов различного уровня);


Дальнейшее развитие проекта

После завершения финансирования проекта, созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться в рамках увеличение количества детей города Салехарда обучающихся по программам технического направления по социальному заказу.

Администрацией МАУ ДО ДЮЦ в тесном взаимодействии с родителями будет продолжена работа по развитию технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере робототехники. Будут проводиться дни открытых дверей с целью привлечения внимания к научно-техническому творчеству.

Педагоги МАУ ДО ДЮЦ будут проводить просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций о необходимости развития интересов детей в сфере конструирования, программирования моделирования, развитие информационной и технологической культуры; развитие способности к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствования умений эффективного решения профессиональных задач, приобретения практического опыта.


Работы обучающихся:

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа Машина будущего «Абоба» https://drive.google.com/file/d/12NZCwDuxQ-3QaVX4E4OuFgnuJSXRTDfj/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк Амфибия» https://drive.google.com/file/d/138Blb7TXcyty00tY1h7VNGtlm_9GdAhl/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Привидение» https://drive.google.com/file/d/12KNSb_gWjbycn9teB2NKU9GwD1952GL-/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Поезд» https://drive.google.com/file/d/12RXhOKgnjN29FHLmzS3Hr8jJyLzWdoVM/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк-«Т-34» https://drive.google.com/file/d/12dWPej_YYGG7i-WIKGzxMnJJTtvKGQ8z/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Мега-монстр». https://drive.google.com/file/d/12wMbDwNscIwEYLEwC7O22ntx6OmBy8y3/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Скорпион» https://drive.google.com/file/d/13HeAIK3OoYvbSy4jkXXR4YudjvSWcOq1/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Черно-желтый гонщик». https://drive.google.com/file/d/14bZps3A4UQYz0V7bOpEOKZ_gCNdNhNBE/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Черно-желтый гонщик». https://drive.google.com/file/d/13HeAIK3OoYvbSy4jkXXR4YudjvSWcOq1/view?usp=sharing



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!