СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по истории для 10 - 11 классов на тему "Забыть нельзя..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предназначен для изучения нашей истории во время и после Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Проект по истории для 10 - 11 классов на тему "Забыть нельзя..."»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Брянковский учебно-воспитательный комплекс №10»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»

НА ТЕМУ:

«НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ…». РАССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОВ ГЕНОЦИДА МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ СССР ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ.





Автор проекта

Краснобаева Т. Ю.











г. Брянка 2024 г.



ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

«БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ »



  1. Введение.

  2. Великая Отечественная война - самое страшное событие ХХ века.

  3. Геноцид - форма массового насилия.

  4. Геноцид некоторых районов во время войны – Ейска (1942 г.), Ленинграда (8 сентября 1941 г. - 27 января 1944 г.), Белоруссии (март 1943 г.), Бабьего Яра (сентябрь 1941 г.), Донбасского края (1942-1943 гг.)

  5. Нюрнбергский процесс.

  6. История геноцида народов Советского Союза – это история каждой семьи.

  7. Заключение.

  8. Список литературы.





































Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Говорят, что в России сейчас осталось меньше 20 тыс. ветеранов, из которых 15 тысяч - труженики тыла, остальные – это вдовы инвалидов и участников войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, пережившие блокаду Ленинграда, жители осажденного Севастополя и узники фашизма. Самый старый ветеран Великой Отечественной войны в России Валентин Росляков отметил в 2023 году свое 107-летие. Его включили в Книгу рекордов России как самого возрастного из ныне живущих участников войны. Многие люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито как за пределами нашей Родины, в германских концлагерях, так и расстреляно в городах и селах нашей страны.

Для меня тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, так как способствует осуществлению связи поколений, пониманию текущего политического момента, роли специальной военной операции по освобождению Донецкой и Луганской Народных республик.

Владимир Владимирович Путин особо подчеркивает значимость преемственности поколений. Он ставит в один ряд участников самых разных битв за независимость и свободу страны – в том числе и участников спецоперации на Донбассе. «С чувствами подлинного патриотизма поднимались за Отечество ополченцы Минина и Пожарского, шли в атаку на Бородинском поле, бились с врагом под Москвой и Ленинградом, Киевом и Минском, Сталинградом и Курском, Севастополем и Харьковом. Так и сейчас, в эти дни вы сражаетесь за наших людей на Донбассе, за безопасность нашей Родины – России», – заявлял Путин на Красной площади в 2023 году.


Цели проекта: активизировать интерес к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны; развивать умения в поисковой, творческой деятельности; рассказать о геноциде некоторых районов во время войны – Ейска, Ленинграда, Белоруссии, Бабьего Яра, Донбасского края; также рассказать о Нюрнбергском процессе 20 ноября 1945 года, как одном из процессов, посвященных фактам геноцида советского народа; воспитание обучающихся в духе патриотизма.

Задачи исследования: охарактеризовать неизгладимый след Великой Отечественной войны в истории и судьбах людей; сохранить память о тех, кто не жалея своей жизни, защищал нашу Родину от фашизма; формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям; расширить круг знаний о геноциде жителей Ейска, Ленинграда, Белоруссии, Бабьего Яра, Донбасского края во время Великой Отечественной войны.


Ожидаемый результат: сохранение исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.

Методы проекта: эмпирические, библиографические, теоретические.









Помните! Через века, через года, – помните!

О, тех, кото уже не придет никогда, - помните!

Р. И. Рождественский

Великая Отечественная война - самое страшное событие ХХ века, которое коснулось практически всех людей. Но сегодня мы поговорим о геноциде советских граждан нацистами в период 1941-1945 гг. В годы войны погибло около 27 млн. граждан СССР. Из них 7,4 млн. преднамеренно уничтожено. Это подтверждается многочисленными источниками: очевидцами тех событий, документальными видеосъёмками, актами с мест преступлений, также мы можем узнать об этом из произведений художественной литературы, которые, опять же, написаны по рассказам людей, являвшихся, так или иначе, непосредственными участниками тех преступлений. С каждым годом все больше и больше рассекречиваются новые документы, по которым мы можем наблюдать, реальные зверства немецких нацистов на этих территориях. Трагедия, которой стала для нашего народа гитлеровская оккупация, до конца не изучена и история ее не написана. Термин “геноцид” не применялся к миллионам граждан СССР, убитых, замученных, захваченных в плен, угнанных в рабство и погибших в концентрационных лагерях. Проект “Нюрнберг. Начало мира”, в основе которого лежат идеи гуманизма и исторической справедливости, покажет, что мы пережили именно геноцид, но смогли победить тех, кто сделал его своей страшной теорией и практикой.

«Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью». При этом, раскрывая понятие «геноцид», обращаю ваше внимание на то, что его основные смысловые конструкции были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г. Геноцид - форма массового насилия, который Организация объединенных наций определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую – либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы; причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти. Гитлеровский режим и его прислужники совершили множество преступлений на всех оккупированных территориях, но не все злодеи были наказаны. Выявлять и отдавать под суд преступников приходится до сих пор. Хочу привести несколько примеров, доказывающих, как звери в людском обличии истребляли беззащитных людей, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей.

Летом и осенью 1941 г. в Симферополе вместе с другими учреждениями из города уехал детский дом. Около 300 воспитанников и персонал перевели в г. Ейск Краснодарского края. Германские захватчики, заняв город, сразу приступили к уничтожению коммунистов, евреев и других лиц, которым не дозволялось жить в Третьем рейхе. Вскоре эти события коснулись детей из эвакуированного детского дома. Вечером 9 октября к корпусам детдома подъехали несколько крытых грузовиков. Зонде команда начала силой загружать детей. Пытавшихся сбежать ловили и бросали в машины. На вопросы о происходящем оккупанты давали разные ответы, не имеющие отношения к действительности. В грузовики посадили более 160 воспитанников детдома, для остальных не хватило места. Далее автомобили уехали в неизвестном направлении.
В общей сложности захватчики забрали 214 ребят возрастом от 5 до 17 лет. Большая часть детей была инвалидами. В детдом все эти ребята уже не вернулись. 5 февраля 1943 г. Ейск освободили от оккупантов, после чего началось расследование их злодеяний. Тела детей находились в двух братских могилах в нескольких километрах от города. В одной были обнаружены целые тела, в другой – как целые, так и фрагменты. На телах отсутствовали огнестрельные или иные раны, кости были целы. Согласно показаниям свидетеля, при разгрузке машин у места захоронения дети не кричали. Вероятно, к этому времени они уже были мертвы. На основании доступных данных комиссия установила, что 9 и 10 октября 1942 г. зонде команда вывезла и умертвила детей при помощи т.н. газвагенов.

Также доказательством ужасной политики Вермахта по истреблению граждан

Советского Союза является всем известная блокада Ленинграда. Нацисты методично, со всей немецкой пунктуальностью, следовали своим планам по уничтожению советского народа. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей. К началу блокады в городе находилось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро («Дорога жизни»), находившийся в пределах вражеской армии. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди его жителей. За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек.

Есть события, которые нельзя забывать. Одно из них — трагедия, которая случилась в Хатыни. 22 марта 1943 года деревню окружили штурм-бригада СС «Дирлевангер» и 118-й батальон немецкой вспомогательной охранной полиции, сформированный из пленных бойцов Красной армии — иными словами, из предателей. Население Хатыни согнали в колхозный сарай и заперли в нем. Тех, кто пытался убежать, расстреливали на месте. В деревянной постройке оказались женщины и мужчины, старики и подростки, семьи с малышами, девушки из соседней деревни, которые заскочили в гости к родственникам... Затем стены обложили соломой, облили бензином и подожгли. Крики людей, горящих и задыхающихся от дыма, были ужасны. Мужчины и женщины метались по сараю и врезались в стены. В конце концов, не выдержала дверь, и жители Хатыни, которые еще держались на ногах, выскочили из огненной ловушки. Это не стало спасением: по ним тут же начали стрелять. Затихли автоматы лишь тогда, когда смолкли все стоны, а крыша пылающего сарая рухнула на землю. Всего погибли 149 человек, больше половины из них — 75 — были детьми, которым не исполнилось 16 лет. Спастись смогли немногие.

Трагедия в Бабьем Яру стала одним из символов Холокоста. Именно после нее начались массовые казни евреев. За несколько лет немецкой оккупации на небольшом участке земли длиной в два с половиной километра было расстреляно, по некоторым данным, от 70 до 120 тысяч человек. Расстрелы в Бабьем Яру продолжались еще несколько лет. Рядом был построен концлагерь, куда отправляли всех: и военных, и мирных жителей. Заключенные должны были выкапывать тела жертв и сжигать их. Через два года после первого расстрела евреев, 29 сентября 1943 г., вспыхнуло восстание. 18 человек смогли спастись. После войны они давали показания в Нюрнберге. Там же убивали и представителей других национальностей, ненавидимых фашистами: караимов, цыган. Было расстреляно пять цыганских таборов. Сотнями умирали солдаты, партизаны - все, кто высказывал хоть что-то против немцев. Расстрелянных сбрасывали в овраг. После казни каждой группы тела присыпали землей. После войны руководители расстрелов попали под трибунал.

