СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Создание мини питомника хвойных пород деревьев на школьном участке Лицея №23 г. Кемерово"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект необходим для озеленения школьных территорий города, а также ЛБенинского района города Кемерово. Участники проекта: школьники, родители, экологический клуб лицея, научное общество "Ноосфера".

Просмотр содержимого документа
«Проект "Создание мини питомника хвойных пород деревьев на школьном участке Лицея №23 г. Кемерово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ №23»




ПРОЕКТ

Создание мини питомника

хвойных пород деревьев

на школьном участке

лицея №23 г. Кемерово



Автор:

Лаврентьев Егор,

ученик 9 «А» класса

г. Кемерово, МБОУ «Лицей №23»

Руководители:

Качаева Л.А., учитель биологии,

МБОУ «Лицей №23»

Иванова Л.Я., учитель географии,

МБОУ «Лицей №23»

Почтовый адрес организации:

650056 Кемеровская обл.,

г. Кемерово, ул. Ворошилова, 10 б,

Телефон: 8 (384) 251-47-77





Содержание


Введение…………………………………………………………………………………….………3

Механизмы организации проекта…………………………………………………………………7

Характеристика пришкольного участка…………………………………………………………..9

1.Общие сведения…………………………………………………………………………………..9

1.1 Земельная площадь пришкольного участка…………………………………………………..9

1.2 Географические условия на школьном учебно-опытном участке…………………………..9

2. Структура и содержание отделов учебно-опытного участка…………………………………9

2.1 Паспорт учебно-опытного участка…………………………………………………………...12

2.2 План-схема учебно-опытного участка……………………………………………………….12

Рекомендации по благоустройству школьного участка………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………………………...16

Список использованных источников…………………………………………………………….17

Приложение 1……………………………………………………………………………………...18

Приложение 2……………………………………………………………………………………...19

Приложение 3……………………………………………………………………………………...20

Приложение 4……………………………………………………………………………………...25

Приложение 5……………………………………………………………………………………...29


















Введение


С тех пор как человек пахать обрел уменье
украсить дом и двор, он ощутил стремленье,
и стал вокруг себя сажать для красоты
по вкусу своему деревья и цветы.

Жак Дели

Пришкольная территория – это наш зеленый дом, который занимает огромное место в учебно-воспитательном процессе школы, где проводятся экскурсии, занятия спортом, изучением различных экосистем. Формируются знания, об отношениях человека и среды, о влиянии факторов среды на организм человека, а также является зоной отдыха – нашим мини-парком. Это наше богатство и гордость, которое мы обязаны приумножать и сохранять.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

Введение

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше “притесняется”: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях. Не потому ли мы “вносим” природу в городские квартиры, служебные помещения инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сегодня редкая семья не содержит домашних животных, красивый аквариум или комнатные растения. Это не удивительно, ведь мы устаём от потока людей и машин, от компьютера и телевизора, от шума, спешки и одиночества в толпе города. Все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной.

В нашем городе много мест, где можно отдохнуть: уютные кафе, развлекательные центры, кинотеатры и, конечно же, парки. В парках г. Кемерово множество современных аттракционов, детям очень нравится на них кататься, а взрослые могут отдохнуть, посидеть на скамейках, полюбоваться зеленью, подышать свежим воздухом, прогуляться по Притомской набережной. Своим проектом мне бы хотелось донести красоту сибирской природы, более красочно благоустроить наш любимый город хвойными породами деревьев и кустарниками.

Актуальность

Обследовав, школьные территории города обнаружено, что хвойных пород деревьев на территориях очень мало или они вообще отсутствуют. Поэтому мы решили совместно с ребятами из школьного экологического клуба, научного общества «Ноосфера» создать на территории нашего школьного участка мини питомник.

Город Кемерово сильно загрязнен различными химическими веществами. Проектная работа, проделанная учениками одиннадцатого класса «Определение техногенного загрязнения воздушной среды на жизненное состояние ели сибирской и сосны обыкновенной» показала, что

- накопление токсикантов в районах, подверженных загрязнению воздушной среды являются пробные площадки АО «СДС Азот», пересечение дорог проспекта Ленина и бульвара Строителей. Пробная площадка - парк «Кузбасский», а также площадка МБОУ «Лицей №23» далеко удалены от источников загрязнения;

- хлорозу и некрозу подвержена хвоя пробных площадок: АО «СДС Азот», пересечение дорог проспекта Ленина и бульвара Строителей, для вывода токсичных элементов происходит дефолиация;

- чувствительны к загрязнению побеги и почки хвойных пород деревьев: уменьшается длина прироста осевых побегов, толщина побегов и ветвление, мало закладывается почек. Таким образом, самыми значительными источниками антропогенного характера, вызывающие загрязнение атмосферы, являются промышленность и автомобильный транспорт. Состояние атмосферного воздуха в парке «Кузбасский» чистый, на пришкольном участке Лицея №23-соответствует норме, самый загрязненный воздух на пробной площадке КАО «Азот», менее загрязнен на пересечении дорог проспекта Ленина и бульвара Строителей.

