СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ученической исследовательской работы в 8 классе по русскому языку «Изменение лексической оболочки слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен проект ученической исследовательской работы  8 класса  (проект филологической направленности) по русскому языку «Изменение лексической оболочки слова» (к научно-практической конференции "Шаг в науку-2023") с оглавлением, содержанием, библиографическим списком и приложением.

Просмотр содержимого документа
«Проект ученической исследовательской работы в 8 классе по русскому языку «Изменение лексической оболочки слова»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




Научно-практическая Конференция «Шаг в науку»

Наименование секции: «Я - исследователь»



ПРОЕКТ

(русский язык)

«Изменение лексической оболочки слова»






обучающейся 8 класса

Фоменковой Виктории Викторовны


Руководитель проекта:

Никитина Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы




д. Синьково


2023

Оглавление


Введение……………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Лексическая оболочка русских слов………………………………5-8

    1. Отражение в толковых словарях лексического значения слова……….5-6

    2. Русский язык как развивающаяся и изменяющая система……………..7-8

Глава 2. Лингвистическое исследование «Слова, изменившие лексическую оболочку»……………………………………………………………………...9-11

2.1 Понятие слов с изменённой лексической оболочкой…………………...9

2.2 Поиск в словарях слов с изменённой лексической оболочкой……......10-16

Глава 3. Социологическое языковое исследование………………………..12

3.1Ход языкового исследования………………………………………….....12-13

3.2 Результаты языкового исследования……………………………………14-16

Заключение…………………………………………………………………...17-18

Список используемой литературы ………………………………………….19

Приложение…………………………………………………………………..20-23















Введение

Русский язык гибкий и изменчивый, только он способен изящно подстраиваться под происходящие в обществе культурные и исторические процессы. Одним словам суждено уйти в прошлое, другим появиться, а какие-то слова меняют свою звуковую оболочку или просто меняют своё значение.

Что вы представляете при слове «ожерелье»? Вероятно, красивое украшение из жемчуга, золота и драгоценных камней, нежно обвивающее шею? Давным-давно именно данным словом обозначали стоячий воротник рубахи и даже меховой воротник шубы.

А какого человека мы называем странным? Сейчас мы скажем так: странным именуем того, чьё поведение или внешний вид кажутся нам непонятным и  нетипичным. А в  прошлых веках подобным эпитетом награждали путешественников, странников - людей, которые странствовали или кочевали из одного места проживания в другое.

Неужели, читая комедию «Бригадир» Дениса Ивановича Фонвизина, вы понимали, что отец главного героя Иванушки, которого именовали Бригадиром, был вовсе не старшим рабочим в бригаде или руководителем бригады, а имел военный чин - средний между полковником и генерал-майором.

Лексическое значение слова играет ведущую роль в процессе межличностного общения. При условии неправильного употребления речевых единиц, смысл высказывания будет подвержен искажению или вовсе не ясен окружающим. В связи с этим решено было привлечь внимание окружающих к данной проблеме.

Тема исследования «Изменение лексической оболочки слова». Данное тематическое направление является актуальным, поскольку затрагивает важнейшие языковые процессы и изменения в родном языке.

Проблема исследования состоит в следующем:  языковые (в особенности, лексические) нормы и значения русских слов недостаточно понятны обучающимся, поскольку происходит искажение значения слов, что ведёт к непониманию изучаемых художественных, публицистических и научно-популярных текстов.

Цель исследования: выявление при помощи толковых словарей слов русского языка, которые, сохранив звуковую оболочку, изменили своё лексическое значение.

Объект исследования: содержательный аспект авторских толковых словарей, читательская культура и культура речи обучающихся школы, членов их семей, взрослых.

Предмет исследования: слова, которые, сохранив звуковую оболочку, изменили своё лексическое значение.

Гипотеза исследования: уровень понимания прочитанного и культура речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение лексических норм языка, прививать навык пользования словарями и чаще обращаться к художественным произведениям.

Источниками языкового исследования: толковые словари русского языка различных авторов: В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н. Ушакова, Т.Ф.Ефремовой, Большой Советский Толковый словарь.

