СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект социально-экологической направленности «Огород на подоконнике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес к изучению предметов и явлений природы (живой и неживой) а также деятельности  взрослых, которая определяется климатом, окружающей средой, народными обычаями, национальными традициям.

Просмотр содержимого документа
«Проект социально-экологической направленности «Огород на подоконнике»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»










Методический материал

социально-экологической направленности

Проект «Огород на подоконнике»

автор: воспитатель МБДОУ детского сада

8 «Звёздочка»

Задощенко Галина Марсельевна





Ростовская область

ст. Егорлыкская




Содержание:


  1. Введение…………………………………………………………………………..3

  2. Цель, задачи, актуальность, новизна и значимость проекта

«Огород на подоконнике»………………………………………………………….4

  1. Содержание проекта…….……………………………………………………..5

3.1. Этапы реализации проекта……………………………………………………...5

3.2. Инновационные формы работы в ходе реализации проекта………………….7

  1. Результаты проекта …….…………………………………………………..........8

5.Выводы о проведённом мероприятии………………………………………..…...9

6.Заключение……………………………………………………………………......…9


































1.Введение


Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы…

Так началась российская, русская экология. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда».

В «Концепции непрерывного экологического образования», особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

В процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников я использую современную образовательную технологию Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости», которая направлена на развитие каждого ребёнка как неповторимой индивидуальности.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла ведущее место в системе моей работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Эксперименты позволяют детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства предусматривают развитие у детей поисково-познавательной деятельности, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Проведённая мною педагогическая диагностика показала недостаточный объем знаний у детей в области естественно - научных представлений. Дети затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

ФГОС ДО так же предъявляет ряд требований к ребёнку- выпускнику. Чтобы быть успешным в школе, ребёнок должен участвовать в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проявлять изобретательность и оригинальность. Решением проблемы, по моему мнению, может стать практико-познавательный игровой проект «Огород на подоконнике».


2. Цель, задачи, актуальность, новизна и значимость

проекта «Огород на подоконнике»


Начиная работу над проектом, мы с детьми поставили цель:

Вырастить овощную рассаду для высадки в теплицу и цветочную рассаду - для цветников.

Отсюда плавно у нас выявилась и проблема проекта: можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях? Ответом на этот вопрос стал проект «Огород на подоконнике» (Приложение № 1), который будет способствовать формированию у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитанию  у детей  любви к природе.

Поставленная цель предусматривает решение определённых задач:

  • Создать в группе огород на подоконнике «Во саду ли, во городе…»

  • Расширить знания детей об овощных и цветочных растительных культурах

  • Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

  • Содействовать обогащению развития элементарной экспериментально-поисковой деятельностью (принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения; формулировать выводы, делать маленькие «открытия»); развитию умения правильно формулировать гипотезы: «Что будет, если я сделаю то или это», «Что было бы, если бы...»; пониманию ребенком, что в эксперименте значение имеет не только положительный результат, подтверждающий гипотезу, но и отрицательный;

  • Развивать познавательный интерес к изучению предметов и явлений природы (живой и неживой) а также деятельности взрослых, которая определяется климатом, окружающей средой, народными обычаями, национальными традициями;

  • Развивать устойчивый интерес к исследованиям, радость от процесса исследования (посредством общения, вопросов, советов, восхищения догадкой, замечания, одобрения попыток комбинирования материалов, опытничества, стремления к экспериментированию);

  • Содействовать овладению наблюдательностью:

  • - желанию «фиксировать» результаты наблюдений за явлениями природы, растениями в «дневниках», рисунках, календарях природы и т.п.;

  • - переходу от практических действий с объектами природы к осознанию связей между ними, а также между действием и полученным результатом; творческие способности, адекватную самооценку, оптимизм и другие качества): уверенность в себе.

  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Считаю наиболее актуальным использовании метода проекта в процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников, т.к он представля­ет собой важную сферу позна­вательной деятельности детей. Проектная деятельность детей обладает це­лым рядом характеристик, оказы­вающих положительное влия­ние на развитие ребенка-до­школьника.