В результате воздействия загрязняющих веществ, таких как бензапирен, аммиак, фенол, формальдегид, наличие взвешенных частиц в атмосфере в растениях происходит разрушение хлорофилла, что приводит к снижению фотосинтеза. Наблюдается следующая последовательность изменения хвои, вначале наступает хлороз, затем по мере накопления вредных веществ наступает некроз и результатом негативного влияния окружающей среды является опадение хвоинок, дефолиация. В дальнейшем планируется, используя метод флуоресценции, провести анализ содержания фотосинтетических пигментов, измерить содержание хлорофиллов а и b, определить отношение хлорофилла a/b, провести элементарный анализ хвои с целью определения внутритканевого загрязнения. Приобретенный прибор флуориметр "Фотон 10"позволит определить особенно загрязненные участки районов города Кемерово и принять меры по улучшению окружающей среды.

Пришкольная территория Лицея № 23 обладает высоким коэффициентом антропогенной нагрузки и уровень загрязнения на нем оценивается как высокий, что отражается на степени асимметрии листьев березы повислой (Betula pendula Roth.), выраженной ксероморфности (высокая озоленность, сниженная оводненность и площадь листовой пластинки) [15].

Все эти аспекты являются предпосылками к созданию экологического проекта, который призван не только повысить эстетичность и рекреационное значение участка, но и улучшить экологическое состояние в Ленинском районе, сделать его более благоприятным для лицеистов и их родителей.

Школьники, родители, учителя лицея вносят посильный вклад в дело охраны природы. Пришкольная территория – наш зеленый дом, где проводятся экскурсии, уроки, создаются проекты по экологии и биологии. Учебно-опытный участок постоянный победитель и призер городского конкурса “Лучший пришкольный участок”. Это наше богатство и гордость, поэтому мы должны приумножать и сохранять этот красивый уголок нашего лицея, города.

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит, не очень эстетично: где-то зарос густым дерном, кустарниками, много поросли вокруг деревьев. Также нет места для отдыха рядом с пришкольным учебно-опытным участком. Анкетирование обучающихся, работников школы, местного населения показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой. Так родился проект по созданию мини проекта, для озеленения не только лицея, но и нашего города.

Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Почему до сих пор эта проблема оставалась нерешенной? Такие вопросы встали перед нами, лицеистами научного общества «Ноосфера».

Теоретическая проработка темы проекта

Приступая к разработке проекта, уже на первом подготовительном этапе была изучена литература по созданию мини питомника.

Инициатором и организатором проекта является член экологического отряда «Юный эколог» научного общества учащихся «Ноосфера» Тумбинский Роман. На заседании НОУ «Ноосферы» мы, члены экологического отряда, предложили учащимся 5-11 классов ответить на вопросы анкеты, эскизы дизайнерских композиций и схему школьной территории по благоустройству, провести социологический опрос среди учителей, родителей и местных жителей.

Вопросы анкеты:

  1. Нравится ли вам состояние школьного участка?

  2. Как вы считаете, нуждается пришкольная территория в дальнейшем благоустройстве?

  3. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?

  4. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?

Анализ результатов социологического опроса и анкетирования

Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения. В социологическом опросе приняли участие 80 респондентов, из них 28% - работники школы, 25% - местное население и в анкетировании 97% - обучающиеся школы.

На вопрос: Что бы вам хотелось создать на территории пришкольного участка?

- 70% респондентов хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

- 20% - оборудовать места отдыха (беседки, скамейки); 10% - закладка школьного сада.

Большинство опрошенных (95%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории (приложение 1).

Проанализировав данные источники, были сделаны следующие выводы:

  1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории

является актуальной.

  1. Благоустройство и озеленение школьного участка играет важную

санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

  1. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая,

ребята получат не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки, которые пригодятся им в жизни.

  1. Привлечение лицеистов к активным экологическим делам поможет

воспитать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе.

  1. Благоустроенная территория школы вызывает восхищение гостей, а

ученики, родители и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию, активность и трудолюбие, можно завершить успешно. Мы уверены, что в будущем наш лицей встретит всех в обновленном виде, который будет радовать и хозяев школы, и всех гостей.

Цель: создание мини питомника для выращивания саженцев хвойных пород деревьев.

Задачи:

  1. Создать паспорта школьного участка для дальнейшего озеленения, благоустройства территории.

  2. Изучить месторасположение школы, природно-климатические условия

Территории

  1. Составить план-схему школьного участка

  2. Дать рекомендации по благоустройству школьного участка, разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора.