Этапы работы по исследованию:

1. Изучение научной литературы по данной теме.

2. Составление карточек со словами и заданиями для анкет-опросов.

3.Социальное языковое исследование (анкеты-опросы среди обучающихся школы, знакомых, в семье).

4.Обобщение материалов исследования (личный вклад в изучение темы (в Приложении).

5. Презентация. Защита проекта.





Глава 1. Лексическая оболочка русских слов

1.1 Отражение в толковых словарях лексического значения слова


Что понимают под лексическим значением слова? Лексическое значение слова - сочетание звуковой оболочки  слова с соответствующими предметами или явлениями окружающей действительности. Смысловое значение любого русского слова включает в себя не всё сочетание признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, состоянию, а только значительные, помогающие отличить один предмет или явление от другого.

К примеру, в чём отличие слов «тайга» и «тундра»? Отличие можно наблюдать, если обратиться к толковому словарю. По словарю С.И. Ожегова, тайга определена как «дикий и мало проходимый хвойный лес, тянущийся полосой от севера Европы до Охотского моря». По словарю Д.Н. Ушакова, тундра определена как «безлесное пространство приполярных областей вечной мерзлоты».

По словарю Д.Н. Ушакова лексическое значение слова  жираф  определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с чрезвычайно длинной шеей и длинными ногами». В лексическом толковании данного слова перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от иных животных.

Лексическое значение любого слова приводится в толковых словарях.

Несомненно, толковые словари – верные спутники образованных людей, стремящихся говорить образно, грамотно и выразительно.

В качестве известных примеров толковых словарей можно использовать:

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Большой Советский Толковый словарь.

Большая Советская Энциклопедия.

Толково-словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремовой.

Знать значение слов родного языка – норма для культурного человека любого времени, умение работать с толковыми словарями – умение, присущее для грамотного человека.



























1.2 Русский язык как развивающаяся и изменяющая система


Русский язык как система находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами, изменяя имеющиеся в слова. Однако наименования предметов, явлений, состояний, не получающих активного использования в жизни людей, выходят из употребления.

Слова, которые вышли из активного употребления, называют устаревшими словами. Устаревшие слова условно подразделяются на две группы: архаизмы (фонетические, исторические, грамматические), историзмы.

Архаизмы  - это устаревшие слова, которые вышли из употребления благодаря появлению замены их на современные синонимы - аналоги. И сегодня употребляем архаизмы, но обозначаем их другим словом.

К примеру, фонетический архаизм «ланиты» превратился со временем в современное слово «щёки», а  архаизм «десница» стал «правой рукой». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Историческим архаизмом «гость» раньше называли «заграничного купца».

Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить «на бале», теперь же верно сказать «на балу». Недочёты в употреблении архаизмов можно избежать, если обращаться к толковым словарям.

Исторические архаизмы отличаются от иных названных видов архаизмов. Вспомните: в кинофильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иван Грозный кричит: «Любострастный прыщ! Живота или смерти проси у боярыни!» На что боярыня, падая на колени, молит: «Живота! Живота!» Так вот, живот - это жизнь.

Что же такое историзмы? Устаревшие слова, которые обозначают предметы, полностью исчезнувшие, переставшие существовать в ходе развития общества. Историзмы можем встретить в художественных и исторических текстах.

Например, полностью исчез из повседневной речи историзм кафтан – мужская однополая одежда,   так как такая вещь не в употреблении у современного человека.

Существуют и фразеологические историзмы. К примеру, фразеологизм со значением «оказаться в неприятном и невыгодном положении»- это «попасть впросак».

Каково его происхождение? Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок.

Но существует и особая группа слов. Это слова, которые вначале были однозначными, потом обрели второе значение, а первоначальное значение устарело и стало неактуальным. Или другой вариант: слово с его лексическим значением устарело  и появилось через какое-то время в активном словаре с новым лексическим значением. Этим словам и будет посвящена исследовательская часть проектной работы «Изменение лексической оболочки слова».