Прежде всего, расширяются знания ребенка о различных областях действительности. Во многом это связано с выполне­нием исследовательских и твор­ческих проектов.

Кроме того, развиваются об­щие способности детей — по­знавательные, коммуникатив­ные и регуляторные. Действи­тельно, выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык опреде­ления этапов его реализации, следование задуманному плану и т.д. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте малыш приобретает навык пуб­личного предъявления своих мыслей, выраженных в конк­ретном продукте.

Новизна моего проекта заключается в том, что я и мои дети постоянно находимся в пространстве возможностей, что изменяет наше мировоззре­ние и не допускает применения стандартных, шаблонные дей­ствий, а требует ежедневного творческого, личностного роста.

Многие родители, имеющие свои огороды, дачи, не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь, которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Маленькие дети любят действовать.

Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Таким образом, значимость проекта заключается в том, что одновременно решаются задачи познавательно-исследовательского, социально - личностного, эстетического развития ребенка.


3. Содержание проекта


3.1. Этапы работы над проектом

 

1 ЭТАП – подготовительный

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. 

Была проведена работа по приобретению и изготовлению необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.

2 ЭТАП – реализация проекта (основной или исследовательский)     

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Во время наблюдений за ростом растений, дети вели дневники, где делали зарисовки и отражали результаты экспериментов в рисунках.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы, игры на данную тему. Рассматривание семян (укропа, моркови, пшеницы, огурцов), посадка семян и рассады.

Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- наблюдение за ростом корневой системы фасоли и гороха в речном песке;

- проращивание семян пшеницы в разных условиях;

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

В группе отвели место для лаборатории, где растения высаживались  разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Высаживали луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, достигаем очень многого — на конкретном примере убеждаем  детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

НОД с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и в комнатных условиях.

3 ЭТАП - заключительный

  • Дети с большим удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.

  • Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили презентацию «Огород 2016».

  • Была организована выставка детских работ.

  • Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русско – народные игры, посвящённые данной теме. Показали, чему они научились за время проекта.

  • Завершился проект высаживанием в теплицу рассады, выращенной детьми на своем огороде.

Планируем провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку», где дети представят на обозрение свои рисунки, подготовят свои рассказы  о том, как они вырастили лук, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе.

Дети с интересом проводили опытническую деятельность,  занимательные опыты и эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживают у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

Работу с детьми в рамках экологического проекта я строила на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. А результат данной работы - экологический праздник, досуг или викторина, например: «Осень, осень в гости просим», викторина «Овощи» и др. (Приложение № 2).

Совместная и самостоятельная деятельность детей, которая проходила в игровой, сюжетной, театрализованной формах, ребята были более активны. Путешествия на поезде, самолёте, корабле, ракете в лес, на полянку, или в подводный мир, встречи с героями сказок и любимых книг увлекали детей, и давали возможность в занимательной форме понять сложную структуру взаимосвязей живых объектов в природном сообществе. Очень интересными получились занятия на тему: «Как растут растения»,

«Чудесные семена» (Приложение № 3).

Знания, полученные детьми в ходе работы над проектом, помогли им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.


3.2. Инновационные формы работы в ходе реализации проекта


В ходе работы над проектом в качестве нетрадиционной формы работы по организации наблюдений я в своей практике использую такую форму работы, как лаборатория юных исследователей. Работа лаборатории реализуется через организацию такой деятельности, в ходе которой дети активно включаются в исследовательскую деятельность – проведение наблюдений и опытов. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. В моей группе работает лаборатория «Огород на подоконнике». Это длительное наблюдение, следовательно, результат будет отсрочен, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках, схемах, фотографиях, мини-сочинениях, стихах, загадках, гербариях. Для этого детьми совместно с взрослыми были оформлены и велись дневники наблюдений, где дети, являясь «лаборантами», отражали все этапы работы в лаборатории.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах земли, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Одна из форм экологического воспитания являются праздники, развлечения, театрализованные сказки экологической направленности. Роль, которых заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Экологически развивающая среда - это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать вывод и аргументировать.