Объект исследования: пришкольный участок

Предмет исследования: видовое разнообразие растений школьного участка.

Методы, используемые в ходе реализации проекта:

Анкетирование, социологический опрос, изучение, анализ литературы по благоустройству пришкольного участка, химический анализ.

Методика Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина [1].

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года и более. На школьном участке площадь посевного отделения питомника составляет 0,5га. Работая по технологической карте на создание лесных культур совместно с городским комитетом экологии приобретем весной посадочный материал, с учителем технологии на уроках и во внеурочное время будем строить свой мини-питомник. Ребята нашей школы очень заинтересованы в реализации моего проекта: появились единомышленники, новые друзья – старшеклассники с других школ города.


Организационные механизмы реализации проекта

№ п/п

Этапы, вид деятельности

Срок выполнения

I этап Подготовительный

1

Экологический отряд «Юный эколог»

- проведение анкетирования, изучение экологического состояния ландшафтных участков территории лицея;
- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- создание экологического паспорта;

- организация и проведение практической работы по реализации проекта «Пришкольный участок лицея №23».

Май-сентябрь 2022г.

II этап Практический

2

Построение ориентировочной схемы деятельности

Февраль – март 2023г.

Реализация проекта

Апрель – май 2023г.

III этап Заключительный

3

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений.

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Июль-август 2023-2025гг.


Сентябрь 2023г.

Объем работы и предлагаемые решения:

План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1

Проведение анализа экологического состояния школьной территории. Создание экологического паспорта пришкольного участка

Руководители проекта, Лаврентьев Егор


2

Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»

3

Анкетирование «Наш школьный двор» 5-11 класс

Лаврентьев Егор

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

4

Разработка коллективного проекта школьного двора:

-создание проектной группы;
-создание ландшафтных участков и цветников

Лаврентьев Егор

руководители проекта, классные руководители

ПРАКТИЧЕСКИЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ

5

Приобретение семян и выращивание рассады

Руководители проекта, учащиеся, классные руководители, родители

6

Трудовой десант по благоустройству школьного участка и работа летнего экологического отряда

«Юный эколог»:

А) уборка мусора на пришкольной территории;

Б) подготовка участка к посадке саженцев

Руководители проекта, экологический отряд

«Юный эколог»


7

Обработка почвы, посадка саженцев на пришкольном участке. Уход за посаженными растениями.

Руководители проекта, учащиеся, классные руководители, родители

8

Осенние работы
- прополка, рыхление, подкормка удобрениями;
- осенняя обработка почвы,

- подведение итогов проекта

Руководители проекта, классные руководители, учащиеся, экологический отряд «Юный эколог»


Этапы реализации проекта:
I этап – организационный (сентябрь-декабрь 2022 - 2023)

  • создание и работа экологического десанта для реализации проекта,

  • подготовка участка под мини-питомник,

  • изучение литературы по выращиванию различных пород деревьев,
    II этап – подготовительный (январь – апрель 2023)

  • определение территории под посадку саженцев хвойных пород деревьев,

  • агротехнические мероприятия по посадке саженцев.

III этап - основной (май – август2023)

  • организация работы по созданию мини – питомника (посадка и уход за саженцами деревьев и кустарников).

IV этап – заключительный

(сентябрь – декабрь 2023)

  • подведение итогов работы (оценка результатов реализации проекта, оформление отчетных материалов, фото-отчетов),

  • участие в областном конкурсе школьных участков, акции Добрых дел,

  • участие в научно – практических конференциях различного уровня (городских, областных),

  • дальнейшее планирование развития проекта (озеленение школьных территорий, улиц города, прибрежной зоны реки Томь).

Характеристика пришкольного участка

1.Общие сведения

    1. Земельная площадь пришкольного участка

Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 1000 кв. м.

Он расположен вокруг школы, плохо освещен солнцем и имеет источник водоснабжения – водопровод, который находится рядом со школой, что дает возможность, не нарушая расписания занятий затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ. Участок со всех сторон огорожен забором, вокруг участка живая изгородь (тополь, береза, ель, липа).

На учебно-опытном участке находятся отделы: цветочно-декоративный, полеводства, дендрологический, лекарственный, плодово-ягодный и экологический, на котором располагается альпийская горка и каменистый сад.

Для благоустройства территории экологический отряд составил план-схему пришкольного участка (приложение 2).

1.2 Географические условия на школьном учебно-опытном участке

Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть УОУ находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.

Это зона рискованного земледелия Кузнецкой котловины юго-востока Западно-Сибирской равнины.

Климат резко континентальный, средняя температура июля +18°С, января -19°С. Среднегодовое количество осадков 500 мм. Преобладают западные и юго-западные ветра.

Почва на школьном участке – суглинистая, слабокислая, слой гумуса очень маленький. Почва нуждается в мелиорации.

