МБОУ «Криволесская ОШ»
Применение элементов художественных народных промыслов в современной жизни
| Проект ученицы 7-го класса Зеньковой Елизаветы Руководитель проекта Пайгильдина Г.А. |
2016 г.
Содержание:
Глава I. | Введение................................................................................ | 3 |
Глава II. | Исследовательский этап. Поиск информации.......................................................................... | 4 |
§ 2.1 | Понятие народных художественных промыслов.............. | 4 |
§ 2.2 | Виды художественных народных промыслов................... | 5 |
§ 2.3 | Интересные факты о народных промыслах...................... | 9 |
Глава III | Творческий этап. Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности..................................................................... | 11 |
§ 3.1 | Основные элементы Гжельской росписи.......................... | 13 |
§ 3.2 | Изготовление блокнота своими руками............................ | |
Глава IV | Заключение........................................................................... | |
Глава V | Необходимое оборудование и ресурсы.............................. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Глава I. Введение.
Чтобы учить новые слова и выражения по немецкому языку, я выписываю эти слова в тетрадь, затем перевожу их на русский язык с помощью словаря и записываю перевод.
Но однажды на уроке немецкого языка я переводила текст, в котором рассказывалось о деревнях нашей страны, которые стали известны по всему миру, благодаря народным промыслам. Это деревни Гжель, Хохлома, Палех, Жостово. В этих деревнях делают очень красивые вещи. Расписывают их вручную. Делают из разных материалов. Такой интересной работой занимаются не только взрослые, но и дети. И мне стало интересно, какие же еще виды народных промыслов есть у нас в России. Пользуются ли они популярностью и какие современные вещи создают люди, используя мотивы народных промыслов.
Когда я искала нужную мне информацию в интернете, я нашла много фотографий, на которых были красивые вещи, раскрашенные белыми, синими и голубыми красками. Мне очень понравилось такое сочетание цветов.
Поэтому возникла идея сделать блокнот своими руками, расписав обложку мотивами народного промысла Гжель (так как белый, голубой и синий — это основные цвета этого промысла).
В этот блокнот я планирую записывать новые слова на уроках немецкого языка и их перевод, т.е. сделать мини-словарь.
Я надеюсь, что моя работа окажется интересной и нужной не только для меня, но и для других школьников. Потому что, такой интересный красочный словарь повысит интерес к изучению новых слов.
Таким образом, моя работа очень актуальна для меня.
Объект моего исследования — русские народные промыслы, как хорошо известные, так и не очень.
Цель моего исследования — более глубокое изучение техник народных промыслов, для последующего из применения в оформительской работе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие этапы:
1. Собрать достаточную информацию, о том, что такое народные промыслы.
Задача этапа: узнать, какие еще виды промыслов существуют у нас в России кроме широко известных во всем мире Хохломы, Гжели, Палехской и Жостовской росписи и др.
2. Найти интересные факты о народных промыслах.
Задача этапа: сделать итоговый материал интереснее и познавательнее.
3. Ознакомиться с техникой росписи предметов Гжель.
Задача этапа: узнать какие мотивы используют, чтобы расписывать вещь в бело-голубых тонах.
4. Сделать блокнот своими руками.
5. Расписать обложку готового блокнота.
6. Записать в готовый блокнот слова и словосочетания, изученные на уроках немецкого языка.
Гипотеза:
Элементы народных промыслов активно используются в оформлении современных вещей.
Практическая значимость:
Повышение интереса к изучению иностранного языка и изобразительного искусства. Использование собранного теоретического материала на уроках, дополнительных занятиях.
Глава II. Исследовательский этап.
Первый этап моей работы — исследовательский.
В сети Интернет я искала информацию о русских народных промыслах:
1) понятие народных художественных промыслов,
2) виды художественных промыслов,
3) интересные факты о художественных промыслах.
§ 2.1 Понятие народных художественных промыслов.
Наро́дные худо́жественные про́мыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. Стоит упомянуть, что в разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.
§2.2 Виды художественных народных промыслов
Варнавинская резьба по кости
В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.
Гончарный промысел
Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.
Ножевой промысел
Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы. Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Да еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты. Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии.
Хохломская роспись (Семёнов)
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Художественная вышивка
Одним из известных нижегородских промыслов является художественная вышивка. Она получила развитие в Нижнем Новгороде в 1933 году с созданием строчевышивальной фабрики «Юнона». Сохраняя древние традиции, фабрика и сегодня специализируется на разработке и выпуске женской одежды с элементами художественной вышивки.
Художественная обработка металла
С давних времен славился Нижегородский край традициями металлообработки. Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово, расположенный на берегу красавицы-реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел.
Новинская деревянная игрушка
В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек. Самый ранний из них - Чкаловский. К ранним игрушкам конца XVIII - нач. XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках.
Гжель
Гжель - это название живописного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Это колыбель и основной центр русской керамики.Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху. В 1972 Объединение "Гжель" создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
§2.3 Интересные факты
1. Матрешка – это символ художественных промыслов нашей страны. Деревянная расписная кукла родом из г. Сергиев Посад, ей всего около 100 лет. Но популярность матрешки огромна.
Сведения о русской истории возникновения матрёшки оказались довольно запутанными. Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукуруджи.