Глава 2. Лингвистическое исследование

«Слова, изменившие лексическую оболочку»

2.1 Понятие слов с изменённой лексической оболочкой


Русский язык – развивающаяся система, однако за многие века он изменился до неузнаваемости. Но какие-то древнерусские слова живут до сих пор. Правда, теперь под совсем другим значением. Что это за слова?

Слова с изменённой лексической оболочкой – слова, которые были однозначными, потом обрели второе значение, а первоначальное устарело.

В среднем звене проходят явление омонимии. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Среди данных слов омонимами являются следующие имена существительные: 1) бабочка – яркое летающее насекомое с двумя парами больших крыльев, различающаяся по цвету и рисунку от вида к виду; бабочка – тип универсального галстука.

Все же при омонимии могли два слова одновременно существовать, омонимы могут быть и другими частями речи, кроме существительного (мой (имя числительное) дневник – мой (глагол) пол), поэтому слова, изменившие лексическую оболочку - отдельная разновидность исторической омонимии.

В старшем звене школы слова с изменённой лексической оболочкой изучаются в разделе «Неморфологические способы словообразования». Такой способ в языкознании называют лексико-семантическим. Лексико-семантический способ образования - это образование нового слова из имеющегося слова с изменением значения. Например, слово «титан» имеет несколько разных значений. Во-первых, титан - гигант, вступивший в борьбу с врагом, во-вторых, титан - большой кипятильник для воды, в-третьих, титан определяется как твёрдый металл. Этот способ словообразования был введён академиком, исследователем русского языка Виктором Владимировичем Виноградовым.

2.2 Поиск в словарях слов с изменённой лексической оболочкой


Читая в рамках школьной программы по литературе комедию «Бригадир» Дениса Ивановича Фонвизина, первоначально было непонятно, отчего отец главного героя Иванушки, которого именовали Бригадиром, был вовсе не старшим рабочим в бригаде или руководителем бригады, а имел военный чин - средний между полковником и генерал-майором. Получив разъяснения и узнав, что существуют такие слова в русском языке, которые поменяли, проходя через эпоху, кардинально своё лексическое значение, возник интерес отыскать и другие примеры таких слов. С этой отправной точки и началось данное языковое исследование, а источниками стали толковые словари В.И.Даля, С.И.Ожегова, Т.Ф.Ефремовой, Д.Н. Ушакова и иные толковые словари и энциклопедии.

Обнаруженные слова, лексическая оболочка которых со временем  изменилась, а также слова, которые употреблялись в ином значении, были сопоставлены с современными словоформами и систематизированы в сводную таблицу. Вышеназванная сопоставительная таблица находится в Приложении.

Познакомлю с некоторыми словами с изменённой лексической оболочкой.

1.Слово «снеговик» подверглось лексико-семантическому изменению.

Этот процесс можно проследить, если обратиться к двум толковым словарям: к толковому словарю В.И. Даля и С.И. Ожегова.

По словарю В.И. Даля слово «снеговик» имеет значение «ранняя перелётная птица, первого вешнего прилёту, когда в лесу ещё лежит снег, или снегирь».

По словарю С.И. Ожегова слово «снеговик» имеет значение «человеческая фигура, вылепленная из снега».

2. Не менее удивительно первоначальное значение слова «маяк».

По словарю В.И. Даля слово «маяк» имеет значение «торгаш, скупающий у крестьян сало шерсть, мошенник  по обвесу и обмеру». Иное лексическое значение к данному слову было найдено в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой. Маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря для ориентации проходящих судов.

3. Слово «вокзал» также подверглось лексико-семантическому изменению.

Этот процесс можно проследить, если обратиться к двум толковым словарям: к толковому словарю В.И. Даля и к Большому Советскому Толковому словарю.

По словарю В.И. Даля слово «вокзал» имеет значение «сборная палата, зала на гуляния, где обычно бывает музыка». В Большом Советском Толковом словаре можем найти привычном уже нам значение к данному слову: «вокзал»- «здание для обслуживания пассажиров и размещения служебного персонала на железнодорожной станции, пристани».
















Глава 3.Социологическое языковое исследование

    1. Ход языкового исследования


Следующим этапом исследовательской работы был социологический опрос по тематическим направлениям: «Словари - источники правильной речи и мышления» (для обучающихся среднего звена), «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение» (для обучающихся среднего звена), «Слова с иной лексической оболочкой» (для обучающихся старшего звена и взрослых).

