СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по ОДНКНР "Дорога к храму..."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по ОДНКНР "Дорога к храму..." выполнен с использованием материалов регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Проект по ОДНКНР "Дорога к храму..."»

Тема: «Дорога к храму…» Автор:  Квашина Елена, 9 класс  Руководитель: Квашина Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания

Тема: «Дорога к храму…»

Автор:

Квашина Елена, 9 класс

Руководитель:

Квашина Ольга Викторовна,

учитель истории и обществознания

Благочестивые наши предки не могли  жить без храма - он был так же  необходим для души народа, как  дом и пища для его телесного существования.  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.   История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны.

Благочестивые наши предки не могли жить без храма - он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны.

Цель нашей работы:   изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Семибалки и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей, рассмотрев отношение людей к церкви.

Цель нашей работы:

изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Семибалки и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей, рассмотрев отношение людей к церкви.

Из истории родного села Семибалки…  Заселение Приазовья явилось продолжением политики, которую начал ещё Пётр I: новыми землями на юге и юго-востоке приращивалась территория России в ХVIII-ХIХ веках.  По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией Азов и Приазовье отошли к России. Земли эти стали частью сначала Азовской, затем Екатеринославской губернии . Приазовье межевалось с начала 1788-х годов.  По указу Александра I премьер-майор Маргарит Мануйлович Блазо, он, видимо, был в числе греков-переселенцев, стал владельцем пустошей «Круглое Крестище», «Очаковской», «Черкасовой», то есть территории от нынешней Маргаритовки до Павло-Очаковки.  Название нашего села в документах этого времени отсутствует, есть лишь «пустопорожний участок Черкасовский» и так он назывался до 30-х годов XIX века. Затем, по ревизской сказке 1838 года читаем «деревня Павла (тож Семибалка)», так впервые в официальных документах появилось современное название нашего села. Географически это соответствует действительности: семь оврагов врезаются вглубь села от берега моря.

Из истории родного села Семибалки…

Заселение Приазовья явилось продолжением политики, которую начал ещё Пётр I: новыми землями на юге и юго-востоке приращивалась территория России в ХVIII-ХIХ веках.

По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией Азов и Приазовье отошли к России. Земли эти стали частью сначала Азовской, затем Екатеринославской губернии . Приазовье межевалось с начала 1788-х годов.

По указу Александра I премьер-майор Маргарит Мануйлович Блазо, он, видимо, был в числе греков-переселенцев, стал владельцем пустошей «Круглое Крестище», «Очаковской», «Черкасовой», то есть территории от нынешней Маргаритовки до Павло-Очаковки.

Название нашего села в документах этого времени отсутствует, есть лишь «пустопорожний участок Черкасовский» и так он назывался до 30-х годов XIX века. Затем, по ревизской сказке 1838 года читаем «деревня Павла (тож Семибалка)», так впервые в официальных документах появилось современное название нашего села. Географически это соответствует действительности: семь оврагов врезаются вглубь села от берега моря.

В «Очерках по истории Азова» (выпуск 3) читаем: « Село Семибалки. Прихожане - крепостные крестьяне помещика господина Шабельского, переселенные им в 1830-х - 1840-х гг. из Орловской и Курской губерний. Есть в селе разночинцы из Таганрога, Ейска и посада Азов; жители занимаются хлебопашеством и рыбной ловлей»... К 60- м годам 19 века в Кагальнике имелось 739 дворов и 4336 жителей обоего пола (69, с. 111-113). Кроме Кагальника, в это время в округе Азова было довольно много сел, заселенных крестьянами и выходцами в основном из Малороссии и отчасти центральной России. Из названных сел к этому времени церкви были только в Кагальнике, Маргаритовке и Александровке.

В «Очерках по истории Азова» (выпуск 3) читаем:

  • « Село Семибалки. Прихожане - крепостные крестьяне помещика господина Шабельского, переселенные им в 1830-х - 1840-х гг. из Орловской и Курской губерний. Есть в селе разночинцы из Таганрога, Ейска и посада Азов; жители занимаются хлебопашеством и рыбной ловлей»...

К 60- м годам 19 века в Кагальнике имелось 739 дворов и 4336 жителей обоего пола (69, с. 111-113). Кроме Кагальника, в это время в округе Азова было довольно много сел, заселенных крестьянами и выходцами в основном из Малороссии и отчасти центральной России.

