СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Портрет слова "Конь"

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Портрет слова "Конь"»

 ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ПОРТРЕТ СЛОВА «КОНЬ» Проект выполнили: учащиеся 4 «Т» класса Куратор проекта: Шагдарова О.Н. 2020 год

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПОРТРЕТ СЛОВА «КОНЬ»

Проект выполнили: учащиеся 4 «Т» класса

Куратор проекта: Шагдарова О.Н.

2020 год

 ТЕМА Портрет одного слова

ТЕМА

  • Портрет одного слова
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ  Слово  конь

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слово

конь

Гипотеза Глубокие знания зависят от понимания сущностных характеристик слова

Гипотеза

  • Глубокие знания зависят от понимания сущностных характеристик слова
Тип проекта  исследовательский, групповой,  межпредметный(русский язык, литература, искусство),  краткосрочный

Тип проекта

  • исследовательский,
  • групповой,
  • межпредметный(русский язык, литература, искусство),
  • краткосрочный
Предполагаемый продукт проекта мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «конь»

Предполагаемый продукт проекта мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «конь»

Цели используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова  конь  в русском языке, фольклоре и литературе

Цели

  • используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова конь в русском языке, фольклоре и литературе
ЗАДАЧИ 1) проанализировать лексическое значение слова конь в основных толковых словарях русского языка; 2) изучить употребление этого слова в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;  3) проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом конь; 4) рассмотреть особенности сочетаемости слова конь; 5) описать особенности употребления слова конь в фольклоре и художественной литературе.

ЗАДАЧИ

  • 1) проанализировать лексическое значение слова конь в основных толковых словарях русского языка;
  • 2) изучить употребление этого слова в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;
  • 3) проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом конь;
  • 4) рассмотреть особенности сочетаемости слова конь;
  • 5) описать особенности употребления слова конь в фольклоре и художественной литературе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, овладеть навыками лингвистического анализа, научиться извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников, познакомиться с историей русской культуры.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание
  • одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, овладеть
  • навыками лингвистического анализа, научиться извлекать и перерабатывать
  • информацию из различных лексикографических и других источников,
  • познакомиться с историей русской культуры.
Планирование работы • выбор слова для описания, • выбор страницы. Распределение обязанностей • Разделение работы на этапы. • Составление плана работы над проектом. Реализация проекта • Работа по плану. • Решение возникающих проблем. • Консультации учителя, помощь родителей. Презентация проекта. Оборудование и ресурсы: компьютер, подключённый к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.

Планирование работы

  • • выбор слова для описания,
  • • выбор страницы.
  • Распределение обязанностей
  • • Разделение работы на этапы.
  • • Составление плана работы над проектом.
  • Реализация проекта
  • • Работа по плану.
  • • Решение возникающих проблем.
  • • Консультации учителя, помощь родителей.
  • Презентация проекта.
  • Оборудование и ресурсы: компьютер, подключённый к сети Интернет,
  • энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые,
  • фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная
  • аппаратура для презентации.
Планирование  работы Название страницы Задание Энтографическая страница Изучив литературу, опишите значение данного предмета в русской культуре Лексикографическая страница Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях Этимологическая страница Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическому словарю Словообразовательная страница Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова Фразеологическая страница Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражение, включающие слово «конь» Искусствоведческая страница Расскажите о литературных произведениях, произведениях живописи и музыки, в которых важную роль играет образ коня

Планирование работы

Название страницы

Задание

Энтографическая страница

Изучив литературу, опишите значение данного предмета в русской культуре

Лексикографическая страница

Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях

Этимологическая страница

Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическому словарю

Словообразовательная страница

Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова

Фразеологическая страница

Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражение, включающие слово «конь»

Искусствоведческая страница

Расскажите о литературных произведениях, произведениях живописи и музыки, в которых важную роль играет образ коня

Этнографическая страница Описание понятия в русской культуре В славянской традиции конь – одно из мифологизованных животных. 1.В.И.Даль « сборнике пословиц и поговорок» 2. 1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М., 1995. 3. Краткая энциклопедия славянской мифологии //http://sueverija. narod.ru/Prazdnic/Aug/31flor.htm. 4. Православный календарь. Святые мученики Флор и Лавр //tittp://days. pravoslavie.ru/Life/life6900.htm.

Этнографическая страница

  • Описание понятия в русской культуре

В славянской традиции конь – одно из мифологизованных животных.

