СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проект урока по обществознанию для 11 класса по теме «Политическое поведение» с применением дискуссионных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках разработанного урока для одиннадцатого класса по теме «Политическое поведение» предлагается дать учащимся возможность не только высказать собственное мнение, аргументируя его в рамках этапов дискуссии, но и предоставить обучающимся возможность самостоятельно устанавливать временной регламент самих этапов, а также количество заданий и вопросов, на основе требований учителя. Кроме того, намного легче отстаивать точку зрения, которая сформулирована лично группой, а не навязана педагогом. Таким образом, у учителя появляется возможность как проанализировать уровень уже сформированных компетенций у учащихся, так и продолжить формирование данных компетенций в рамках учебного занятия.

Просмотр содержимого документа
««Проект урока по обществознанию для 11 класса по теме «Политическое поведение» с применением дискуссионных технологий»»

«Проект урока по обществознанию для 11 класса по теме «Политическое поведение» с применением дискуссионных технологий»

Выполнил:

Муленкова Анна Александровна

(ФИО)

учитель истории и обществознания

(должность)

МБОУ «Светловская СОШ им. Б.А. Солёнова»

(место работы)

Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования одной из ведущих для современной школы задач выступает проблема формирования у обучающихся ключевых компетенций. Такими компетенциями по требованию ФГОС выступают:

- умение брать на себя ответственность при принятии решений;

- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков и жизненных убеждений;

- умение работать с различными видами информации;

- способность постоянно повышать своё образование и т.д.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных: ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место.

Не только стандарты, но и сама жизнь ставит перед школой и педагогами сложную задачу – сформировать социально-активную инициативную творческую личность, способную реализовать свои природные задатки и склонности. Поэтому педагог всегда находится в поиске наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, используемых на уроках обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся. Как с помощью уроков обществознания развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения?

В повседневной жизни наше общение не скованно конкретными рамками, хотя мы и должны придерживаться этических норм. Когда определенная форма диалога организуется на уроке (должна уложиться в 40 минут и в ней должны поучаствовать 20 обучающихся), очень важно её правильно выстроить. Технологический подход к организации и проведению всех форм диалога состоит в четком определении его участников, их ролей, этапов и правил его проведения, задач каждой стороны и целей всего действия в целом.

Большинство тем, изучаемых на уроках обществознания, изначально имеют дискуссионный характер. Поэтому дискуссионный метод наиболее органично вписывается в рамки данного предмета. Обучающиеся в ходе дискуссии могут опираться не только на учебный материал и знание предмета, но и на личный социальный опыт, кругозор.

Цель и задачи применения дискуссионного метода на уроках обществознания могут быть реализованы на основе следующих принципов:

1. Принцип проблемности тезиса, предложенного для дискуссии;

2. Принцип активизации мыслительной деятельности в ходе дискуссии;

3. Принцип строгой последовательности и структурированности дискуссионного урока;

4. Принцип развития познавательного интереса к предмету «Обществознание» посредством организации дискуссии.

Применение дискуссионного метода на уроках обществознания наиболее эффективно для формирования критического мышления обучающихся. Способы обучения посредством данного метода направленны на формирование критического мышления, на взаимодействие образовательных, воспитательных и развивающих функций общения. Следует поддерживать атмосферу корректного и доброжелательного взаимодействия учителя и обучающихся, а также обучающихся между собой. Педагогические условия способствуют развитию практического интереса обучающихся к интеллектуальному и нравственному совершенствованию и осмысленному аргументированному решению проблем в процессе дискуссионного общения. Для реализации данных условий следует учитывать реальные интересы и потребности обучающихся конкретного возраста.

Разработанное учебное занятие предполагает подготовительный этап, который выражается в распределении основных ролей дискуссионного занятия в ходе предшествующего урока. Кроме двух групп спикеров, представляющих различные точки зрения на проблему, формируется оценочная комиссия из учеников и преподавателей гуманитарного цикла, в задачу которой входит контроль и оценка выступлений в ходе дискуссии по заданной форме и определенным заранее критериям (см. Приложение 1), а также ряд участников готовится стать оппонентами для спикеров в ходе блиц-раунда. Один из обучающихся по желанию принимает на себя функции секретаря, фиксирующего предложенные идеи и следящего за таймингом дискуссионного процесса, что позволит избежать повторения и сформулировать решение по итогам дискуссии.