2. Структура и содержание отделов учебно-опытного участка

Учебно-опытный участок занимает площадь 1000 кв.м. имеет следующие отделы:

  • Цветочно-декоративных культур – 303 кв.м.

  • Отдел полеводства – 25 кв.м.

  • Экологический отдел –175 кв.м.

  • Дендрологический отдел – 260 кв.м.

  • Плодово-ягодный отдел– 30 кв.м.

Для оформления школьных цветников используются как однолетние (петунии, бархатцы, алиссум, настурция, сальвия), так и двулетние (маргаритки, виола) и многолетние растения (ирисы, флоксы, лилии, люпины, примула, ромашка садовая). Ассортимент цветов подобран таким образом, чтобы они цвели в течение всего вегетационного периода, непрерывно сменяя друг друга.

Отдел полеводства представлен двумя делянками, на которых произрастают злаковые растения: овёс, пшеница.

Экологический отдел является наглядной демонстрацией взаимосвязей в природе и представляет разнообразие растений с различными требованиями к условиям жизни: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые, ксерофиты и гигрофиты, зацветающие и раскрывающиеся в разное время суток и сезона, растения-барометры и растения-компасы, а также растений- представителей различных экосистем. Альпийская горка (коллекция засухоустойчивых и светолюбивых растений, как правило, представителей альпийских лугов и засушливой степной зоны) Среди седумов (очитков), толстянок, камнеломок, молодила, и др. яркими пятнами располагаются растения, цветущие в разные времена года: ранневесенние - мускари, примулы, баданы; в летний период - флокс шиловидный, алиссум, колокольчик карпатский, и др.; осенью - энотера и др. На хорошо освещенном месте среди камней создается определенный микрорельеф с сухими, прогреваемыми склонами. Альпийская горка и каменистый сад имитируют горный ландшафт. Эстетика каменистых садов отвергает искусственность и симметрию. Им всегда придается облик природного уголка. Здесь растут влаголюбивые растения: ирис, примула, камнеломка.

Дендрологический отдел: знакомит школьников с основными породами хвойных и лиственных пород древесных и кустарниковых растений Кемеровской области, с агротехникой их выращивания, с использованием деревьев и кустарников для озеленения территорий. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций. Декоративные деревья и кустарники являются хорошими объектами для наблюдений и опытов. На этом отделе и планируется создать мини питомник для выращивания саженцев.

Зоологический отдел способствует развитию интереса и воспитанию любви детей к животным, умению привлекать птиц и насекомых-помощников на учебно-опытный участок. В зоологическом отделе на стволах деревьев размещены птичьи кормушки для подкормки пернатых и искусственные гнездовья. Зимой кормушки посещают большие синицы, домовый воробей, сизый голубь, поползни, дятлы, сороки. Ягоды рябины и мелкие плоды ранеток привлекают снегирей, свиристелей, дроздов-рябинников.

Л екарственный отдел знакомит школьников с морфологией и вегетационным периодом лекарственных растений Кемеровской области, используется для всестороннего изучения лекарственной флоры, создания наглядных пособий. В отделе выращиваются такие лекарственные растения, как ландыш майский, бадан толстолистный, черемуха обыкновенная, сирень.

Плодово-ягодный отдел способствует расширению кругозора учащихся о особенностях строения, размножения и выращивания следующих растений: малины, земляники, смородины, крыжовника.

Зеленый класс находится на школьном учебно-опытном участке и предназначен для индивидуальной и групповой работы учащихся при выполнении различных видов деятельности. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии по биологии, экологии, географии. Учащиеся имеют возможность провести наблюдения, необходимые измерения и оформить результаты в дневниках.

2.1 Паспорт учебно-опытного участка

Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина [1].

Полевой дневник пришкольного участка содержит информацию о экологическом состоянии шести отделов. Во всех отделах преобладают биогруппы № 3, № 4, №5. Вид насаждений – групповая, рядовая и линейная посадка. Состав древостоя (биогруппы) разнообразен. По площади самым большим отделом является дендрологический – 1976м2, затем экологический – 555м2, цветочно-декоративный – 544м2, лекарственный – 107м2, полевой – 54м2, ягодный – 20м2 (приложение 3,4).

2.2 План-схема учебно-опытного участка

Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть учебно-опытного участка находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.
Лицею № 23 в текущем учебном году 85 лет (в данном здании 27 лет). За этот период было высажено более 80 деревьев и 97 кустарников. При подкормке истощенной почвы используются органические удобрения (перегной) и редко (только для проведения опыта) минеральные удобрения, которые вносятся в соответствии с нормами. Минеральными удобрениями пользуемся в соответствии с инструкцией по технике безопасности. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание опавших листьев и веток. Около сорока елей и сосен произрастает на учебно-опытном участке, что благотворно влияет на экологическое состояние атмосферы, так как эти деревья выделяют фитонциды.