Нельзя забыть и февраль 1943 года. Из Краснодонской шахты №5 поднимают тела зверски замученных подростков - это участники подпольной организации «Молодая гвардия». За 4 месяца существования «Молодой гвардии» немцы люто возненавидели ее участников, и было за что: организация печатали и распространяли листовки с новостями; проводили диверсии - не только с целью нанести урон немцам, но и дать местному населению надежду, что про них не забыли. 6 декабря подпольщики Тюленин, Шевцова и Лукьянченко сожгли здание Краснодонской биржи труда. Годовщину наступления Октябрьской революции подпольщики отметили небывалой акцией - они вывесили на здании школы бывшего Райпотребсоюза, больнице и самом высоком дереве городского парка красные флаги. Фашисты казнили участников молодежного подполья, совсем юных ребят в возрасте от 14 до 25 лет. Их зверски пытали, а потом расстреляли и сбросили в угольную шахту. Их доставали, толпа стояла, тела выкладывали на снег. Опознавали по остаткам одежды, по тряпочкам… Тела молодогвардейцев были искалечены и изуродованы до неузнаваемости.

"Перечисление зверств, которые чинили гитлеровцы над мирным населением Ворошиловградской области, можно продолжать еще долго. Только в архивах УФСБ России по ЛНР имеются данные о 48 уголовных делах по фактам расправы гитлеровцев над мирными людьми в период оккупации Луганщины". Верховный суд ЛНР 26 февраля признал военные преступления, совершенные фашистами на Луганщине в годы Великой Отечественной войны, геноцидом. В ходе судебных заседаний установлено, что количество человеческих жертв оккупационного режима на территории городов Ворошиловской области (в настоящее время - Алчевск), Серго (Стаханов), Красный Луч, Первомайск, Кировск и Брянка, а также Перевальского, Попаснянского районов с середины июля 1942 года до начала сентября 1943 года составило более 99 тыс. Зачем было нужно немецким оккупантам так лютовать и так пытать людей, на этот вопрос у нормального человека нет ответа. «Того, что сделали фашисты, простить нельзя».

В ходе заседаний были допрошены свидетели по делу, непосредственные очевидцы событий. Ряд свидетелей дали показания в режиме видеосвязи. Судом исследованы письменные документы по делу, в числе которых заключения судебно-медицинских экспертиз, протоколы допросов свидетелей и потерпевших. 20 ноября 1945 года в Германии начался Нюрнбергский процесс. В список обвиняемых попали 24 нациста, среди которых: личный секретарь Гитлера Мартин Борман, рейх министр авиации Герман Геринг, обергруппенфюрер СС Рудольф Гесс, начальник главного управления имперской безопасности Эрнст Кальтенбруннер, рейх министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, генералы Кейтель и Йодль. Бормана судили заочно – он сбежал из Берлина после самоубийства Гитлера. Еще один фигурант Роберт Лей – покончил с собой в тюремной камере до начала суда. Последним выступил главный обвинитель от СССР Роман Руденко: "Во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников, представших перед судом передового человечества, во имя счастья и мирного труда будущих поколений, я призываю суд вынести всем без исключения подсудимым высшую меру наказания – смертную казнь". Практически никто из них не признал свою вину и не просил пощады. 

"Мы никогда не забудем об этих зверствах, будем помнить о погибших и всегда чтить подвиг великого советского народа, отстоявшего Родину и сокрушившего нацизм. Это наш священный долг". Мы обязаны знать и помнить о миллионах русских, цыган и евреев, принявших ужасную смерть, потому что гитлеровцы считали их национальность "неправильной" и жестоко истребляли представителей этих и других народов просто за факт их существования.

В этом проекте я рассказала о судебных процессах нацистами во времена Великой Отечественной войны в некоторых районах. Я провела исследовательскую работу, ознакомилась с документами расследований, историческими фактами, мнениями историков, словами очевидцев и рассказала об этом в своём видео ролике.

История геноцида народов Советского Союза – это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились. Помнить, чтобы не допустить... Мы – современное поколение молодежи должны знать историческую правду о совершенных военных преступлениях нацистов. Знать и помнить о подвиге советского народа, освободившего мир от фашизма, - наш гражданский долг!!!



































Список литературы:

1. Богданов, В. Н. Цели Германии в войне против СССР / В. Н. Богданов. – Текст: непосредственный // Вестник МГИМО университета. – 2011. – № 3.

2. Великая Отечественная война, 1941–1945 : в 4 кн. Кн. 4: Народ и война / редкол.: В. А. Пронько (гл. ред.) [и др.]. – М. : Наука, 1999.

3. Винклер, К. Память о Холокосте в современной России / К. Винклер. – Текст : непосредственный // Холокост на территории СССР : материалы XIX Международной конференции по иудаике. – М. : Центр «Сэфер», 2012.

4. Дамаскин, О. В. Нюрнбергский процесс: правовые уроки для современности (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне) / О. В. Дамаскин. – Текст: непосредственный // Военное право. – 2020. – № 3 (61).

5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1988, в 2-х томах.

6. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липецкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. -- М.: Политиздат, 1984.

7. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. -- Гл. ред. Козлов. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

8. Петрова Н.K. История «Молодой гвардии» (г. Краснодон): взгляд через 60 лет// Труды Института российской истории. Вып. 7 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А. Н. Сахаров. М., 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!