Проект(старшая группа) на тему: «Формирование информационной культуры у детей дошкольного возраста»»
«Информационное общество» требует по-новому образованных людей:
- психологически готовых к жизни в «информационном обществе»;
- владеющих, не только традиционными, но и новейшими средствами для осуществления своей деятельности;
- умеющих обращаться с полученной информацией для решения задач своей деятельности, извлекать из нее пользу.
Работу по формированию информационной культуры надо начинать с дошкольной ступени образования по следующим причинам:
В дошкольном детстве в ходе овладения специфическими детскими видами деятельности складывается мотивационная структура личности, происходит обобщение опыта, создается динамически развивающийся образ мира. От получаемой информации в этот период во многом зависит отношение подрастающего человека к жизни.
Приобщение дошкольников к информационной культуре в дошкольном возрасте служит целям обогащения познавательной основы личности ребенка:
- формирование постоянной потребности в получении новой информации;
- стремления к самостоятельному усвоению знаний;
- поиску решений проблемных ситуаций;
- совершенствование своей деятельности,
что является важными условиями успешной учебной деятельности в школе и для всей последующей жизни.
Цель проекта: Заложить основы информационной культуры у ребенка дошкольника.
Задачи:
Создать условия, способствующие формированию информационной культуры у воспитанников.
Подобрать, разработать методические материалы, направленные на формирование информационной культуры у воспитанников.
Создать условия для исследовательской деятельности воспитанников по сбору, обмену информацией.
Содействовать развитию у детей интереса к расширению информационного кругозора.
Участники проекта: дети старшей группы, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации проекта: 1 неделя (в рамках тематической недели посвященной Всемирному дню информации – 26 ноября)
1
Управление и обеспечение проекта
Проектные мероприятия реализуются в детском саду и через выполнение домашних заданий.
Домашние задание включают исследовательскую деятельность, наблюдения по дороге в детский сад, сбор предметов по теме проекта для организации детской деятельности на следующей проектный день.
Реализация проектных мероприятий в детском саду проводится в форме совместной деятельности воспитателя с детьми посредством организации разнообразной детской деятельности:
- обсуждения, беседы по теме дня,
- просмотр видеороликов, слайд-презентаций,
- коллекционирование, оформление мини-музея,
- чтение познавательной (энциклопедической) литературы,
- игровые ситуации,
- решение проблемных ситуаций,
- сюжетно-ролевые игры,
- экскурсии,
- продуктивная деятельность (оформление плакатов),
- тренинги,
- трудовые дела,
- наблюдения.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий:
- дети проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности,
- дети подчиняются правилам и нормам взаимодействия с информационным миром,
- дети проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать за объектами окружающего мира,
- дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
- В игровой деятельности дети используют полученную в ходе реализации проектных мероприятий информацию.
- Бережно относятся к книгам.
- При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают новую, познавательную или интересную информацию.
- Предлагают темы познавательной деятельности, задают вопросы, самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы.
2
Проектные мероприятия
День недели | Тема дня | Мероприятия |
Понедельник | Человек разумный | 1.Обсуждение с детьми календарного события (26ноября – Всемирный день информации) 2.Просмотр видео ролика «Что такое информация 3.Определение мероприятий проектной деятельности по теме недели. 4.Оформление схемы-плаката «с помощью каких органов человек передает и получает информацию» (органы речи, зрения, слуха, обоняния, тактильные ощущения, жесты, движения, мимика, звуки) 5.Игры-небылицы 6.Память человека :Тренинг «Запомни и повтори(нарисуй)» Домашнее задание Собрать эмблемы, знаки для оформления коллекции |
Вторник | Способы передачи информации от древности до наших дней | 1.Рассматривание различных эмблем, знаков, какую информацию они носят. 2.Рассматривание наскальных рисунков, «расшифровка» информации наскальных рисунков. 3.Просмотр слайд-презентации «История письменности»(узелковое письмо, папирус, и пр.) 4.из истории «почты». Сюжетно-ролевая игра «Почта» 5.Знакомство с азбукой Морзе. Игровая ситуация «Семафорная азбука». Домашнее задание: выбрать «необыкновенные» книги для мини-музея (мини книги, книжки-малышки, звуковые книжки и пр.) |
Среда | Библиотека – хранилище разнообразной информации | 1.Просмотр слайд-презентации «История книгопечатания» 2.Экскурсия в школьную библиотеку 3. «Книжкина больница» - приведение книг в порядок. Оформление правил обращения с книгами. 4.Оформление мини-музея «Книга – главный источник знаний» 5.Сюжетно-ролевая игра «Школа» (в школе изучают интересные науки) Домашнее задание: Исследовательская деятельность: «Современные технические помощники человека в получении, переработке и передачи информации», заполнение «Листа исследования» |
Четверг | Современные технические помощники человека в получении, пере- работке передачи информации | 1.Беседа по результатам исследовательской деятельности «Современные технические помощники человека в получении, переработке и передачи информации». 2.Оформление плаката «Польза и вред компьютера, Интернета» 3.Решение проблемных ситуаций: поиск ошибок в последовательности действий 4.Логико-дидактический тренинг: решение задач с неполным условием. Домашнее задание: утром по дороге в детский сад отметить информацию, которую дают объекты природы. |
Пятница | Обмен сигналами между живой и неживой природой в животном и растительном мире. | 1.Обсуждение темы «Живая и не живая природа», какую информацию человек получает от объектов природы (выполнение задания) 2. «Обмен информацией между объектами природы»: Чтение энциклопедии «Движение рыб в косяках», «Дорожное движение у муравьев» 3.Наблюдение на прогулке: игровой практикум «Нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях, коре деревьев и пр.» 4.Вечер забот: помыть цветы в группе, подсыпать земли, подрыхлить землю и пр. |
Итоговое мероприятие | Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки информационной культуры» |
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем (в подготовительной группе) в рамках данной тематической недели можно организовать деятельность с детьми по работе с информацией по следующим направлениям:
- учимся рассуждать,
- нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих качеств, свойств, признаков,
- установление логических цепочек в окружающем мире,
- нахождение ресурсов объекта, предмета (как по-новому можно использовать определенный объект),
- придумывание фантастических объектов, установление связей фантастических объектов с реальным миром.
Лист исследования
Современные технические помощники человека в получении, переработке и передачи информации»
Задание для исследования: Нарисуй (рисунком, знаком и пр.) в соответствующем столбце техническим помощников человека в получении, переработке и передачи информации (рисунком, знаком и пр.) или напиши
Получение информации | Переработка информации | Передача информации |
| | |