СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Агитационный фарфор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Агитационный фарфор"»

АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР  ЭПОХА НА БЛЮДЕЧКЕ.

АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР

ЭПОХА НА БЛЮДЕЧКЕ.

Содержание  Пояснительная записка  Творец советской айдентики  «Чехонинское» наследие Наталья Данько Фарфор и государственная символика От простого к изысканному Заключение Источники

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Творец советской айдентики
  • «Чехонинское» наследие
  • Наталья Данько
  • Фарфор и государственная символика
  • От простого к изысканному
  • Заключение
  • Источники
Пояснительная записка Ровно 100 лет назад в России начали выпускать совсем другую фарфоровую посуду — не изящно расписанную цветами и украшенную тонкой позолотой, а гораздо проще. Эта посуда должна была не поражать воображение эстетов, а способствовать повышению сознательности пролетариата. Исключительным явлением отечественного декоративно-прикладного искусства агитационный фарфор назовут позже, а тогда эти чашки и тарелки с серпом, молотом и другими символами просто использовались безо всяких церемоний на каждой кухне.

Пояснительная записка

Ровно 100 лет назад в России начали выпускать совсем другую фарфоровую посуду — не изящно расписанную цветами и украшенную тонкой позолотой, а гораздо проще. Эта посуда должна была не поражать воображение эстетов, а способствовать повышению сознательности пролетариата. Исключительным явлением отечественного декоративно-прикладного искусства агитационный фарфор назовут позже, а тогда эти чашки и тарелки с серпом, молотом и другими символами просто использовались безо всяких церемоний на каждой кухне.

Творец советской айдентики В 1918 году бывший Императорский фарфоровый завод был национализирован и передан  в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественным директором предприятия назначили иллюстратора Сергея Чехонина, участника творческой группы «Мир искусства», ученика Ильи Репина.

Творец советской айдентики

В 1918 году бывший Императорский фарфоровый завод был национализирован и передан  в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественным директором предприятия назначили иллюстратора Сергея Чехонина, участника творческой группы «Мир искусства», ученика Ильи Репина.

До того как заняться книжной графикой, он несколько лет посвятил керамике и даже участвовал в создании панно на фронтоне московской гостиницы «Метрополь». Расписывал Чехонин и фарфор, что пригодилось ему при создании нового выразительного языка для ГФЗ – так назывался после революции бывший Императорский завод. Вклад художника был настолько значительным, что первую пятилетку деятельности предприятия назвали его именем.

До того как заняться книжной графикой, он несколько лет посвятил керамике и даже участвовал в создании панно на фронтоне московской гостиницы «Метрополь». Расписывал Чехонин и фарфор, что пригодилось ему при создании нового выразительного языка для ГФЗ – так назывался после революции бывший Императорский завод. Вклад художника был настолько значительным, что первую пятилетку деятельности предприятия назвали его именем.

«Чехонинское» наследие Агитационного фарфора, расписанного сами Чехониным, осталось мало, в основном он хранится в крупных музеях. Но созданные им эскизы переносились в материал учениками, среди которых ближе всего к оригинальной манере мастера были Зинаида Кобылецкая и Базилька Радонич. В поисках оптимальных выразительных средств, Чехонин использовал несколько художественных приемов.

«Чехонинское» наследие

Агитационного фарфора, расписанного сами Чехониным, осталось мало, в основном он хранится в крупных музеях. Но созданные им эскизы переносились в материал учениками, среди которых ближе всего к оригинальной манере мастера были Зинаида Кобылецкая и Базилька Радонич. В поисках оптимальных выразительных средств, Чехонин использовал несколько художественных приемов.

Так, он сочетал графические надписи с растительным и цветочным орнаментом, как это было в вензеле «РСФСР» и некоторых других работах. Использовал яркую, фольклорную роспись крупным «дулёвским» мазком и акварельную монохромную графику с тончайшей прорисовкой деталей.

Так, он сочетал графические надписи с растительным и цветочным орнаментом, как это было в вензеле «РСФСР» и некоторых других работах. Использовал яркую, фольклорную роспись крупным «дулёвским» мазком и акварельную монохромную графику с тончайшей прорисовкой деталей.

Второй вариант, в частности, применялся для серии декоративных тарелок «В помощь голодающим Урала и Поволжья». Агитационный фарфор СССР пользовался большим спросом за рубежом, затмив на время ведущие европейские мануфактуры. Вместе с Чехониным работали Кустодиев и Петров Водкин, что значительно повышало художественность ценность продукции ГФЗ. Кустодиев Б.М., который работал вместе с Чехониным

Второй вариант, в частности, применялся для серии декоративных тарелок «В помощь голодающим Урала и Поволжья». Агитационный фарфор СССР пользовался большим спросом за рубежом, затмив на время ведущие европейские мануфактуры. Вместе с Чехониным работали Кустодиев и Петров Водкин, что значительно повышало художественность ценность продукции ГФЗ.