На основе исследований ученика одиннадцатого класса Тумбинского Романа, проводимых в 2018-2019 году, по определению экологического состояния почвы учебно-опытного участка Лицея выявлено, что [14]:

тип почвы – среднесуглинистая, по механическому составу: полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – мелко-средне-комковатая; цветочно-декоративный и экологический отделы – средне-ореховато-пылеватая; дендрологический отдел – средне-комковатая.

По физическим свойствам:

Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Цветочно-декоративный отдел – слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная;

Дендрологический отдел – слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Экологический отдел – среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная.

По химическому составу:

Полевой, лекарственный, цветочно-декоративный отделы – рН=6,6; наличие: Са2+;

Плодово-ягодный отдел – рН=6,5; наличие: Са2+;

Дендрологический и экологический отделы – рН=6,2; наличие: Са2+; Cl-.

Выявлена зависимость состояния растительности от качества почвы: на полевом, плодово-ягодном и цветочно-декоративном отделе растительность находится в неудовлетворительном состоянии, древостой с неправильно развитой кроной, растения повреждены вредителями, цветение редкое, кустарники с наличием поросли и с сорняками.

Почва всех отделов среднесуглинистая, слабопроницаемая, плохо аэрированная, среднеслабоемкая мелко-средне-комковатая (5-30мм), а у цветочно-декоративного отдела – слабоемкая, средне-ореховато-пылеватая (7-10мм). Катионы кальция присутствуют во всех почвах, рН – слабокислая.

Состояние насаждений лекарственного, дендрологического и экологического отделов удовлетворительное. На дендрологическом и экологическом отделах присутствует хлороз.

Почва всех отделов среднесуглинистая, плохо аэрированная, рН – слабокислая, присутствуют катионы кальция.

Различаются:

почва лекарственного отдела: мелко-средне-комковатая (5-30мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая;

почва дендрологического отдела: средне-комковатая (10-30мм), слабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-;

почва экологического отдела: средне-ореховато-пылеватая (7-10мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-.

Особенности выращивания саженцев

     Саженцы древесных хвойных пород, выращиваемые в школьном отделении питомника, мы хотим использовать для озеленения города и  поселка и для создания защитных насаждений от ветра. Продолжительность выращивания саженцев в питомнике определяется биологическими особенностями пород и целевым назначением. Как правило, саженцы выращивают для лесных культур 2 – 3 года, для защитного лесоразведения   2 – 4 года, для целей озеленения 2 – 3 года (кустарники), 6 – 12 лет и более (древесные породы). При выращивании саженцев проводят 1 – 3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания. Сначала высаживают 1 – 2-летние сеянцы, реже – укоренные черенки с расстоянием между рядами 0,8 м и размещением в ряду через 0,5 м. Затем высаживают 3 – 4-летние саженцы с размещением 1 ×  1 или 1,5 × 1,5 м, а 6 – 8-летние саженцы с размещением 3 × 2 м.

Таким образом:

  1. На пришкольном участке удовлетворительное состояние имеют следующие отделы: лекарственный, дендрологический, экологический, неудовлетворительное: полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный

  2. Состояние растительности на участке зависит от типа почвы, ее физико-химических свойств

  3. Почва дендрологического, экологического отделов содержит хлорид-анионы

  4. Угнетенное состояние растений связано с плохой аэрированностью почвы, слабой проницаемостью для воды. Финансирование проекта (приложение 5).

Рекомендации по благоустройству школьного участка

1. Введение в почву дендрологического и экологического отделов аммиачной селитры и хлорида калия для предотвращения хлороза у растений для посадки саженцев хвойных пород деревьев

2. Проведение мелиорационных мероприятий для увеличения аэрированности и водопроницаемости почв всех отделов для развития корневой системы зеленых насаждений (рыхление, пескование, глинование и землевание)

3. Составить график субботников, для сохранения чистоты территории

Практическая значимость проектной работы

  1. Разработка паспорта школьного участка, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить состояние пришкольного участка, увеличить плодородие почвы, ландшафт школьного двора.

  2. Привлечение большого числа учащихся к работе над данным проектом, его реализацией сформирует бережное отношение к природе, любви к родному краю.

  3. Учебно-опытный участок – база опытнической работы учащихся. На нём постоянно трудятся ребята, не прекращается там работа даже в разгар каникул. С любовью поливают, пропалывают, подсаживают школьники разнообразные растения, приобретая опыт и навыки садоводства, закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений.

  4. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.

Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды позволяет строить социально – активную школу равных возможностей.











Заключение

Реализация данного проекта поможет создать условия для использования творческих способностей учащихся и вовлечению их в процесс выращивания деревьев, проявлять заботу о растениях.