Приняли участие в социологическом опросе «Словари - источники правильной речи и мышления» 20 человек (8 человек – обучающиеся 8 класса, 12 человек – обучающиеся 6 класса).

Цель опроса: выявить пользовательский уровень обучающихся словарями.

В ходе исследования предлагала ответить на вопросы, которые содержались в анкете-опросе. Вот как выглядел диагностический лист для анкеты – опроса:

Карточка №1 «Словари - источники правильной речи и мышления»

  • Напиши название известных тебе толковых словарей.

  • Напиши название словаря, который поможет узнать значение слова.

  • Напиши название словаря, из которого ты узнаешь, как правильно произнести слов.

  • Как часто ты обращаешься к словарям? В каком варианте используешь? (электронный или бумажный)?

  • Для тебя важно стать грамотным человеком?

Приняли участие в социологическом опросе «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение» 20 человек (8 человек – обучающиеся 8 класса, 12 человек – обучающиеся 6 класса).

Цель опроса: выявить уровень понимания обучающимися часто встречающихся слов в художественных текстах.

В ходе исследования предлагала ответить на вопросы, которые содержались в анкете-опросе. Вот как выглядел диагностический лист:

Карточка №2 «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение»

Задание. Правильно замените выделенные слова с устаревшей звуковой оболочкой на современные синонимы в конкретных предложениях.

1) На берегу реки долго сидел рыбарь.

2) Брат его протянул десницу к сосуду и сорвал первую печать!

3) А служилые люди бьют челом великому государю и просят выдать им сполна жалованье за два года.

4)Пурпурным огнём зажигают облака лучи восходящего солнца, так зарделись ланиты богини, а гневом сверкнули её зеницы.

5) Всадника длань в железной перчатке.

6) Вот еще уста, которые говорят одно, как сердце думает другое.

Приняли участие в социологическом опросе «Слова с иной лексической оболочкой» 10 человек (5 человек – обучающиеся 10-11 классов, 5 человек – взрослая аудитория).

Цель опроса: проверить умение самостоятельно подбирать лексическое значение к словам – омонимам.

В ходе исследования предлагала ответить на вопросы, которые содержались в анкете-опросе.

Карточка №3 «Слова с иной лексической оболочкой». Задание. Дайте словам два значения, ориентируясь на пример.

Пример: Мушка – насекомое; прицел в винтовке.

Конёк –

Баланс –

Бригадир – Дисциплина –
Раздел –
Надуть –
Брак –
Глава –
Норка –
Охота –





3.2 Результаты языкового исследования

Результаты опросов были оформлены при помощи диаграмм «Словари - источники правильной речи и мышления», «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение», «Слова с иной лексической оболочкой».

Из диаграммы «Словари - источники правильной речи и мышления» видно, что обучающиеся 6, 8 классов знакомы как минимум с 1-2 авторскими толковыми словарями (В.И. Даля, С.И. Ожегова), знают словари, в которых можно осуществить поиск значений слов и нормы грамотной речи (толковый, орфоэпический словари), при выборе формата словаря предпочтение отдают: обучающиеся 6 класса – бумажному формату словаря, обучающиеся 8 класса - электронному словарю, один опрошенный ученик 6 класса не обращается к словарям вовсе.

Результаты данного анкетирования показали, что подавляющее большинство учеников считает важным быть грамотными людьми. Однако немногие понимают, что одна из составляющих образованности человека – это умелое и систематическое использование в своей жизни разнообразных словарей, потому что именно с помощью их наш словарный запас обогащается, а речь становится более выразительной и правильной.

