Солдат моей семьи
Работу выполнил
Фисунов Иван
ученик 5 класса
МБОУ «Гилево-Логовская СОШ»
Романовского района Алтайского края
Руководитель Телюкова Л.И.
Каждую весну 9 мая мы встречаем долгожданную Победу! 76 лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Мы часто слышим фразу: «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека». Я задумался, может кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время Великой Отечественной войны. Так и возникла тема для исследовательской работы «Солдат моей семьи» .
Проблема:
Прошло много времени со Дня Победы в ВОВ. С каждым годом живых свидетелей тех событий все меньше. А современные школьники мало что знают о том, какой след оставила война в истории их семьи. Возможно, их родные были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Гипотеза:
Раз война была такая долгая и жестокая, то, наверное, и мои далекие родственники были ее участниками.
Цель моей работы:
Узнать о героическом прошлом своей семьи, кто из моих родственников был участником ВОВ
Задачи:
- Собрать сведения о предках-участниках Великой Отечественной войны. Привлечь родственников к изучению истории своей семьи.
- Изучить семейный архив: познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, наградами.
- Оформить буклет по теме проекта.
- Пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны.
ТИП ПРОЕКТА: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:
Данный материал можно использовать на классных часах, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Приобретение навыков исследовательской работы.
- Расширение знаний о Великой Отечественной войне.
- Сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков.
Этапы работы над проектом:
- 1 этап. Определение темы и цели проекта
- 2 этап. Сбор и обработка информации: определение источников информации, способов её сбора и анализа; определение способа представления результатов.
- 3 этап. Исследование: реализация плана действий; сбор информации.
- 4 этап. Подготовка к защите исследования: анализ и обобщение информации, формулировка выводов.
- 5 этап. Презентация исследования: доклад-защита, мультимедийная презентация.
Методы исследования:
- беседа с родственниками;
- интервью;
- работа с фотоархивом семьи, с документами;
- обработка информации.
Чуприна Александр Кондратьевич мой прадедушка по маминой линии
Чуприна Александр Кондратьевич мой прадедушка по маминой линии
Его судьба была очень трудной и трагичной. Он воевал, был ранен, попал в плен, прошёл через весь ужас фашистских концлагерей и выжил всем смертям назло.
Он родился в 1922 году в селе Гилёв-Лог в семье крестьян. Школьные годы начались в 1930 году. После окончания средней школы многие выпускники сами становились учителями. В 1940 году он начал работать учителем в селе Глубокое Завьяловского района.
Но в 1941 году началась война. В феврале 1942 года Александр Кондратьевич был призван в армию. Он вошёл в 232 стрелковую дивизию, которая была направлена на Воронежский фронт. Первые бои начались с самых первых дней июля. Бои были жаркими, длились по несколько суток подряд. В это время немцы понемногу продвигались к самому Сталинграду.
В начале августа их группа из 22 человек была направлена провести разведку боем. В этом бою погибли все, кроме моего прадеда и двух его товарищей. Их взяли в плен немцы. Все были ранены. Целый месяц не видели хлеба, кормили баландой из мяса убитых лошадей.
Затем начались холода. Он остался без ботинок и в гимнастёрке. Потом их перевезли в лагерь под Киевом. Здесь он насмотрелся, как страшно издевались над людьми, особенно над евреями. Выводили их из строя и тут же расстреливали. Осколки чугуна засели в его ранах.
Затем их перевезли в Польшу и разместили в бараках (вырытых в земле траншеях). Все пленные лежали на лежаках из земли, босые, раздетые.
Жив он остался благодаря помощи друзей. Ему купили за 3 пайки хлеба фуфайку и тапки, сшитые из старой шинели.
И так всё длилось до 1944 года. Наша армия приближалась к Германии.
12 апреля 1945 года Александр Кондратьевич всю жизнь считал своим вторым днём рождения. Американцы танками проехали по колючей проволоке и всех их освободили.
Потом он остался служить в армии связистом. С августа 1945 года по март 1947 года он служил в армии в Германии, хотя мог по ранению сразу попасть домой, но просить об этом не стал. В армии ему вытащили осколки, но не все. Некоторые он носил всю жизнь.
В марте 1947 года Александр Кондратьевич вернулся домой, «воскрес из мёртвых», так как родители получали на него похоронку. Все его встречали со слезами на глазах. Конечно, не все относились однозначно к тем, кто был в плену, прошёл концлагеря. Да и не может человек, не испытавший сам, понять, что пришлось перенести этим людям.
Три года Александр Кондратьевич и его друзья по плену терпели мучения с надеждой выжить и вернуться домой. До последних дней жизни он видел жуткие сны, воевал во сне, отбиваясь от полицаев. Война не оставляла его всю жизнь.
Александр Кондратьевич в 1995 году 1947 года он работал в Гилево-Логовской школе до 1975 года, до болезни. Умер Александр Кондратьевич в 1995 году. За свою работу он получал благодарности и награды. В 1967 году получил звание «Отличник народного просвещения». В 1957 году – медаль за освоение целинных и залежных земель. В 1985 награждён орденом Отечественной войны 2 степени. Имел памятные медали участника войны 1941-1945 годов.
Мой прадедушка занимался живописью. Он писал этюды родной природы, по которой скучал в плену.
Он был из тех, кто носил в себе чувство вины за то, что он выжил, а друзья погибли. А то, что он долго живёт на родной земле, считал для себя самой главной наградой.
Выводы:
Идут годы, война уходит в прошлое, но, изучая историю семьи, вновь и вновь переживаешь те события и понимаешь, что война была не где-то далеко, а здесь, на нашей земле, в моей семье. Становится ясно, какой трудной дорогой наши прадеды шли к великому дню 9 мая 1945 года. Мы обязательно должны сохранить память о тех, кто прошёл эту войну.
Из собранных материалов я узнал о героическом подвиге моего прадедушки, тех испытаниях, которые выпали на его долю. И я буду всегда помнить и гордиться своими бесстрашным прадедушкой Чуприна Александром Кондратьевичем, учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Результатом моей исследовательской работы на данном этапе является презентация «Солдат моей семьи»» и альбом о моём героическом дедушке.
Эта работа была представлена учащимся 5 класса на уроке ОДНКНР и учащимся 2 и 4 классов на часе общения.
Список использованной литературы
- История России, XX- начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Москва «Просвещение», 2004 г.
- Ссылки на электронные версии Книг Памяти в интернете на сайте «ПОДВИГ НАРОДА» и «МЕМОРИАЛ».
- Школьная энциклопедия. История России 20 век. Москва, «ОЛМА ПРЕСС Образование», 2003.