Не останутся равнодушными родители и жители микрорайона, которые захотят помочь в осуществлении нашего проекта.

Кроме того, повысится конкурентоспособность лицея за счет создания имиджа уютного школьного двора, красота которого создавалась инициативой и трудом волонтеров, детей, родителей и педагогов. На данный момент уже составлен план проведения субботников, экологических акций на территории школы.

Город Кемерово станет еще зеленее, красивее и уютнее - наши школьники, вырастив в мини питомнике из маленьких саженцев более высокие деревья, займутся их посадкой в городе.
























Список использованных источников

  1. Аболин А.А. Авдеев В.В. Методика инвентаризации городских зеленых насаждений, Минстрой России; академия коммунального хозяйства им. К.д. Памфилова, Москва, 1997 г

  2. Экология Кемеровской области `2000-2004 г.г. Стат. Сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кемерово, 2005 – 160 с.

  3. Высоцкая М. В. Экология 9 класс. - М.: Энас, 2006.-128с.

  4. Зверев А.Т. Экология. – М.: ОНИКС 21 век, 2004. – 251с.

  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс – М.: Дрофа, 2008. – 247с.

  6. Миркин Б.М., Наумова Н.Г. Популярный экологический словарь.-М.: Устойчивый мир, 1999. – 287с.

  7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово: СКИФ, 2006.-379с.

  8. Яковченко М.А., Ермолаев В.А., Косолапова А.А., Аланкина Д.Н. Исследование почвенно-агрохимических характеристик зональных почв угледобывающих предприятий Кемеровской области – Вестник КрасГАУ, 2017. №4.

  9. Николаевский, В.С. Некоторые итоги исследования газоустойчивости растений – Учен. Зап. Пермск. Ун-та, 1973. – №281. – вып.1. – С. 183 – 188

  10. Кулова, Д.Д. Использование древесных интродуцентов в оздоровлении окружающей среды. Экологические проблемы современности: материалы семинара Майкоп, 25 мая 2009 г. Майкопский государственный технологический университет: редкол. Кулова Д.Д. [и др.]. – Майкоп, 2009. – с. 161-170.

  11. Николаевский, В.С. Биологические основы газоустойчивости растений – Новосибирск, 1979. – 215 с.

  12. Администрация Кемеровской области; Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2018 году. - г. Кемерово, 2019 – 203 с.

  13. Кемеровская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кемеровская_облас

https://obt.bio/catalog/oborudovanie-dlya-biotestirovaniya/fluorimetry/foton-10








Приложение 1

Анкета «Наш школьный двор»


















Приложение 2

План схема пришкольного участка

















Приложение 3



ПАСПОРТ

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА


____________Школьный учебно-опытный участок______________________


(название объекта)


находящегося______МБОУ«Лицей№23»________________________________


(наименование организации)


город________­­____Кемерово_________________________________________


Раздел 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ


Площадь





4.

Общая площадь объекта

4277м2




5.

Под зелеными насаждениями, из них:

под деревьями,

под кустарниками,

под цветниками,

под газонами (без деревьев)



1976м2 

200м2

544м2

2531м2




6.

Под замощением:

асфальтовое покрытие


1022м2 




7.

Под строениями и сооружениями

167м2 



9.

Архитектурные сооружения

 4м2



НА ОБЪЕКТЕ НАХОДЯТСЯ:


п/п

№ по плану

Наименование

Единица измерения

Кол-во

Примечание


 1

1

Теплица   

100м2

1



2

2

Гараж

42м2 

1


3

3

Трансформаторная будка

25м2

1












Приложение 3 (продолжение)

В пределах учетного участка определяются биогруппы и тип озелененной территории.

В процессе обследования зеленых насаждений записываются нижеследующие данные в отношении:

  1. деревьев, расположенных на проездах – вид насаждения (рядовая, групповая посадка), номера деревьев, порода, возраст, диаметр, отмечаются подвергающиеся стрижке деревья, состояние;

2- деревьев, расположенных в скверах, садах и бульварах, записываются те же данные, что и на проездах, кроме нумерации;

3- деревьев, расположенных на учетных участках парков, лесопарков, - вид насаждений, преобладающий состав пород, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, средний возраст, состояние;

4- кустарников – вид насаждений (аллейная, групповая посадка), порода, возраст, количество кустов, протяженность для рядовой (аллейной) посадки, состояние.

5- газоны и цветники учитываются по площади (многолетние цветы, кроме того учитываются по количеству кустов на учетном участке).