Таблица «Результаты анкетирования «Словари - источники правильной речи и мышления»

Ответы на вопросы

Ученики 8 класса

Ученики 6 класса

Знание авторских толковых словарей

8

11

Источник поиска значений слов

8

12

Источник норм речи

7

10

Бумажный формат словаря

2

7

Электронный формат словаря

6

4

Не обращаются к словарю

0

1

Из диаграммы «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение» видно, что обучающиеся 6, 8 классов могут правильно объяснить многие фонетические архаизмы, которые им были даны в конкретных предложениях. Синонимы обучающимися легко были найдены к словам: «рыбарь», «уста», «чело», «ланиты». Затруднения с подбором аналогов к словам «зеницы», «длань», «десница» возникли у некоторых обучающихся 6 класса, обучающиеся 8 класса лучше справились с объяснением данных слов.

Таблица «Понимание значения слов, изменивших звуковую оболочку, но сохранивших лексическое значение»

Слова для толкования

Ученики 8 класса

Ученики 6 класса

Рыбарь

8

12

Уста, чело

8

12

Ланиты

5

10

Зеницы

5

9

Длань

5

8

Десница

5

7



Из диаграммы «Слова с иной лексической оболочкой» видно, что обучающиеся 10-11 классов умеют в большинстве случаев самостоятельно подбирать оба лексических значения к словам – омонимам («брак», «раздел», «глава», «норка», «дисциплина», «надуть»). Взрослая аудитория справилась с толкованием значений слов намного лучше обучающихся старших классов, не дав второго значения при объяснении слова «бригадир».



Таблица «Слова с иной лексической оболочкой»

Правильный подбор лексических значений к омонимам

Ученики 10-11 классов

Взрослая аудитория

Брак, раздел

5

5

Глава, норка

5

5

Дисциплина

5

5

Надуть

5

5

Баланс, конёк

3

5

Охота

4

5

Бригадир

3

4























Заключение

В результате проведения языкового исследования, проанализировав типичные ошибки, были выявлены слова, в которых больше всего нарушаются лексические нормы слов. Нарушение норм литературного языка в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых.

В процессе работы над проектом я попыталась повысить уровень читательской культуры, а также пришла к следующим выводам:

1.Знать значение слов родного языка – норма для культурного человека любой эпохи.

2.Читательская культура школьника будет развиваться при условии понимания им лексических значений слов.

3.Знать всё многообразие русского языка не под силу ни одному человеку, однако изучать богатство родного языка, обращаясь к словарям и художественным произведениям - долг каждого образованного человека

Завершу своё выступление словами Владимира Ивановича Даля, человека, который всю свою жизнь посвятил поиску богатств русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатства языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка - вот что необходимо».
















Список использованной литературы

1. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976. - 448 c.

2.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

3.Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Мир энциклопедий Аванта, 2008.

4. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка.- Л.: 1998, 201 с.

 5.Большая Советская Энциклопедия / ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская Энциклопедия, 1992. - 921 c.

 6.Большой Толковый Советский Словарь/ ред.С.А. Кузнецов. - М.: Советская Энциклопедия, 1987.

7. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды/ Отв. ред. В.Г. Костомаров. - М.: Наука, 1977.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1981.

9.Даль Владимир Иванович. Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка / Владимир Даль. - М.: Белый город, 2008. - 640 c.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997.

11.Павлова, Н.А. Словарь фразеологических омонимов современного русского языка / Н.А. Павлова. - М.: Флинта, 2010. - 905 c.

12.Ушаков, Дмитрий Николаевич. Толковый словарь современного русского языка / Ушаков Дмитрий Николаевич. - М.: Альта-принт, 2008.





Приложение 1

Обобщение исследований

«Слова с изменённым лексическим значением»

Слово

Значение по словарю В.И. Даля

Иное (современное) значение по авторским словарям

Бригадир

Военный чин - средний между полковником и генерал-майором.

Старший рабочий в бригаде или руководитель бригады (по словарю Д.Н. Ушакова).

Ожерелье

Воротник у рубашек, кафтанов или меховой воротник у шуб. 

Женское украшение (обычно из драгоценных камней, жемчуга), надеваемое на шею (по словарю С.И. Ожегова).

Бахилы

Сапоги с голенищами, рабочая обувь. Женские полусапожки, обувь без задников.

Приспособления индивидуальные, средства личной защиты (по словарю С.И. Ожегова).

Карусель

Воинская конная игра, подобная рыцарским  турнирам.