Из названных сел к этому времени церкви были только в Кагальнике, Маргаритовке и Александровке.

А какое же село без храма?    Церковь — во имя Николая Угодника. Первая, деревянная, на каменном фундаменте, была построена еще Маргаритой Мануиловичем Блазо в честь дочери Марии в 1797 г., “ очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные.” В 1882-м на деньги вдовы коллежского асессора Глафиры Григорьевны Сарандинаки, была построена новая церковь. Старую же разобрали и продали в хутор Головатый (ныне село Головатовка). Рисунок выполнен по  воспоминаниям прихожан Свято-Никольского прихода.

А какое же село без храма?

  • Церковь — во имя Николая Угодника. Первая, деревянная, на каменном фундаменте, была построена еще Маргаритой Мануиловичем Блазо в честь дочери Марии в 1797 г., “ очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные.” В 1882-м на деньги вдовы коллежского асессора Глафиры Григорьевны Сарандинаки, была построена новая церковь. Старую же разобрали и продали в хутор Головатый (ныне село Головатовка).

Рисунок выполнен по

воспоминаниям прихожан

Свято-Никольского прихода.

Рисунок выполнен по воспоминаниям прихожан  Свято-Никольского прихода.

Рисунок выполнен по воспоминаниям прихожан Свято-Никольского прихода.

“… очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные .” х. Павло-Очаково День праздника Святителя Николая Чудотворца. Жители собрались на освящение воды.

“… очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные .”

х. Павло-Очаково

День праздника Святителя Николая Чудотворца. Жители собрались на освящение воды.

“… очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные .”

“… очень уж чудная церковь была на белом фундаменте в полтора мера, а сруб деревянный, обшитый доской, да стекла все витражные, цветные .”

х. Павло-Очаково  День праздника Святителя Николая Чудотворца. Жители собрались на освящение воды.

х. Павло-Очаково День праздника Святителя Николая Чудотворца. Жители собрались на освящение воды.

В те времена образование было неотделимо от церкви…

"...Первая школа была открыта мировым посредником П. М. Хоментовским в 1861 году, в которой уже в следующем году обучалось 15 мальчиков. «Приговор сельского схода с. Семибалки с ходатайством об открытии начальной школы за счет казны» от 29 января 1900 года, в котором отмечается: «…что в нашем с. Семибалках в данное время числится детей школьного возраста мужского 99 и женского 97, а всего 196, то хотя в нашем селении в данное время и есть одно народное земское училище, то для помещения означенного количества детей оно далеко не соответствует, ибо в народном земском училище вмещается только 50 мальчиков, а остальные 146 детей школьного возраста лишаются желаемого таланта по образованию, хотя бы и малейшего, а потому в нашем с. Семибалках давно ощущается необходимость в открытии не одной, а даже двух школ, судя по числу детей школьного возраста». Решение сельского схода позволило уже в этом же году открыть второе учебное заведение — церковно-приходскую школу ..." В 1913 г. в Семибалках действовали уже 3 школы: двухклассная Министерства народного просвещения; земская и сельскохозяйственная. В здании одной из школ находилась библиотека-читальня. Библиотека была учреждена на средства личного почетного гражданина Димитрия Васильевича Цветаева в 1899 г.

… В 1913 г. в Семибалках действовали уже 3 школы: двухклассная Министерства народного просвещения; земская и сельскохозяйственная... ( фото здания бывшей школы в разные периоды)

В 1913 г. в Семибалках действовали уже 3 школы: двухклассная Министерства народного просвещения; земская и сельскохозяйственная... ( фото здания бывшей школы в разные периоды)

      Церковь деревянная, на каменном фундаменте, «по плану последнего изобретения, данного Екатеринославской духовной консисторией… Построена в 1879 г. Полы в церкви деревянные. Алтарь, престол, горнее место, жертвенник, иконостас, солея, амвон и клирос обыкновенные. Иконостас деревянный, хора певчих нет». Церковь была расписана маслом в 1898 г. маляром Казаковым, проживавшим в посаде Азов.  По описанию страховых документов, длина церкви с колокольней составляла 13 саж., ширина 8 саж., высота 4 саж. Иконостас длиной 12 арш., высотой 12 арш. Колокольня в 3 яруса, общей высотой 8 саж. Причт состоял из одного священника и одного псаломщика. Духовенство на 1913 г.: свящ. Авксентий Константинович Константинов, 1874 г.р., с 1900 г.; псаломщик Владимир Крещановский.