Состояние насаждений определяется по следующим признакам:

1 - «хорошее» - растения здоровые с правильной, хорошо развитой кроной, без существенных повреждений; газоны без пролысин и с хорошо развитым травостоем – стриженым или луговым, цветники без увядших растений и их частей;

  1. - «удовлетворительное» - растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др.; кустарник без сорняков, но с наличием поросли; газон с небольшими пролысинами, малоухоженным травостоем; цветники с наличием увядших частей растений;

  2. - «неудовлетворительное» - древостой с неправильно и слабо развитой кроной, со значительными повреждениями и ранениями, с зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни; кустарники с наличием поросли и отмерших частей, с сорняками; газоны с редким, вымирающим, полным сорняков травостоем; цветники с большими выпадами цветов, увядших растений и их частей.





Приложение 3 (продолжение)

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ЦВЕТНИКИ, ГАЗОНЫ, НАЗВАНИЕ

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА МБОУ «ЛИЦЕЙ №23»

№ учетного участка


№ биогруппы

Вид насаждений (рядовая, групповая посадка)

Состав древостоя (биогруппы)порода, тип газона, цветника

Возраст

Диаметр (на высоте 1,3 м)

Высота м

Количество

Подвергающиеся обрезке, шт.

Состояние

кв. м

шт.

1

2

3

№1-полевой отдел

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

54

-

-

-

-

+

№2-плодово-ягодный отдел


3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Рядовая

1

-

-

-


20



5

-

-

-

+

2

-

-

-

6

3

-

-

-

4

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

-

-

-

-

+

№3-лекарственный отдел

3

Групповая


4


25


0,4


28


106


5

+

-

-

+

5


26


0,86


28


4

-

-

-

-

Рядовая

6

25

0,34

1

2

+

-

-

+

4

Групповая

7

8

-

-

-

3

2

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

106

-

-

-

+

-

№4-цветочно-декоративный отдел


3

Групповая

5

26

0,7

28

544

4

-

-

-

+

11

20

0,4

45

5

+

-

+

-

10

5

0,5

30

3

-

-

-

+

4

Линейная

8

-

-

-

5

-

-

-

+

16

-

-

-

4

-

-

+

-

5

Гркпповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

-

+

№5-дендрологический отдел






































3






















Групповая





























4


25


0,4


28


1976

2

+

-

+

-

5


26


0,86


28


17

-

-

-

+

6


25

0,34

1

10

+

-

+

-

9


24

0,75

27

2

-

-

+

-

10


5

0,5

30

14

-

-

-

+

11

20

0,4

45

20

+

-

+

-


12


19

0,3

10

4

+

-

+

-

13

23

0,5

22

8

+

-

+

-


14


18

0,4

4

3

+

-

-

+

15


25

0,42

33

2

+



-

+

-

22

23

0,5

20

6

+

-

-

+

4




8

-

-

-

2

-

-

+

-


17


-

-

-

4

-

-

+

-

18

-

-

-

6

-

-

+

-

5

Групповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

+

-

№6-экологический отдел


3

Групповая

11


20

0,4

45

555

2

+

-

+

-

12

19

0,3

10

3

+

-

-

+

4

Линейная

8


-

-

-

5

-

-

+

-

17


-

-

-

6

-

-

+

-

19


-

-

-

5

-

-

+

-

20

-

-

-

8

-

-

+

-


21

-

-

-

7

-

-

+

-

5

Групповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

+

-


















Приложение 4

Паспорт проекта «Пришкольный участок МБОУ «Лицея №23»


Направления

(нужное подчеркнуть)

1. Молодежное предпринимательство

2. Наука и инновации

3. Гражданско-патриотическое воспитание

4. Профессиональная ориентация

5. Добровольчество

6. Здоровый образ жизни

7. Средства массовой информации

8. Творчество


Название проекта

Пришкольный участок МБОУ «Лицея №23»

Ф.И.О. руководителя проекта, автор

(Педагог и ребенок)

Руководители: Качаева Людмила Александровна, Иванова Людмила Яковлевна

Автор: Лаврентьев Егор Александрович,

Место учебы

МБОУ «Лицей №23»

Телефон (ребенка – руководителя проекта)

Лаврентьев Егор, 8-905-967-0545

руководители: Иванова Л.Я. 8-905-909-5824,

Качаева Л.А. 8-913-133-0132

E-mail (руководителя проекта)

mila.ca4aewa@yandex.ru

Название органа ученического самоуправления

Научное общество учащихся «Ноосфера»


Проблема

конкретное описание неудовлетворяющей вас ситуации, которую нужно поправить.


На территории нашей школы находятся отделы: цветочно-декоративный, дендрологический, полевой, экологический. Высаженные цветы, несмотря на хороший уход плохо развиваются. Клумбы имеют непривлекательный вид. Городские ребята не знают, как растет рожь, пшеница, овес, чем они отличаются. Не знают назначение лекарственных растений, не умеют ухаживать за плодово-ягодными культурами.

Кроме того, в ходе реализации проекта будет изменен ландшафт школьного участка, отделы будут выглядеть красивыми и ухоженными.

