СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Татарский орнамент"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Татарский орнамент"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10» Зеленодольского муниципального района РТ



Творческий проект

Татарский орнамент







Работу выполнила:

Ученица 5 «А» класса

Руководитель:

учитель ИЗО

















Зеленодольск – 2022

Содержание

1.Подготовительный этап

Введение

Актуальность проблемы

Цель и задачи исследования проекта

Гипотеза

Исторические сведения

Исследование

2.Технологический этап

Практическая значимость

3.Заключительный этап

Заключение

Используемая литература

Приложение





















Введение

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами. Сложные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока. Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на его изобразительное искусство, орнамент, его стиль.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Наряду с художественно-этническими сторонами в орнаменте довольно ярко проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой. Начало, которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.

Актуальность:

В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.


Цель работы: изучить особенности узоров татарского народа

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию о национальных узорах татарского народа;

  2. Донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения;

  3. Воспитание уважения к нашей истории и обычаям.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по данной теме;

  2. Изучение Интернет-ресурсов;

  3. Сбор материалов;

  4. Анализ и вывод результатов

Гипотеза исследования: в татарском национальном орнаменте преобладают цветы.

Исторические сведения

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.

Типы орнаментов.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

  • Мотив волнообразного побега.

  • Мотив трилистника.

  • Мотив распустившейся гвоздики.

  • Мотив тюльпана.

  • Мотив георгин.

  • Мотив пиона.

  • Мотив хризантемы.

  • Мотив шиповника.

  • Мотив ромашки.

  • Мотив фиалки.

  • Мотив лотоса и другие.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Основные характеристики изображений:

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли.

Волнистые линии – вода.

Кружок, квадрат,ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина - растениями приносящими счастье.

Астры символ долгой жизни.

Тюльпан - изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источника.

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.



Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Большой интерес татарских рукодельниц представляла вышивка и ткачество. Татарские мастерицы большей частью работали в технике тамбурной вышивки, украшая скатерти, фартуки, наволочки и прочие предметы домашнего обихода. В их работах преобладают зеленые, желтые, красные и синие тона. Так же славилось и золотошвейное мастерство.

На капителях, карнизах, фризе и других элементах здании Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, которое расположилось на площади Свободы в городе Казани так же можно наблюдать примеры татарского национального орнамента. Классические образы тюльпана, растительные и пальметовидные элементы.

Заключение и выводы:

В татарских народных орнаментах, используемых в вышивке, преобладает тематика цветочно-растительных букетов, как симметричного так и ассиметричного построения. Такие орнаменты получили широкое распространение, чаще представляются в виде изогнутого основного стебля, который усеивается различными цветами, стебельками и декоративными элементами в виде завитков и т.п.


В своей работе мы выяснили, что в узорах татарского орнамента присутствуют элементы цветов.  В национальной одежде, украшениях, жилищах, предметах обихода, продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц приносящих национальное своеобразие. Поставленной цели мы достигли. Гипотеза, что в татарском национальном орнаменте преобладают цветы подтвердилась. Приобщение к традиционной культуре татарского народа воспитывает гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.











Литература:

  1. Валеев Ф.Х., Татарский народный орнамент.Казань, 2002. -295 с.

  2. Горяева Н.А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл, общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М. Неменского. - М, Просвещение, 2000. -176 с.: ил.

  3. Н.Г. Климова. Народный орнамент в композиции художественных изделий. - М.: - Изобразительное искусство, 1993

  4. http://www.artflera.ru/tatarskiy-ornament

  5. http://www.islam-portal.ru/novosti/106/6050/

  6. http://rinfom.ru/tatarcha/orn







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!