Церковь деревянная, на каменном фундаменте, «по плану последнего изобретения, данного Екатеринославской духовной консисторией… Построена в 1879 г. Полы в церкви деревянные. Алтарь, престол, горнее место, жертвенник, иконостас, солея, амвон и клирос обыкновенные. Иконостас деревянный, хора певчих нет». Церковь была расписана маслом в 1898 г. маляром Казаковым, проживавшим в посаде Азов. По описанию страховых документов, длина церкви с колокольней составляла 13 саж., ширина 8 саж., высота 4 саж. Иконостас длиной 12 арш., высотой 12 арш. Колокольня в 3 яруса, общей высотой 8 саж. Причт состоял из одного священника и одного псаломщика. Духовенство на 1913 г.: свящ. Авксентий Константинович Константинов, 1874 г.р., с 1900 г.; псаломщик Владимир Крещановский.

Фотографии храма села Семибалки

Фотографии храма села Семибалки

Дорога к Храму…

Дорога к Храму…

Фотография храма в селе Семибалки, располагавшегося на месте нынешнего стадиона за зданием Дома культуры Фото сделано с территории дома Шабельских

Фотография храма в селе Семибалки, располагавшегося на месте нынешнего стадиона за зданием Дома культуры

Фото сделано с территории дома Шабельских

Страшные времена… 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы, от церкви, получивший название Закона о свободе и совести… Николаевская церковь с. Семибалки была закрыта в начале 1930-х гг. Иконы рубили и сжигали, но некоторые иконы старожилы села уносили домой и сохранили у себя. Церковь не действовала около 15 лет… Община упразднена постановлением Семибалковского сельского совета от 2 октября 1938 г. (приказ 44, пункт 86).

Страшные времена…

  • 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы, от церкви, получивший название Закона о свободе и совести…
  • Николаевская церковь с. Семибалки была закрыта в начале 1930-х гг. Иконы рубили и сжигали, но некоторые иконы старожилы села уносили домой и сохранили у себя.
  • Церковь не действовала около 15 лет…
  • Община упразднена постановлением Семибалковского сельского совета от 2 октября 1938 г. (приказ 44, пункт 86).
Документы о закрытии Николаевской церкви с. Семибалки апрель-июнь 1929 года

Документы о закрытии Николаевской церкви с. Семибалки апрель-июнь 1929 года

Послевоенный период

  • О времени начала богослужений в период Великой Отечественной войны в с. Семибалки сведений не сохранилось.
  • 15 января 1945 г. помещение для молитвенного дома было арендовано у Семибалковской МТС (машино-тракторной станции). Помещение представляло собой кирпичный дом. Договор об аренде был подтвержден исполкомом 16 марта 1945 г.
  • 10 сентября 1949 г. управляющий Ростовской епархией писал уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области Амарантову Г.Д.: «В Азовском районе и благочинии имеется в селе Семибалки община и числится Никольский молитвенный дом . Однако, как Вам известно, такого дома нет. Посланные мною священники не могут существовать там и главным образом за отсутствием молитвенного дома. ….В силу изложенного я намерен закрыть общину . Вас же прошу войти с соответствующим ходатайством в Совет по делам Церкви и снять ее с регистрации»…
  • С 1945 г. по 1948 г. в Николаевском молитвенном доме с. Семибалки служил священник Курдюмов Михаил Федорович и псаломщица Дубонос Ефросинья Кузминична.
  • Община была снята с регистрации в 1949 г.
  • И снова Церковь не действовала теперь уже около 51 года… Полвека забвения…
Новые страницы истории Николо-Мариинского храма с. Семибалки   Богослужебная жизнь в с. Семибалки возобновилась в 2000 г. Общине было передано здание бывшего магазина по улице Спортивной, которое переоборудовали под молитвенный дом. Установлена звонница, благоустроена территория. Действующее сегодня здание Никольского храма является временным. Администрацией Азовского района селу был выделен земельный участок для строительства каменного храма именно на том месте, где до 1937 года стояла прежняя церковь.