В рамках разработанного урока для одиннадцатого класса по теме «Политическое поведение» предлагается дать учащимся возможность не только высказать собственное мнение, аргументируя его в рамках этапов дискуссии, но и предоставить обучающимся возможность самостоятельно устанавливать временной регламент самих этапов, а также количество заданий и вопросов, на основе требований учителя. Кроме того, намного легче отстаивать точку зрения, которая сформулирована лично группой, а не навязана педагогом. Таким образом, у учителя появляется возможность как проанализировать уровень уже сформированных компетенций у учащихся, так и продолжить формирование данных компетенций в рамках учебного занятия.





























Технологическая карта урока

Предмет:

Тема урока: Политическое поведение

Тип урока:

Образовательные цели урока: Предоставить обучающимся возможности получить разнообразную информацию по теме «Политическое поведение», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающие цели урока: Стимулировать творческие способности обучающихся, развить их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.

Воспитательные цели урока: Повысить уровень коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создать благоприятные условия для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную тему, выбора своей позиции, сформировать умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

В ходе урока используются следующие виды оценивания: оценка учителя; самооценивание по образцу; взаимооценивание групповой работы; оценочная комиссия.

Критерии оценивания: обобщить знание материала, полученного в ходе предыдущих уроков; уметь оперировать полученными знаниями и обществоведческими терминами в ходе дискуссии; уметь анализировать высказывания оппонента и аргументированно, логически выстраивать доказательство своих идей и взглядов; уметь использовать свои взгляды и идеи при выполнении творческого задания; понимать материал темы.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока:

Формы работы с учащимися:

Основные понятия: Политическое поведение, гражданское общество, методы политического воздействия, политический терроризм, патриотизм, гражданская ответственность, идеология.

Методы работы с учащимися:

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Учитель зачитывает эпиграф к уроку: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют». Дж. Д. Натан, американский критик

-О чем говориться в эпиграфе?

-Какие элементы изученных уроков вы видите?

-Какая у нас сегодня тема?

-Какую цель мы будем преследовать на уроке?

-Какие задачи нужно выполнить, чтобы достичь цели?





















Вопросы для повышения активности менее мотивированных участников, которые можно задать адресно:

Как вы понимаете выражение «плохие власти»?

Как вы думаете, почему люди не голосуют?

Что может мотивировать вас принять участие в выборах?


Этап оценивается учителем.

Критерии оценивания этапа:

  • Учитель отмечает учеников, наиболее полно и логично сформулировавших цели и задачи предстоящего занятия;

  • Учитель оценивает ответы учеников на поставленные вопросы с точки зрения соответствия изученному материалу, логичности и обоснованности высказываний;

  • Учитель оценивает правильность применения обществоведческих терминов в ходе ответов на поставленные вопросы.

Обучающие формулируют цель и задачи урока «Политическое поведение»:

Предпологаемые цели и задачи, сформулированные обучающимися.

  • Цель: в ходе дискуссии сформулировать суть понятия политическое поведение, определить насколько важен процент явки избирателей во время выборов и как этот процент влияет на политическое поведение в дальнейшем. Сформулировать рекомендации в формате пакета предложений по повышению заинтересованности молодого поколения в принятии участия в политических выборах.

Задачи:

  • 1. Повторить основной материал, термины и понятия;

  • 2. Применить знания при доказательстве выбранных точек зрения в ходе дискуссии;

  • 3. Проанализировать собственные представления о политическом участии и применить их в ходе составления пакета предложений по повышению заинтересованности молодого поколения в принятии участия в политических выборах.


Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя материал, полученный на предыдущих уроках, а так же собственный взгляд на суть проблемы.

Личностные:

смыслообразование (Я должен вспомнить…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Учитель проводит фронтальный опрос:

  • Что называется, политическим поведением?

  • Как различаются его формы? Приведите примеры.

  • Каковы мотивы политического поведения?

  • В каких случаях имеет место протестное поведение?

  • Чем опасно экстремистское поведение?

  • Каковы возможности регулирование политического поведения?


Для проверки понимания темы у менее мотивированного звена учащихся, открывается слайд с примерами по каждому вопросу. Учащиеся определяю по примерам где проявляется экстремистское поведение, какой из примеров может служить мотивом политического поведения и т.д.

Более мотивированному звену учеников предлагается привести дополнительные примеры по заданным категориям.


Этап оценивается учителем.

Критерии оценивания этапа:

  • Учитель оценивает ответы учеников на поставленные вопросы с точки зрения соответствия изученному материалу, логичности и обоснованности высказываний;

  • Учитель оценивает правильность применения обществоведческих терминов в ходе ответов на поставленные вопросы;

  • Учитель оценивает умение оперировать полученными знаниями и обществоведческими терминами в ходе составления собственных примеров.