Активно использую просмотр презентаций, экологической направленности, которые способствуют повышению учебной и игровой мотивации, вызывают живой интерес. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них появляется желание посмотреть еще раз, действовать, играть и вернуться к этому занятию вновь.

Использование викторин, путешествий с использованием ТСО, других наглядностей, так же помогают приобрести детям глубокие знания, развивают логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, неожиданные открытия и предположения. 

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как по­лучение «писем-жалоб» от разных растений, семян. При получении такого письма дети задумывались над его содержанием, обговаривали различные экологические ситуации, ре­шали, как можно помочь тому, или иному растению, как нужно обе­регать и охранять природу - своего края, и всей планеты.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), Приложение № так и нетрадиционные (деловые игры, экологические ширмы, круглый стол, дискуссии).

Данные педагогические формы и методы позволяют раскрепостить детей, почувствовать радость от совершаемых действий, помогают проявить инициативу, учат мыслить самостоятельно.


4.Результаты реализации проекта


Самый наглядный результат   реализации проекта «Огород на подоконнике» - в группе создан огород на подоконнике и выращена овощная и цветочная рассада - для теплицы, огорода, цветника.

В ходе проекта дети:

  • проявили интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

  • увидели многообразие посевного материала;

  • расширили свои представления о растениях, как живых организмах

  • стали более любознательными и наблюдательными;

  • получили представления об условиях, необходимых для роста и развития растений;

  • научились радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда;

  • стали более уважительно относиться к труду на земле (в огороде, цветнике).

  • Родители приняли активное участие в проекте.

Очень важно, что дети с большим энтузиазмом восприняли предложение выращивать своими руками рассаду овощей и цветов, они с удовольствием помогали заготавливать землю для растений, знакомились с необходимым для работы инвентарем, активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями, вели регулярные наблюдения с фиксацией результатов роста в дневнике.

В ходе проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляют уход за растениями, какие витамины содержатся в овощах,  как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.

С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали  цели, проявляя внимание и настойчивость.

Активное изучение художественной литературы позволило детям  узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах.

Какой  восторг  и гордость были у детей, когда появлялись первые всходы, что это они сами вырастили.

Проект «Огород на подоконнике» позволил развиваться и детско - родительским отношениям. Ребенок оказался содержательно интересен родителям, по­скольку он выдвигал различ­ные идеи, открываясь близким взрослым уже в знакомых си­туациях по- новому. «Проектная жизнь» ребенка и родителей наполнилась богатым содержа­нием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.

Сам факт продуктивности проектирования позволил создать историю развития и совместного про­живания детей и взрослых в рамках проекта.



5. Выводы о проведённом мероприятии


Работа над проектом показала, что труд по созданию огорода на подоконнике и выращиванию рассады стал для детей чем-то необходимым. Он принёс им радость и способствовал формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей проявилось сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. Дети усвоили, что когда ты выращиваешь овощи своими руками, то испытываешь еще и огромное удовольствие. Ведь мир вокруг нас прекрасен и удивителен.

  Считаю проведение таких мероприятий как проект «Огород на подоконнике» очень эффективным, ведь в результате работы дети более сдружились, детский коллектив сплотился. Они стали внимательнее друг к дру­гу, начали руководствоваться не столько собственными моти­вами, сколько установленными нормами, что очень важно в свете социально - личностного воспитания.

В ходе работы над проектом изменилось содержание игровой деятельности детей - она стала более разнооб­разной, сложно структурирован­ной, а сами дети стали интересны друг другу.

6.Заключение


Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако системати­ческая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо, не в полной мере используются инно­вационные формы работы со старшими дошкольниками.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Ведь формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, а такие мероприятия как проект «Огород на подоконнике» способствуют тому, чтобы этот процесс проходил как можно интересней, содержательней и эффективней.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!