Новые страницы истории Николо-Мариинского храма с. Семибалки

Богослужебная жизнь в с. Семибалки возобновилась в 2000 г. Общине было передано здание бывшего магазина по улице Спортивной, которое переоборудовали под молитвенный дом. Установлена звонница, благоустроена территория.

Действующее сегодня здание Никольского храма является временным. Администрацией Азовского района селу был выделен земельный участок для строительства каменного храма именно на том месте, где до 1937 года стояла прежняя церковь.

Настоятелем храма стал иерей Олег (Романенко Олег Владимирович)   с 24 апреля 2013 г.

Настоятелем храма стал иерей Олег (Романенко Олег Владимирович) с 24 апреля 2013 г.

Новая жизнь в храме во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,Чудотворца

Новая жизнь в храме во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,Чудотворца

Настоятель Олег уделяет внимание нашим прихожанам, больным, для стариков устраивает праздничные чаепития, оказывает посильную помощь нуждающимся.   30 апреля 2019 года в отделении паллиативной помощи с. Семибалки Азовского района прошла уже традиционная пасхальная встреча со священником. Настоятель Никольского храма иерей Олег Романенко при поддержке Благотворительного фонда «Детская Деревня» поздравил со Светлым Воскресением Христовым пациентов учреждения. 

Настоятель Олег уделяет внимание нашим прихожанам, больным, для стариков устраивает праздничные чаепития, оказывает посильную помощь нуждающимся.

30 апреля 2019 года в отделении паллиативной помощи с. Семибалки Азовского района прошла уже традиционная пасхальная встреча со священником. Настоятель Никольского храма иерей Олег Романенко при поддержке Благотворительного фонда «Детская Деревня» поздравил со Светлым Воскресением Христовым пациентов учреждения. 

Много внимания настоятель уделяет нашим ученикам, ведёт беседы, даёт наставления…

Много внимания настоятель уделяет нашим ученикам, ведёт беседы, даёт наставления…

Но службы в маленьком здании с установленным куполом давно пора заменить на светлый новый дом Божий, новую церковь! И вот эта светлая мечта наших прихожан начала осуществляться с Божьей милостью.

Но службы в маленьком здании с установленным куполом давно пора заменить на светлый новый дом Божий, новую церковь! И вот эта светлая мечта наших прихожан начала осуществляться с Божьей милостью.

29 октября 2017 года , в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, совершен чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца и святой равноапостольной Марии Магдалины в селе Семибалки Азовского района.

29 октября 2017 года , в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, совершен чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца и святой равноапостольной Марии Магдалины в селе Семибалки Азовского района.

Чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца и святой равноапостольной Марии Магдалины в селе Семибалки Азовского района  совершил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (29.10.2017)

Чин освящения закладного камня в основание храма святителя Николая Чудотворца и святой равноапостольной Марии Магдалины в селе Семибалки Азовского района совершил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (29.10.2017)

Сейчас начаты работы по закладке фундамента в основание нового храма, всё упирается в финансовые трудности, но отец Олег верит, что добрые люди откликнутся, и храм будет радовать всех своей красотой.

Сейчас начаты работы по закладке фундамента в основание нового храма, всё упирается в финансовые трудности, но отец Олег верит, что добрые люди откликнутся, и храм будет радовать всех своей красотой.

Нужны ли храмы?

Нужны ли храмы?

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Многие ищут свою дорогу к Храму. Храм — это уникальное место, куда человек всегда может прийти и в горе, и в радости, чтобы попросить у Бога помощи, мира, терпения. Неслучайно в старину церковь называли «лечебницей души».

Многие ищут свою дорогу к Храму.

Храм — это уникальное место, куда человек всегда может прийти и в горе, и в радости, чтобы попросить у Бога помощи, мира, терпения. Неслучайно в старину церковь называли «лечебницей души».

В храм зайдите! Не ленитесь! Свеч купите восковых, За себя вы помолитесь И за всех, за всех других, Православных наших братьев, Кто в родную землю лег… Для молитвы неба хватит, Потому что в небе – Бог!

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других,

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!