АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР
ЭПОХА НА БЛЮДЕЧКЕ.
Содержание
- Пояснительная записка
- Творец советской айдентики
- «Чехонинское» наследие
- Наталья Данько
- Фарфор и государственная символика
- От простого к изысканному
- Заключение
- Источники
Пояснительная записка
Ровно 100 лет назад в России начали выпускать совсем другую фарфоровую посуду — не изящно расписанную цветами и украшенную тонкой позолотой, а гораздо проще. Эта посуда должна была не поражать воображение эстетов, а способствовать повышению сознательности пролетариата. Исключительным явлением отечественного декоративно-прикладного искусства агитационный фарфор назовут позже, а тогда эти чашки и тарелки с серпом, молотом и другими символами просто использовались безо всяких церемоний на каждой кухне.
Творец советской айдентики
В 1918 году бывший Императорский фарфоровый завод был национализирован и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественным директором предприятия назначили иллюстратора Сергея Чехонина, участника творческой группы «Мир искусства», ученика Ильи Репина.
До того как заняться книжной графикой, он несколько лет посвятил керамике и даже участвовал в создании панно на фронтоне московской гостиницы «Метрополь». Расписывал Чехонин и фарфор, что пригодилось ему при создании нового выразительного языка для ГФЗ – так назывался после революции бывший Императорский завод. Вклад художника был настолько значительным, что первую пятилетку деятельности предприятия назвали его именем.
«Чехонинское» наследие
Агитационного фарфора, расписанного сами Чехониным, осталось мало, в основном он хранится в крупных музеях. Но созданные им эскизы переносились в материал учениками, среди которых ближе всего к оригинальной манере мастера были Зинаида Кобылецкая и Базилька Радонич. В поисках оптимальных выразительных средств, Чехонин использовал несколько художественных приемов.
Так, он сочетал графические надписи с растительным и цветочным орнаментом, как это было в вензеле «РСФСР» и некоторых других работах. Использовал яркую, фольклорную роспись крупным «дулёвским» мазком и акварельную монохромную графику с тончайшей прорисовкой деталей.
Второй вариант, в частности, применялся для серии декоративных тарелок «В помощь голодающим Урала и Поволжья». Агитационный фарфор СССР пользовался большим спросом за рубежом, затмив на время ведущие европейские мануфактуры. Вместе с Чехониным работали Кустодиев и Петров Водкин, что значительно повышало художественность ценность продукции ГФЗ.
Кустодиев Б.М., который работал вместе с Чехониным
Наталья Данько
Данько Наталья Яковлевна (1892-1942) – знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора.
Самым знаменитым произведением 1940-х годов Н. Данько стала большая декоративная Кружка «Молоко»
Менее известные работы Данько
Фарфор и государственная символика
Клеймом ГФЗ, которым продукцию метили с оборотной стороны, уже в 1918 году стала комбинация из серпа, молота и фрагмента шестерни. На лицевой стороне посуды наблюдалось еще большее разнообразие. Шаг за шагом заводские мастера нащупывали и вводили в художественный оборот новые визуальные символы рабоче-крестьянской России — плуг и борону, косу и грабли.
Прототипы одного из главных символов советской эпохи — скульптуры «Рабочий и колхозница», которую Вера Мухина создала к Всемирной выставке 1937 года в Париже, начали появляться еще в 1920-е. Отдельные фигурки крестьянки с серпом и рабочего-молотобойца можно увидеть, например, в знаменитом шахматном наборе 1922 года «Красные и белые» Натальи Данько.
От простого к изысканному
В 1919 г происходит творческий прорыв в производстве агитационного фарфора, он превращается в произведение советского искусства. Теперь помимо лозунгов, появляются популярные сюжетные линии, пропагандирующие идеологию новой страны. Мастера иллюстрируют жизнь простых людей, мотивируют их строить светлое будущее .
На свет появляются легендарные произведения завода: Предметы с лозунгами, переделанными из Библии:
«Кто не работает, тот не ест»,
«Кто не с нами, тот против нас».
Заключение
В истории есть особый период, получивший название «Советский агитационный фарфор». Предметы, созданные в первые десятилетия революции, имеют особую ценность: они немногочисленны, относятся к памятной эпохе и выполнены в уникальном художественном стиле. Агитфарфор – одно из самых ярких проявлений русского авангарда, давший возможность художникам перейти от плоскости к трёхмерным объектам. Свой след в хрупком, но долговечном материале оставили Василий Кандинский, Казимир Малевич, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и другие выдающиеся «певцы нового времени»
Источники
https://www.mos.ru/news/item/43065073 /
- https:// artlot24.ru/article/danko-natalya-yakovlevna-216
- https :// www.ipm.ru/stati-o farfore / agitatsionnyy - farfor - istoriya -i- osobennosti /