Цель проекта


разработка проекта пришкольного участка с учетом современного ландшафтного дизайна, повышение плодородия почвы

Приложение 4 (продолжение)


Задачи проекта

необходимые достаточные условия для осуществления, достижения цели

  1. изучить общественное мнение лицеистов;

  2. повысить социальную активность школьников, родителей при выращивании рассады, оформлении клумб и уходом за растениями;

  3. составить структурные композиции пришкольной территории;

  4. произвести оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации;

  5. провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Целевая группа, на которую направлен проект

Обучающиеся с 1 по 11 класс, родители, учителя, жители микрорайона

Территория реализации проекта

Пришкольный участок лицея №23

Проектная команда. (Необходимо расписать по функциям)


Проектная команда состоит из пяти человек, которые имеют навыки написания проектов, активно участвовали в экологических акциях, конференциях. Являлись победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по экологии, биологии на региональном уровне, победители и призеры муниципального этапа. Обладают такими личными качествами, как целеустремленность, инициативность, активность, умением доводить начатое дело до конца. Имеют возможность уделить проекту достаточно времени и, прежде всего, могли интегрироваться в команду по своим личным качествам.

Срок реализации проекта

Сентябрь 2022 года по сентябрь 20213 год

Этапы реализации проекта и временной план организационных мероприятий

Мероприятия – это то, что нужно делать, чтобы достичь данных целей и задач (с конкретными датами).

1.Подготовительный май-сентябрь 2022г.

- Проведение анализа экологического состояния школьной территории.

-



Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»

- Анкетирование «Наш школьный двор» 5-11 класс

2. Проектировочный Февраль – март 2023 г.

Разработка коллективного проекта школьного двора:

- создание проектной группы;
- создание ландшафтных участков и цветников




Февраль – март 2018 г.

3. Практический Реализация проекта

Апрель – май 2023 г.

- Приобретение семян и выращивание рассады

- Трудовой десант по благоустройству школьного

участка и работа летнего экологического отряда

«Юный эколог»:

А) уборка мусора на пришкольной территории;

Б) разбивка клумб, газонов

- Обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на школьном участке. Уход за посаженными растениями.

- Осенние работы:
- сбор и подготовка семян к хранению;
- осенняя обработка почвы. Подведение итогов проекта




Апрель – май 2018 г.

  1. Аналитико – коррекционный июль-август 2023г.

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений


Июль-август 2018 г.

  1. Заключительный сентябрь 2023 г.

Сопоставление действительных и желаемых

результатов работы.


Сентябрь

2018 г.


Конкретные ожидаемые результаты

1. Ученики, выращивая рассаду, ухаживая за клумбами будут бережно относится не только к растениям, произрастающим на школьном участке, но и к природе родного края.

2. Покупка готовой рассады для создания элементов ландшафтного дизайна на школьной территории

3.Привлекая родителей к благоустройству и озеленению территории, повышается их социальная активность, экологическое сознание.

4. Совместно с учителями биологии и географии нами составлена программа внеурочной деятельности «Декоративное цветоводство с основами аранжировки» для 5-7 классов, которую хотим реализовать, организовав в лицее на будущий учебный год кружок.

5.Произведена будет обрезка деревьев, кустарников, побелены стволы деревьев, бордюры цветников. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);

6.Учащиеся примут активное участие в экологических конкурсах, конференциях, акциях различного уровня.

Перспективы дальнейшего развития и финансирования проекта

Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории.

Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений.

Создать «Экологическую тропу», фотовыставку в лицее «Цвети, мой школьный двор».

Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди родителей с целью привлечения внимания, оказания помощи по экологическому оздоровлению пришкольной территории.

Финансирование проекта будет осуществлено за счет: добровольных пожертвований родителей, спонсорской помощи различных организаций.
















Приложение 5

Смета проекта

Флуориметр "Фотон 10" 815.000 руб.

Ноутбук 59.999 руб.


Саженцы

Цена

Кол-во

Сумма

1

Ель сибирская

500

12

6000

2

Пихта сибирская

800

4

3200

3

Сосна сибирская

700

8

5600

4

Сосна обыкновенная

1500

4

6000

Строительные материалы

13000

3

65000

ОБОРУДОВАНИЕ\



Итого: 874.999 руб.

Необходимый инвентарь

  1. Шланг 50 м. – 2000 руб.

  2. Лейки 6 шт.– 2000 руб.

  3. Лопаты штыковые 12 шт. – 2500 руб.

  4. Грабли 7 шт.– 3000 руб.

  5. Мини-грабли 6 шт. – 2000 руб.

  6. Мотыги 5 шт.– 3000 руб.

  7. Мини- мотыги 6 шт. – 2000 руб.

  8. Ведра пластмассовые 5 шт. – 1500 руб.

  9. Метла 7 шт. – 2500 руб.

Итого: 20.500 руб.

Всего: 981.299 руб.











34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!