Кустодиев Б.М., который работал вместе с Чехониным

 Наталья Данько   Данько Наталья Яковлевна  (1892-1942) – знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. 

Наталья Данько

Данько Наталья Яковлевна  (1892-1942) – знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. 

Самым знаменитым произведением 1940-х годов Н. Данько стала большая декоративная Кружка «Молоко» 

Самым знаменитым произведением 1940-х годов Н. Данько стала большая декоративная Кружка «Молоко» 

Менее известные работы Данько

Менее известные работы Данько

 Фарфор и государственная символика   Клеймом ГФЗ, которым продукцию метили с оборотной стороны, уже в 1918 году стала комбинация из серпа, молота и фрагмента шестерни. На лицевой стороне посуды наблюдалось еще большее разнообразие. Шаг за шагом заводские мастера нащупывали и вводили в художественный оборот новые визуальные символы рабоче-крестьянской России — плуг и борону, косу и грабли.

Фарфор и государственная символика

Клеймом ГФЗ, которым продукцию метили с оборотной стороны, уже в 1918 году стала комбинация из серпа, молота и фрагмента шестерни. На лицевой стороне посуды наблюдалось еще большее разнообразие. Шаг за шагом заводские мастера нащупывали и вводили в художественный оборот новые визуальные символы рабоче-крестьянской России — плуг и борону, косу и грабли.

Прототипы одного из главных символов советской эпохи — скульптуры «Рабочий и колхозница», которую Вера Мухина создала к Всемирной выставке 1937 года в Париже, начали появляться еще в 1920-е. Отдельные фигурки крестьянки с серпом и рабочего-молотобойца можно увидеть, например, в знаменитом шахматном наборе 1922 года «Красные и белые» Натальи Данько.

Прототипы одного из главных символов советской эпохи — скульптуры «Рабочий и колхозница», которую Вера Мухина создала к Всемирной выставке 1937 года в Париже, начали появляться еще в 1920-е. Отдельные фигурки крестьянки с серпом и рабочего-молотобойца можно увидеть, например, в знаменитом шахматном наборе 1922 года «Красные и белые» Натальи Данько.

 От простого к изысканному   В 1919 г происходит творческий прорыв в производстве агитационного фарфора, он превращается в произведение советского искусства. Теперь помимо лозунгов, появляются популярные сюжетные линии, пропагандирующие идеологию новой страны. Мастера иллюстрируют жизнь простых людей, мотивируют их строить светлое будущее .

От простого к изысканному

В 1919 г происходит творческий прорыв в производстве агитационного фарфора, он превращается в произведение советского искусства. Теперь помимо лозунгов, появляются популярные сюжетные линии, пропагандирующие идеологию новой страны. Мастера иллюстрируют жизнь простых людей, мотивируют их строить светлое будущее .

На свет появляются легендарные произведения завода: Предметы с лозунгами, переделанными из Библии: «Кто не работает, тот не ест», «Кто не с нами, тот против нас».

На свет появляются легендарные произведения завода: Предметы с лозунгами, переделанными из Библии:

«Кто не работает, тот не ест»,

«Кто не с нами, тот против нас».

Заключение В истории есть особый период, получивший название «Советский агитационный фарфор». Предметы, созданные в первые десятилетия революции, имеют особую ценность: они немногочисленны, относятся к памятной эпохе и выполнены в уникальном художественном стиле. Агитфарфор – одно из самых ярких проявлений русского авангарда, давший возможность художникам перейти от плоскости к трёхмерным объектам. Свой след в хрупком, но долговечном материале оставили Василий Кандинский, Казимир Малевич, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и другие выдающиеся «певцы нового времени»

Заключение

В истории есть особый период, получивший название «Советский агитационный фарфор». Предметы, созданные в первые десятилетия революции, имеют особую ценность: они немногочисленны, относятся к памятной эпохе и выполнены в уникальном художественном стиле. Агитфарфор – одно из самых ярких проявлений русского авангарда, давший возможность художникам перейти от плоскости к трёхмерным объектам. Свой след в хрупком, но долговечном материале оставили Василий Кандинский, Казимир Малевич, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и другие выдающиеся «певцы нового времени»

Источники https://www.mos.ru/news/item/43065073 / https:// artlot24.ru/article/danko-natalya-yakovlevna-216 https :// www.ipm.ru/stati-o  farfore / agitatsionnyy - farfor - istoriya -i- osobennosti /

Источники

https://www.mos.ru/news/item/43065073 /

  • https:// artlot24.ru/article/danko-natalya-yakovlevna-216
  • https :// www.ipm.ru/stati-o farfore / agitatsionnyy - farfor - istoriya -i- osobennosti /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!