  • 1.В.И.Даль « сборнике пословиц и поговорок»
  • 2. 1. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М., 1995.
  • 3. Краткая энциклопедия славянской мифологии //http://sueverija.
  • narod.ru/Prazdnic/Aug/31flor.htm.
  • 4. Православный календарь. Святые мученики Флор и Лавр //tittp://days.
  • pravoslavie.ru/Life/life6900.htm.
Лексикографическая страница   Сопоставление толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка. Конь - м.,стар,комонъ  Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка» В 4-х т. М.,1995. Т. 2. С. 154.  Словарь Ушакова,  Словарь Ожегова

Лексикографическая страница

  • Сопоставление толкования данного слова в

различных толковых словарях русского языка.

Конь - м.,стар,комонъ

  • Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка» В 4-х т. М.,1995. Т. 2. С. 154.

Словарь Ушакова,

Словарь Ожегова

Этимологическая страница   Сбор сведений о происхождении слова, использование этимологических словарей и справочников.

Этимологическая страница

  • Сбор сведений о происхождении слова,
  • использование этимологических словарей и
  • справочников.
Словообразовательная страница  кон- ёк кон- ин -а конь - кон- юх  кон- ник  кон- ск -ий кон- н -ый   А. Н. Тихонов  Школьный словообразовательный словарь русского языка

Словообразовательная страница

кон- ёк

кон- ин

конь - кон- юх

кон- ник кон- ск -ий

кон- н -ый

А. Н. Тихонов

Школьный словообразовательный словарь русского языка

Слова, обозначающие понятия, связанные с содержанием лошадей конюшня  — помещение для лошадей конюх — работник, ухаживающий за лошадьми конюший  — придворный чин в русском государстве; с конца XV в. начальник Конюшенного приказа, в ведении которого находились табуны лошадей, придворные конюхи коневод — человек, занимающийся коневодством , т.е. разведением лошадей  коновод — тот, кто присматривает за лошадьми спешившихся всадников коновал  — лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашнего скота в русских деревнях  

Слова, обозначающие понятия, связанные с содержанием лошадей

  • конюшня — помещение для лошадей
  • конюх — работник, ухаживающий за лошадьми
  • конюший — придворный чин в русском государстве; с конца XV в. начальник Конюшенного приказа, в ведении которого находились табуны лошадей, придворные конюхи
  • коневод — человек, занимающийся коневодством , т.е. разведением лошадей
  • коновод — тот, кто присматривает за лошадьми спешившихся всадников
  • коновал — лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашнего скота в русских деревнях

 

Фразеологическая страница Подбор пословиц, поговорок из фразеологических словарей, включающих описываемое слово.

Фразеологическая страница

  • Подбор пословиц, поговорок из
  • фразеологических словарей, включающих
  • описываемое слово.
Какими заклёпками ни замыкай коня, он всё рвётся на волю. Степного коня на конюшне не удержишь. То и конь, что треноги рвёт. Весело коням, когда скачут по полям. Фразеологическая страница В русском языке много устойчивых выражений со словами конь и лошадь . Лошадь— символ труда, добросовестной работы, и это отражено во фразеологизмах и поговорках : Рабочая лошадка, работать как лошадь, работать как конь, упорный как конь, лошадиная сила, ломовая лошадь.  Кто в кони пошёл, тот и воду вози. Старый конь борозды не портит. Старый конь мимо не ступит.

Какими заклёпками ни замыкай коня, он всё рвётся на волю. Степного коня на конюшне не удержишь. То и конь, что треноги рвёт. Весело коням, когда скачут по полям.

Фразеологическая страница

В русском языке много устойчивых выражений со словами конь и лошадь . Лошадь— символ труда, добросовестной работы, и это отражено во фразеологизмах и поговорках :

Рабочая лошадка, работать как лошадь, работать как конь, упорный как конь, лошадиная сила, ломовая лошадь.

Кто в кони пошёл, тот и воду вози.

Старый конь борозды не портит. Старый конь мимо не ступит.

Искусствоведческая страница Рассказ о фольклорных, литературных произведениях, произведениях живописи или музыки, в которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета.

Искусствоведческая страница

  • Рассказ о фольклорных, литературных

произведениях, произведениях живописи

или музыки, в которых важную роль играет

образ рассматриваемого предмета.

