СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по изобразительному искусству на тему: "Художники Мордовии"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Виктор Андреевич Беднов родился в знаменитом селе Кочелаево. Он стал третьим художником, которого подарил нам этот живописный уголок Мордовии. По совету первой учительницы Беднов поступил в Пензенское художественное училище. Деревенский мальчишка погрузился в мир искусства и быстро в нем освоился. С большим азартом постигал ремесло. Жадно впитывал знания. Особое впечатление произвела Третьяковская галерея. Окончив училище и отслужив в армии, Беднов обосновался в Саранске. О нем вспоминают как о трудолюбивом, требовательном – причем, не только к себе, но и к окружающим. Он во всем ценил основательность, правдивость. Искусство Беднова максимально искренно. Заинтересованный какой-либо темой он мог не спать по двое суток. Работал истово. Никогда не опускался до конъюнктуры. Не любил искусственной красивости, вычернутости. И поэтому его картины и этюды не кажутся наигранными. Они естественны и лаконичны…

Просмотр содержимого документа
«Проект по изобразительному искусству на тему: "Художники Мордовии"»





МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»





Проект на тему:



Художники Мордовии







выполнил: Фадеев Кирилл

ученик 6 «а» класса

руководитель: Якимова С.Г.















С. Атемар

2020





Виктор Андреевич Беднов родился в знаменитом селе Кочелаево. Он стал третьим художником, которого подарил нам этот живописный уголок Мордовии. По совету первой учительницы Беднов поступил в Пензенское художественное училище. Деревенский мальчишка погрузился в мир искусства и быстро в нем освоился. С большим азартом постигал ремесло. Жадно впитывал знания. Особое впечатление произвела Третьяковская галерея. Окончив училище и отслужив в армии, Беднов обосновался в Саранске. О нем вспоминают как о трудолюбивом, требовательном – причем, не только к себе, но и к окружающим. Он во всем ценил основательность, правдивость. Искусство Беднова максимально искренно. Заинтересованный какой-либо темой он мог не спать по двое суток. Работал истово. Никогда не опускался до конъюнктуры. Не любил искусственной красивости, вычернутости. И поэтому его картины и этюды не кажутся наигранными. Они естественны и лаконичны…

Между тогдашними мэтрами Александром Мухиным и Владимиром Илюхиным часто случались трения, конфликты. Создавались коалиции. Начались разброд и шатания. Поэтому председателем Союза художников Мордовии решили избрать молодого и перспективного Беднова. В то время он написал картину «На мокше» — первый вариант «Беления холстов». Эта работа сразу прогремела на всю страну! Ее приобрело министерство культуры СССР.

Берег реки Мокша… Мордовки на зеленом холме занимаются отбеливанием домотканых холстин, из которых будут шить рубашки. Труд тяжелый, однообразный. Сначала срезают ножницами узелки, подшивают края, вместе с золой кладут в корчагу, заливают горячей водой и оставляют примерно на сутки. Потом полощут и, слегка просушив, несут на реку. Снова полощут, толкут пестами в ступах и, наконец, вновь расстилают – для окончательной просушки…



В творческих поездках по Мордовии Беднов обогащался как художник, создавая этюды к будущим работам, проникался народным духом. Он старался запечатлеть каждую деталь. Это наглядно видно в работах «Шоксарские косари», «Агрономы Пиксин и Волков на жатве», «Хлебная страда». Виктор Андреевич часто гостил у сельчан — хотел видеть их жизнь изнутри.

На одном из сельских кладбищ Теньгушевского района Беднов увидел необычную картину — возвышавшиеся над могилами дубовые кресты! В два, а то и в три человеческих роста! Такие нигде больше не ставят. Оказывается, согласно шокшанским поверьям, их высота соответствовала размерам жизненных деяний ныне усопших, и тому, как о них помнят родственники и друзья. «Вот какая память у коренных жителей!» — восхищено рассказывал своей жене Виктор Андреевич. Художник часто приезжал в эти глухие места и делал зарисовки. А потом четыре года работал над картиной «День памяти». Вырезал кресты из картона, компоновал их, искал единое выражение в цвете и в итоге пришел к практически монохромной композиции. Слухи о том, что Беднов задумал что-то особенное дошли первого секретаря Мордовского обкома КПСС Петра Елистратова. Он любил живопись и часто общался с художниками. В один из воскресных дней Елистратов пришел в мастерскую Беднова и попросил показать «День памяти». Художник сбросил занавеску с холста. Долгая пауза. Наконец, Елистратов очень серьезно произнес: «Ты только не сломайся с этой работой, только не сломайся». «Да что вы, Петр Матвеевич, я же от всей души», — выдохнул художник… Судьба у картины оказалась сложной. В 1971 году ее убрали с еще не открывшейся выставки – некоторые «товарищи» подговорили начальство. 18 лет пролежала работа, свернутой в рулон. И лишь во второй половине 1990-х ее разместили в постоянной экспозиции Музея имени Эрьзи… Согласно легендам древних шокшан, высокий дубовый крест подобен Мировому Древу, которое связывает нашу реальность с миром предков. На самых высоких ветвях сидит верховный бог Инешкипаз. Чем выше древо — тем ближе к нему… Чем выше крест – тем сильнее связь небесного и земного…

Владимир Черячукин вспоминает, как ездил с Бедновым в Кочелаево. В доме, где провел детские годы, жили уже другие люди. Они разрешили зайти внутрь. Именно там Виктор Андреевич рассказал другу историю, как еще мальчишкой решил стать художником. Ночью он сидел за столом. Была страшная гроза. Всполохи молний разрезали небо за окном. На душе было неспокойно и тревожно. «Это была неземная красота, которую мне захотелось запечатлеть навсегда, донести другим людям!» — поделился воспоминаниями Беднов… Он создал много этюдов и картин, воспевающих красоту родного края. Неделями пропадал в творческих поездках по селам и деревням…





Сейчас мастерская опустела без Мастера. На массивном мольберте палитра с его профилем, который еще в 1968 году отлил из олова Валентин Попков. Это был подарок Беднову на 30-летие. Рядом в баночке сохнут цветы. На стене висит этюд к тому самому «Дню памяти» с могильными крестами. Творчество художника навсегда связало нас с традициями предков. Это его предназначение. Его высокий крест…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!