Вот эту самую куклу и привезли в конце XIX века в семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых.
Японская точёная фигурка буддистского святого Фукуруджи (или Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» — она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Однако версия о японском происхождении матрешки документального подтверждения не имеет. В самой Японии разъёмных статуэток Фукуруджи, кажется, нет. Поэтому более вероятно, что прообразом матрёшки послужили «писанки» — деревянные, расписные пасхальные яйца, которые были полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее.
Самая большая матрешка, изготовленная за времена Советского Союза, была ростом с первоклассницу, а самая маленькая – с горошину.
2. Глиняные игрушки получили название «дымковские» по названию слободы Дымково, где в XVI веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью областного центра, а до середины XX века слобода была деревенским предместьем Кирова.
3. У всех фигурок людей – и мужчин, и женщин – открытые, добродушные и немного удивлённые лица. Этот эффект достигается благодаря дугообразным бровям, а также изображению рта в виде точек. Дымковская игрушка учит детей доброте, спокойствию и гармонии. Она также способствует развитию семейных ценностей
4. Интерес к народной культуре продемонстрировала и прошедшая в Москве выставка-ярмарка «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка». На ней были представлены все 14 направлений национальных промыслов и ремесел. Актуальность тематики показало и количество участников мероприятия – продукцию представили 1507 организаций, мастеров и художников из 65 регионов страны, на выставке побывали 72 тысячи человек.
Глава III. Творческий этап. Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности
Миграция населения из сельской среды обитания в городскую среду определяет требования к ремесленным предметам. Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни. От туеска, бытовавшего в Архангельской области, сейчас никто не требует того, чтобы в нём носить молоко или квас, а только то, чтобы он стоял на полке и сохранял сыпучие продукты, поэтому можно изменить принцип закрывания туеска крышкой – закрывать сверху, а не изнутри. Соразмерно изменению внутреннего пространства дома должны быть изменены игрушки в сторону уменьшения размера.
Изменения в жизни связаны не только с изменением размеров жилища, но и с изменением применяемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изготовлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окружает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покрытие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, ламинат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что неудобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристическом комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании.
За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да! Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Многие из предметов и объектов декорирования являются современными и выполняют новые функции в жизнеобеспечении людей, по сравнению с доиндустриализационным периодом.
Работы мастеров в настоящее время представлены в следующих категориях.
1. Художественная обработка дерева и других растительных материалов: лозоплетение, резьба по дереву, плетение из лыка, корнепластика, изделия из бересты, бондарное производство, плетение из соломы, роспись по дереву, украшения, фитодизайн;
2. Производство художественной керамики
3. Художественная обработка металлов
4. Художественная обработка камня
5. Художественная обработка кости и рога
6. Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов: национальная вышивка, художественная вышивка, филейная вышивка;
7. Художественное ручное кружево
8. Художественное ручное ткачество
9. Художественное ручное вязание
10. Художественное ручное ковроткачество и ковродели
11. Художественная ручная роспись и набойка тканей
12. Художественная обработка кожи и меха
13. Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов: сувениры, изготовление национальных головных уборов, бисероплетение, изготовление музыкальных инструментов.
§ 3.1 Основные элементы Гжельской росписи.
Прежде, чем приступить к росписи обложки блокнота, мне необходимо было научиться писать основные мотивы Гжели, которые отличают ее от других промыслов.
Для этого мне понадобились:
- альбомные листы,
- гуашь – 2 баночки: былого и лазурного цвета,
- кисти – тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12),
- остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и ластик.
Ход работы:
1) Для начала я рассмотрела самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.
Поэкспериментировала со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.
2) Затем училась рисовать бордюры - простейшие орнаменты.
3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки.
4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.
Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма - лопаточка.
Я сделала вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.
Затем я подобрала несколько эскизов, которые могли бы стать украшением моего блокнота.
§ 3.2 Изготовление блокнота своими руками.
На этом этапе я сделала блокнот из бумаги своими руками. Блокнот делала по мастер-классу учителя изобразительного искусства Пайгильдиной Г.А. - своего руководителя проекта.
После того, как блокнот был готов. Я выбрала эскиз рисунка для обложки. Перенесла его на саму обложку и расписала в технике Гжель.
Глава IV. Заключение
В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:
1) Собрана информация о русских народных промыслах.
2) Изучена техника росписи Гжель.
3) Сделан блокнот своими руками.
4) В блокнот записаны слова и выражения на немецком языке. Составлен мини-словарь.
Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научилась расписывать предметы в понравившейся мне технике.
Я узнала интересные исторические факты.
В дальнейшем я планирую использовать готовый мини-словарь на уроках немецкого языка. Продолжу записывать в него слова и в 8-ом классе.
Считаю, что в результате работы над проектом у меня получилась нужная для учебы вещь.
V. Необходимое оборудование и ресурсы:
1. Учебник немецкого языка. Немецкий язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим М.: Просвещение, 2014
2. Мастер-класс по изобразительному искусству «Блокнот «Листопад» своими руками», Пайгильдина Г.А.
3. Материалы сайта http://u-sovenka.ru/
4. Материалы сайта https://ru.wikipedia.org/