Вращающееся устройство для катанья по кругу, с сиденьями, сделанными в виде кресел, лошадей, лодок (по словарю С.И. Ожегова).

Неделя

Нерабочий день, бездельный день.

Единица исчисления времени, равная семи дням (по словарю Т.Ф Ефремовой).

Вокзал

Сборная палата, зала на гулянии, где обычно звучит музыка.

Здание для обслуживания пассажиров и размещения служебного персонала на железнодорожной станции, пристани.

(Большой Советский Толковый Словарь, по словарю С.И. Ожегова).

Клипы

Руки (устаревшее значение).

Короткий музыкальный и рекламный фильм,

предназначенный для
показа по телевидению (по словарю Т.Ф. Ефремовой).

Вратарь

Тот, кто охраняет городские ворота.

В футболе, хоккее: игрок, защищающий ворота (по словарю С.И. Ожегова).

Зефир

Качественный разбор овечьей шерсти, лёгкая, прозрачная шерстяная ткань.

Тёплый летний ветерок; разновидность лёгкой фруктовой пастилы (по словарю Т.Ф.Ефремовой).

Орать

Пахать землю перед посевами вспахивали оралом.

Громко кричать (по словарю С.И. Ожегова).

Брань

Старинная ткань с узорами.

Осуждающие, обидные слова (по словарю С.И. Ожегова).

Снеговик

Снегирь. Ранняя перелётная птица, первого вешнего прилёту, когда в лесу ещё лежит снег.

Человеческая фигура, слепленная из снега (по словарю С.И. Ожегова)

Маяк

Торгаш, скупающий у крестьян сало, шерсть, щетину, мошенник  по обвесу и обмеру.

Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря для ориентации проходящих судов  (по словарю Т.Ф.Ефремовой)

Знаменоносец

Воинский чин. Человек, носящий отличительный знак.

Человек, носящий отличительный знак (по словарю Т.Ф.Ефремовой)

Газ

Самая тонкая, лёгкая шелковая ткань для женских уборов.

Физическое состояние вещества, при котором его частицы движутся свободно (по словарю Т.Ф.Ефремовой).

Клиент

Человек, который находится под чьим-то покровительством.

Посетитель, покупатель, заказчик (по словарю Д.Н. Ушакова).

Варяг

Скупщик всячины, безделицы.


Название норманнского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (по словарю Д.Н. Ушакова).

Клуб

Шаровидная вещь, всякое толсто-круглое тело

Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий (по словарю С.И.Ожегова)

Лава

Казачий строй в одну шеренгу.

Расплавленная минеральная масса, извергаемая вулканом на земную поверхность (по словарю Т.Ф. Ефремовой)

Мишура

Поддельное швейное и ткацкое золото и серебро, нить из олова или меди и приготовленные из них вещи.

Металлические, посеребренные или позолоченные нити, идущие на изготовление галунов, парчовых тканей  (по словарю С.И.Ожегова)




Монитор

Военный боевой корабль- броненосец.

Телевизионный, компьютерный экран

(по словарю Т.Ф.Ефремовой)

Плакат

Паспорт для людей податного сословия.

 

Настенный лист - крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом (по словарю С.И. Ожегова). 

Поршень

Род обуви

 

Подвижное цилиндрическое тело, плотно примыкающее к стенкам цилиндра и служащее для нагнетания и выталкивания из цилиндра жидкостей (по словарю Д.Н.Ушакова)

Ремонтёр

Отправленный из полка офицер для закупки лошадей.

Должностное лицо, производящее ремонт (по словарю С.И. Ожегова).

Розыск

Пытка или допрос под пыткой.

Деятельность компетентных органов по установлению местонахождения обвиняемого, подсудимого, уклоняющегося от явки, осужденного, уклоняющегося от исполнения приговора, а также по обнаружению лиц, бежавших из мест лишения свободы, лиц, пропавших без вести (по словарю Т.Ф. Ефремовой).

Титан

Гигант, вступивший в схватку с врагом.

Химический элемент, серебристо-белый легкий и твердый металл, используемый в самолетостроении  (по словарю Т.Ф. Ефремовой).






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!