Проект «Удивительный мир насекомых»
Программное содержание:
Расширить знания детей о насекомых (внешний вид, повадки) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания;
Цель: дать представления о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.Активизировать и обогащать словарь детей (муравьи, жуки, пчелы, нектар, ячейки, соты и др.);
Воспитывать в детях экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира (в данном случае – жизнь насекомых).
Актуальность проекта:
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми ОВЗ. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета.
Цель проекта: Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.
Задачи проекта:
1. Создание положительного эмоционального фона, способствующего освоению ребенком знаний о насекомых.
2. Развитие познавательного интереса к миру насекомых, умение отражать это в продуктивной деятельности.
3. Расширение знаний о насекомых: об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.
4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
5. Воспитание любви к природе, желание охранять её.
Ожидаемые результаты проекта:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
- Обогатить и систематизировать знания детей о насекомых;
- Иметь простейшие представления об особенностях строения тела в связи с их жизнью, способах их передвижения (летает, ползает, прыгает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- Знать о взаимосвязи с другими обитателями живой и неживой природы;
-Вырабатывать бережное отношение к насекомым на нашем участке;
-Сформировать положительное отношение к природе.
Сроки проекта: 1 месяц.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проект предполагает реализацию следующих этапов:
Подготовительный этап.
1. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
2. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
5.Подбор музыкальных произведений по теме
6. Составление плана основного этапа.
Основной этап:
1. Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, дидактических и подвижных игр.
2. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».
3. Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей».
4. Изготовление насекомых из различных материалов.
Заключительный этап:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Оформление мини-музея "Насекомые-наши знакомые".
3. Конкурс поделок совместно с родителями «Мир насекомых».
Подготовительный этап.
Понедельник
1. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.
2. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
Вторник
1. Подбор наглядно — дидактического материала, подвижные, имитационные (перевоплощающие) игры, игры-путешествия.
Среда
Разработка памяток, буклетов для родителей.
Четверг
1. Подбор картин и фотографий по данной тематике.
2. Составление картотеки — схем для описательного рассказа по теме «Насекомые».
Пятница
Организация мини-музея в группе «Чудесные насекомые».
Основной этап.
Понедельник
1. Рассмотрение картин на тему «Насекомые»;
2. Беседа «Что мы знаем о насекомых?»;
3. Дидактические игры «Узнай насекомое», «Четвертый лишний»;
4. Подвижная игра «Медведь и пчелы»;
5. Ручной труд. Изготовление стрекозы из бросового материала.
Вторник
1. Составление описательного рассказа о насекомых;
2. Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;
3. Подвижные игры «Жуки», «День и ночь»;
4. Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»;
Среда
1. Чтение рассказов о бабочках;
2. Аппликация «Бабочка»;
3. Дидактические игры «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны»;
4. Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»;
5. Игра-перевоплощение «Кузнечики и стрекозы»;
6. Прослушивание музыкальных произведений.
Четверг
1. Беседа «Из жизни муравьев»;
2. Музыкально-пластические импровизации: бабочки, жучки, паучки, гусеницы и др.
3. Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;
4. Изготовление дидактической игры «Муравей дружит с .....»;
5. Игра-перевоплощение «На поляне».
Пятница
1. Чтение рассказа В.Бианки «Приключения муравьишки», поэмы-сказки Пет Першута «Муравьиная свадьба»;
2. Дидактические игры «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?»;
3. Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя».
Заключительный этап.
1. Конкурс поделок совместно с родителями «Мир насекомых»;
2. Онлайн - презентация родителям мини-музея «Чудесные насекомые»;
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Калегина Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста. — Казань, 1994.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и восптателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Автор: Шаповалова Анна Геннадьевна,
учитель-дефектолог МБДОУ
"Детский сад №8" г.Алейска