Искусствоведческая страница А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» (40) А.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Ершов «Конёк-Горбунок» Петров-Водкин «Купание красного коня» «Выйду в поле ночью с конём..» «Любэ» «Ой, мороз, мороз…» Конь Юлий из мультфильма

Искусствоведческая страница

  • А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» (40)
  • А.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • Ершов «Конёк-Горбунок»
  • Петров-Водкин «Купание красного коня»
  • «Выйду в поле ночью с конём..» «Любэ»
  • «Ой, мороз, мороз…»
  • Конь Юлий из мультфильма
Масти лошадей Изучить масти лошадей

Масти лошадей

  • Изучить масти лошадей
Масти лошадей Принято выделять четыре основные масти : гнедая,  рыжая , серая и  вороная . Остальные – производные.  Гнедая масть  — лошадь, корпус которой коричневого окраса различных оттенков, а грива, хвост и нижние части ног чёрные. Вороная масть  — чёрная окраска всего туловища, головы, конечностей, гривы и хвоста. Караковая масть  — лошадь с чёрным окрасом корпуса, гривы и хвоста и с рыжими или коричневыми подпалинами на морде, вокруг глаз. Это самый тёмный вариант гнедой масти. Игреневая масть  — рыжая или бурая с белыми или дымчатыми (с примесью серых волос) гривой и хвостом. Буланая масть  — желтовато-песочная или золотистая с чёрными гривой, хвостом и нижними частями ног.

Масти лошадей

Принято выделять четыре основные масти : гнедая, рыжая , серая и вороная . Остальные – производные.

Гнедая масть — лошадь, корпус которой коричневого окраса различных оттенков, а грива, хвост и нижние части ног чёрные.

Вороная масть — чёрная окраска всего туловища, головы, конечностей, гривы и хвоста.

Караковая масть — лошадь с чёрным окрасом корпуса, гривы и хвоста и с рыжими или коричневыми подпалинами на морде, вокруг глаз. Это самый тёмный вариант гнедой масти.

Игреневая масть — рыжая или бурая с белыми или дымчатыми (с примесью серых волос) гривой и хвостом.

Буланая масть — желтовато-песочная или золотистая с чёрными гривой, хвостом и нижними частями ног.

Саврасая масть  — «дикая» масть, масть лошади Пржевальского. Окраска туловища блекло-рыжеватая, неравномерная, с просветлением на животе. Каурая — «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище. Соловая — желтовато-золотистая с белыми гривой и хвостом. Изабёлловая — шерсть кремового цвета или цвета топлёного молока, кожа на всём теле розовая, глаза голубые. Мышастая — шерсть серого цвета, иногда с буроватым отливом, грива, хвост и ноги чёрные. Чубарая — светлый окрас, по которому разбросаны небольшие пятна жёлтого, рыжего, коричневого или чёрного цвета.

Саврасая масть — «дикая» масть, масть лошади Пржевальского. Окраска туловища блекло-рыжеватая, неравномерная, с просветлением на животе.

Каурая — «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище.

Соловая — желтовато-золотистая с белыми гривой и хвостом.

Изабёлловая — шерсть кремового цвета или цвета топлёного молока, кожа на всём теле розовая, глаза голубые.

Мышастая — шерсть серого цвета, иногда с буроватым отливом, грива, хвост и ноги чёрные.

Чубарая — светлый окрас, по которому разбросаны небольшие пятна жёлтого, рыжего, коричневого или чёрного цвета.

Вороная масть

Вороная масть

Гнедая масть

Гнедая масть

Буланая масть

Буланая масть

Буланая масть

Буланая масть

Происхождение Буланая  — либо от «булан»/«болан» — «олень», «лось», либо от «болан(-мак)» — «темнеть» (например, от пота), «делаться мутным». В пользу «оленьей» версии может служить сходство с окраской оленя (для сравнения: в американском английском название буланой масти — buckskin, то есть дословно «оленья»).

Происхождение

  • Буланая  — либо от «булан»/«болан» — «олень», «лось», либо от «болан(-мак)» — «темнеть» (например, от пота), «делаться мутным». В пользу «оленьей» версии может служить сходство с окраской оленя (для сравнения: в американском английском название буланой масти — buckskin, то есть дословно «оленья»).
Соловая масть

Соловая масть

Каурая масть

Каурая масть

Пегая масть

Пегая масть

Игры  Кроссворд  Викторина « Узнай о лошадях больше» Опознайте пословицу Игра « Подумай!»

