СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Экологические основы природопользования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Экологические основы природопользования"»

Орловское СУВУ















Открытый урок:

«Экологические основы природопользования»












Разработала и провела

преподаватель

Лаптева М.В.












Тема: Экологические основы природопользования

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Сформировать понятия экология и природопользование

Задачи:

  • создать условия для формирования знаний об охране природы и рациональном природопользовании;

  • познакомить учащихся с природой, редкими и исчезающими видами растений, занесенных в Красную книгу Кировской области;

  • способствовать формированию интереса и любви к родному краю, бережное отношение к природе, экологическое мировоззрение;

  • коррекция и развитие связной речи при устном ответе обучающихся;

  • формирование умения четко и ясно излагать свои мысли

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, выставка книг, карта Кировской области.

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний.

Ребята, до каникул осталось совсем чуть- чуть, а мы с вами ещё успеем пройти курс по экологии, который называется «Экологические основы природопользования».

  • А кто из вас знает, что такое экология?

  • Кому знакомо это понятие?

  • А что такое природопользование?

  • Вы любите путешествовать?

-Где последний раз вы отдыхали?

Я приглашаю вас в путешествие по Кировской области - родному Вятскому краю. И совершим мы его, не сходя со своего места. Такое путешествие называется заочное.

  • Отправляясь в путь, нам необходимо захватить терпение, усердие и багаж нужных знаний.

Цель: к концу нашего урока - путешествия мы должны узнать, что такое экологические основы природопользования.

    1. Изучение нового материала

Кировская область — одна из уникальных областей России. Привлекательность Вятской земли и благополучие ее жителей во многом зависят от сохранения богатства ее природных ресурсов.

В то же время бурное развитие экономики, рост населения в последние годы существенно повлияли на состояние природы нашего края.

Человек (Разумное)- это биосоциальное существо. Благодаря природному разуму, он постоянно стремится создать условия среды обитания, не зависящие от природных факторов, повысить качество жизни. Изменяя все вокруг, мы часто забываем, что являемся частью живого, не можем существовать вне биосферы. От ее устойчивости, «здоровья» зависит и будущее человечества.

Учитель: Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право дается нам с рождения, как право на жизнь, свободу слова и равенство. Но пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные обязанности:

  • Какие обязанности мы должны выполнять? (сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам)

  • А что значит охранять природу?

Проблема охраны растений и животных сейчас стала особенно актуальной. Утрата любого биологического вида дикой природы наносит ущерб интересам общества.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об охране природы и рациональном природопользовании на примере нашей Кировской области

  • Что относится к природным ресурсам?

  • Виды природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые) Кировская область (Вятский край).

Кировская область — область в Российской Федерации. Входит в состав Приволжского федерального округа Кировская область, одна из крупнейших в Нечернозёмной зоне Российской Федерации. Территория области составляет 120,4 тыс. км2. Численность населения на 1 января 2012 года составляет 1327,9 тысяч человек. Расстояние от г. Кирова до Москвы — 896 км.

Рельеф области - холмистый. В центральной части области — Вятские Увалы.

Климат

Климат умеренно-континентальный. Близость к Северному Ледовитому океану обуславливает возможность вторжения холодного воздуха. Отсюда — сильные морозы зимой, заморозки и резкие похолодания в летние месяцы. Почва

  • Какие почвы преобладают в нашей области?

  • А чем еще богат наш край?

Основу природно-ресурсного потенциала области составляют лес (в основном хвойные породы), в области находится крупнейшее в Европе Вятско-Камское месторождение фосфоритов, пушнина, водные и земельные ресурсы. Широко распространены месторождения торфа. Велики запасы нерудного минерального сырья: известняков, мергелей, глин, песков и гравия.

В последние десятилетия на востоке области выявлены незначительные промышленные запасы нефти. Область богата минеральными источниками и лечебными грязями. На территории Кумёнского района области находится известный курортный посёлок федерального значения «Нижнеивкино», куда на лечение и отдых приезжают жители Кировской области и многих регионов России.

Водные ресурсы края. Гидрография

В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,65 тыс. км.. К крупным протекающим в пределах области относятся реки Молома, Пижма, Луза, Кобра, Чепца.

Общее количество озёр на территории области 4,5 тыс. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан. Характерна высокая заболоченность северной половины области.

Растительность

В области насчитывается 1470 видов растений.

И все эти богатства должны использоваться бережно и рационально. Экология (понятие)

Наиболее интенсивное загрязнение отмечается на территории сосредоточенности промышленных предприятий и транспортных средств.

Качество воды в реке Вятка, отличается повышенным содержанием железа общего, имеющего природный характер. Наиболее высокие концентрации вредных веществ сосредоточены на участке от города Слободского до города Кирова.

В 2007 году утверждён «Перечень потенциально-опасных и критически важных объектов Кировской области», в который включено 65 объектов, из них 3 химически опасных объекта 3 класса опасности: завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината, Завод Полимеров Кирово-Чепецкого химкомбината и комплекс объектов по хранению и уничтожению химического оружия «Марадыковский» Оричевского района.

ВЫВОД:

Чем богата природа Кировской области? Где используются природные ресурсы?

А всегда ли рационально человек использует природные ресурсы? (Вода в училище)

К чему может привести неразумное обращение с природой? (купальницы). Куда заносят исчезающие виды растений, животных, и т.д.?

Особо охраняемые природные территории

Имеется 197 особо охраняемых природных территорий общей площадью 375,6 тыс. га: государственный природный заповедник федерального значения «Нургуш», 3 государственных природных заказника регионального значения — «Пижемский», «Былина», «Бушковский лес», 189 памятников природы регионального значения, 3 лечебно-оздоровительных местности. Ведутся работы по созданию национального парка «Атарская Лука»

Охрана природы. История Красной книги.

В результате возрастающего влияния человека на природу сокращается численность видов растений и животных. Сегодня под угрозой исчезновения на земном шаре находится около 25 тысяч видов растений, частично уже внесенных в Красные книги Международного союза охраны природы и региональные.

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все - это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга - международная - появилась в 1966 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученных всего мира. Название «Красная книга» вполне конкретное и в то же время символическое. Символичны и её страницы: чёрная - содержит названия исчезнувших видов; красная - находящихся на грани исчезновения; жёлтая - названия видов, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека; зелёная - перечень малоизученных видов; белая - практически не изученных видов животных и растений.

Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 г. и повторно в 1988 г. В нашей области тоже есть такая книга. В неё занесены редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране, (купальница, вороний глаз)

IV. Закрепление знаний – мини викторина (приложение).

V. Рефлексия

Я работал на уроке активно (пассивно)

За урок я устал (не устал)

Материал урока был интересен (скучен)

VI. Подведение итогов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!