Обучающиеся формулируют ответы на вопросы, вспоминая пройденный материал.









Обучающиеся зачитывают пример с презентации и сопоставляют его с обществоведческими терминами, определяя к какому термину относиться данный пример.



Обучающиеся зачитывают обществоведческие термины и приводят к них собственные примеры.


Этап оценивается в формате самооценивания.

Критерии оценивания этапа:

  • Обучающиеся оценивают правильность своего ответа с помощью образца, представленного в презентации.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (4-5 мин)

Цель этапа: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Установление регламента дискуссионного занятия:

Учитель знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих).

Всего дискуссия будет проходить в три раунда, каждый из которых содержит три основных этапа:

1 этап – представление и обоснование аргументов (1-2 минуты на группу)

2 этап – опровержение аргументов противника (0,5-1 минута на группу)

3 этап – блиц, на этом этапе оппоненты из зала задают вопросы спикерам в произвольном порядке (2-3 минуты)



Учитель обращается к классу:

- Давайте подумаем, каких правил стоит придерживаться для того, чтобы наша дискуссия была успешной и принесла нам не только знания, но и удовольствие от общения?






Введение в дискуссию:

Две группы спикеров занимают места за отдельными столами напротив остальных учащихся (группы спикеров были определены на предыдущем уроке). Вновь озвучивается высказывание, послужившее основой для дискуссии: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют». Дж. Д. Натан, американский критик.

Установление регламента дискуссионного занятия:

Обучающиеся выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть), получают раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей.














Ученики формулируют правила ведения дискуссии:

Четко формулировать мысли;

Слушать оппонента;

Приводить только достоверные факты;

Не допускать грубости и насмешек;

Высказываться только по теме дискуссии и т.д.



Каждая группа представляется и оглашает свою точку зрения на тему дискуссии: насколько важен процент явки избирателей во время выборов, как этот процент влияет на политическое поведение в дальнейшем? Точки зрения фиксируются на доске секретарем и в записях оценочной комиссии.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Применение знаний и способов действий (18 мин)

Цель этапа: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Ход дискуссии:

Фронтальная работа, учитель предоставляет слово кожной группе последовательно и объявляет перерывы на обсуждение. Учитель наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания.


















В ходе дискуссии учитель использует следующие методы для контроля за ходом проведения дискуссии, а также поддержания и стимулирования активности учащихся:

1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули­ровать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда
говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);

2) парафраз — повторение учителем высказываний выступаю­щих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение ска­занного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я поняла, что...»);

3) демонстрация непонимания — побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы
имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?»,
«Вы уверены в том, что утверждаете?»);

5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
другом подходе
(«Давайте обратим внимание, что ваш оппонент считает явку избирателей более 70% основным условием демократических выборов»);

6) «доведение до абсурда» — учитель соглашается с высказан­ным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы («Я согласна с вашим высказыванием, стоит отменять результаты всех выборов, на которые пришло менее 100% избирателей»);

7) «задевающее утверждение» — учитель высказывает сужде­ние, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогла­сие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изло­жить другую точку зрения (Хорошо, сделаем вывод, что результаты выборов вовсе не оказывают влияния на политическое поведение»).

Учащиеся выстраивают и представляют систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают и озвучивают опровержение аргументам противостоящей группы. Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Секретарь фиксирует на доске аргументы каждый группы и следит за соблюдением тайминга этапов.

Победившей считается та группа спикеров, которой удалось набрать наибольшее количество баллов оценочной комиссии, и наибольшее количество голосов в поддержку от аудитории. Голосование проводится по окончании третьего раунда путем тайного голосования и дает дополнительный балл победившей в голосовании команде.


Этап оценивается оценочной комиссией по устоновленной форме (см. Приложение 1).

Критерии оценивания этапа:

  • Затраченное время – время выступления на каждом этапе не должно превышать установленные рамки;

  • Соответствие аргументов и контраргументов – представляемые аргументы должны соответствовать позиции, которая выбрана группой;

  • Этичность поведения в ходе дискуссии.

Этап оценивается аудиторией (другими обучающимися) в форме тайного голосования.

Критерии оценивания этапа:

  • Обучающиеся делают выбор на основе собственного мнения об убедительности аргументов той или иной группы спикеров.


Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап закрепления материала. Обобщение и формулирование выводов по поставленной проблеме (8мин)

Цель этапа: Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

- Сегодня мы услышали отличные аргументы в поддержку двух разных точек зрения по одной и той же проблеме. Но, как известно, истина очень часто прячется посередине. Давайте попробуем сформулировать ответы на вопросы, для того чтобы принять общее обоснованное решение по итогам дискуссии:

  • Что такое политическое поведение?

  • Влияет ли политическая обстановка в стране на политическое поведение граждан?

  • Насколько важен процент явки избирателей во время выборов?

  • Как этот процент влияет на политическое поведение в дальнейшем?


Для повышения активности среди аудитории и спикеров в конце занятия, а также для анализа понимания темы и формулирования результатов дискуссии, им предлагается разработать на выбор:

1. Форму рекламы для повышения активности на выборах молодежи;

2. Пакет предложений для правительства по повышению заинтересованности молодого поколения в участии в политических выборах;

3. Предложения по использованию социальных сетей как способа вовлечения наименее политически активной молодежи.

Каждый из учащихся может выбрать понравившийся вариант разработки, что помогает стимулировать активность даже учеников с низкой мотивацией.

На этом этапе, учащиеся, которые не смогли в полной мере проявить себя в ходе урока получают возможность побывать в ситуации успеха при выполнении предложенного задания, при этом самостоятельно выбрав форму его выполнения.


Этап оценивается учителем.

Критерии оценивания этапа:

  • Учитель оценивает ответы учеников на поставленные вопросы с точки зрения соответствия изученному материалу, логичности и обоснованности высказываний;

  • Учитель оценивает правильность применения обществоведческих терминов в ходе ответов на поставленные вопросы;

  • Учитель оценивает умение оперировать полученными знаниями и обществоведческими терминами в ходе формулирования выводов;

  • Учитель оценивает умение использовать свои взгляды и идеи при выполнении творческого задания;

  • Учитель оценивает понимание материала темы.

Учащиеся высказывают своё мнение по вопросам.














Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов финальной разработки, при желании учащиеся могут разделиться на 3 группы или обсудить только одну разработку всем коллективом. Представители учащихся фиксируют финальное предложение на доске.
















Этап оценивается в формате взаимооценивания групповой работы.

Критерии оценивания этапа:

  • Обучающиеся оценивают предложения по другим проектам с точки зрения их логичности и аргументированности;

  • Обучающиеся оценивают предложения по другим проектам с точки зрения привлекательности для молодого поколения;

  • Обучающиеся оценивают предложения по другим проектам с точки зрения их креативности;


Познавательные:

Личностные:

Коммуникативные:

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа: Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Учитель в качестве домашнего задания просит учащихся повторить термины по изученной теме для зачета.

Темы дополнительного домашнего задания, выбор которых происходит по желанию:

1. Составить график явки избирателей на выборы президента РФ с 2000 по 2021 год на основе информации, представленной в интернете. Предложить собственные выводы на основе составленного графика.

2. Составить график явки избирателей на выборы в Государственную Думу РФ с 2000 по 2021 год на основе информации, представленной в интернете. Предложить собственные выводы на основе составленного графика.

Обучающиеся записывают домашнее задание



Обучающиеся по желанию выбирают тему дополнительного домашнего задания.

Личностные:

Регулятивные:

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Учитель раздает распечатки с сеткой рефлексии. Обращается к обучающимся с просьбой заполнить сетку на основе собственных ощущений от урока.

Обучающиеся заполняют сетку рефлексии на основе собственных ощущений от урока.

Регулятивные:









Приложение 1.

Лист оценки групп спикеров в ходе дискуссии. * Каждый этап оценивается от 1 до 3 баллов.



Группа 1

Группа 2

Учет времени выступления на каждом этапе (выступление не должно превышать установленные временные рамки)

1 раунд

1 раунд

2 раунд

2 раунд

3 раунд

3 раунд

Соответствие аргументов выбранной позиции группы

1 раунд

1 раунд

2 раунд

2 раунд

3 раунд

3 раунд

Соответствие контраргументов выбранной позиции группы

1 раунд

1 раунд

2 раунд

2 раунд

3 раунд

3 раунд

Этичность поведения

















Список источников

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. – М: Просв., 2012.

4. Лавренова, Е.Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения): 10-11 классы / Е.Б. Лавренова. – М.: Вита-Пр., 2013.

5. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Кн. 1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С. 152-197.

6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школах / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2005.

7. Мельникова, Е.Н. Проблемно-диагностическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ / под. Науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

8. httl://atlana.narod.ru/brainstorming.html Метод мозгового штурма















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!