Игры

  • Кроссворд
  • Викторина « Узнай о лошадях больше»
  • Опознайте пословицу
  • Игра « Подумай!»
КРОССВОРД По горизонтали: Грозная конница в гражданскую войну (имя). Кишка, хорошо развитая у нежвачных копытных. Родоначальник пород домашних лошадей. Лошадиная прическа. Дружный лошадиный коллектив. Кого древние греки называли «речной лошадью»? Обувь лошади. Длинная жердь в упряжке. Наука о лошадях ранее (ныне – коневодство). Одна из основных групп пород лошадей. Медицинский препарат, получаемый из молока кобылиц. У кошек – окот, у коров – отел, у лошадей - … . Целебный напиток из молока кобылиц. Лошадь в тельняшке.  

КРОССВОРД

  • По горизонтали:
  • Грозная конница в гражданскую войну (имя).
  • Кишка, хорошо развитая у нежвачных копытных.
  • Родоначальник пород домашних лошадей.
  • Лошадиная прическа.
  • Дружный лошадиный коллектив.
  • Кого древние греки называли «речной лошадью»?
  • Обувь лошади.
  • Длинная жердь в упряжке.
  • Наука о лошадях ранее (ныне – коневодство).
  • Одна из основных групп пород лошадей.
  • Медицинский препарат, получаемый из молока кобылиц.
  • У кошек – окот, у коров – отел, у лошадей - … .
  • Целебный напиток из молока кобылиц.
  • Лошадь в тельняшке.

 

Викторина Морская свинка – 2, овца – 5, дельфин -12, носорог - 16, индийский слон – 21, лошадь - …… ? У кита – 50 %, у коровы – 3 – 4,5% , у лошади - …… ? Какой масти изображён конь на картине Карла Брюллова «Всадница»?

Викторина

  • Морская свинка – 2, овца – 5, дельфин -12, носорог - 16, индийский слон – 21, лошадь - …… ?
  • У кита – 50 %, у коровы – 3 – 4,5% , у лошади - …… ?
  • Какой масти изображён конь на картине Карла Брюллова «Всадница»?
Шуточные вопросы Носорог – 7, зебра – 5, осёл – 4, лошадь - …. ? Какое животное ходит только буквой « Г » ?  Какое животное из семейства лошадей не расстается с осветительным прибором? Есть ли конь в море?  Какие животные ( при жизни ) бывают в яблоках? Спортивный снаряд в мужской гимнастике?

Шуточные вопросы

  • Носорог – 7, зебра – 5, осёл – 4, лошадь - …. ?
  • Какое животное ходит только буквой « Г » ?
  • Какое животное из семейства лошадей не расстается с осветительным прибором?
  • Есть ли конь в море?
  • Какие животные ( при жизни ) бывают в яблоках?
  • Спортивный снаряд в мужской гимнастике?
Опознай пословицу Работает лошадь мужского рода по – прежнему хорошо, хотя года уже не те.  Это занятие доводит непарнокопытных до смерти.

Опознай пословицу

  • Работает лошадь мужского рода по – прежнему хорошо, хотя года уже не те.

Это занятие доводит непарнокопытных до смерти.

Игра «Подумай» Лошадь Дон Кихота была настоящей старой клячей . Дон Кихот хорошо понимал  это, вот и назвал её «бывшей лошадью», но по - испански. Как же звали этого коня? (Россинант – в переводе с испанского «то, что прежде было лошадью»)

Игра «Подумай»

  • Лошадь Дон Кихота была настоящей старой клячей . Дон Кихот хорошо понимал

это, вот и назвал её «бывшей лошадью», но по - испански. Как же звали этого коня?

(Россинант – в переводе с испанского «то, что прежде было лошадью»)

Учащиеся рисуют лошадей

Учащиеся рисуют лошадей

Результаты Знания учащихся по теме «Конь» значительно расширились .

Результаты

  • Знания учащихся по теме «Конь» значительно расширились .
Вывод Обращение к проекту  Способствует проникновению в этимологию слова, Углубляет его восприятие, Делает урок более интересным, Пробуждает интерес к русскому языку, Мотивирует самостоятельную деятельность, Расширяет культурный кругозор.

Вывод

Обращение к проекту

  • Способствует проникновению в этимологию слова,
  • Углубляет его восприятие,
  • Делает урок более интересным,
  • Пробуждает интерес к русскому языку,
  • Мотивирует самостоятельную деятельность,
  • Расширяет культурный кругозор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!