СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по географии на тему: Современные исследования Антарктиды (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта:

Современные  исследования Антарктиды

Цель проекта: изучить и проанализировать важность для России географических исследований Антарктиды и их вклад в мировую и отечественную науку.

Задачи:

  • - проанализировать значимость экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.;
  • изучить современные исследования Антарктиды;
  • оценить вклад М.П. Лазарева в мировую географическую науку и его имя на карте мира.
  • составить карту «Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды»

Объект исследования: мониторинг самого безмолвного континента.

 

Предмет исследования: Антарктида

 

Гипотеза: благодаря открытию шестого континента Россия является ведущей державой, осуществляющая научные исследования Южного полюса, обеспечивающая таким образом постоянное свое присутствие в этой части Света, и тем самым формируя геополитическое равновесие в мире.

Методы исследования:

♦ теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет,

♦практические: составление карты

Продукт проекта:  Составление карты «Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды». Презентация.

Практическая значимость:  Можно использовать на уроках географии и во внеурочной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проект по географии на тему: Современные исследования Антарктиды (7 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»

Брянского района







Учебный предмет: география




Тема проекта:

Современные исследования Антарктиды








Выполнила:

учащаяся 7 класса: Носова Виктория

Руководитель:

учитель географии: Бословяк М.И.













с. Супонево 2018



Оглавление:

I. Введение ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ………………………………5

1.1. В поисках шестого материка

1.2. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.

ГЛАВА 2.САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ КОНТИНЕНТ МИРА……………..7

21. Современные исследования Антарктиды

22. Имя М.П. Лазарева на карте мира

Заключение ………………………………………………………………10

Используемая литература………………………………………………..11

Приложение 1 Контурная карта: «Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды»






















  1. Введение

Полтора столетия отделяют нас от исторического похода русских шлюпов.

Именно в Антарктике в XIX веке русские первооткрыватели принесли славу не только российской, но и мировой науке. Это был «Золотой век» великих географических открытий и исследований. Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении полярных широт, рассвет которых пришелся на тридцатые годы прошлого века. Были организованы крупнейшие в мире ледокольные экспедиции и созданы первые, в мире дрейфующие на льдинах полярные станции. Создана сеть антарктических научно-исследовательских станций.

По сей день, Россия является ведущей державой, осуществляющая научные исследования Южного полюса, обеспечивающая таким образом постоянное свое присутствие в этой части Света, и тем самым формируя геополитическое равновесие в мире [1, c. 76 – 93].

Изучая по географии тему «Антарктида» я решила узнать больше о ледяном континенте – Антарктиде.

Типология проекта: информационный, межпредметный, краткосрочный,

индивидуальный.

Актуальность. Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

  • Это последнее место, где человечество сможет добывать полезные ископаемые.

  • Антарктида - это до 80 % мировых запасов пресной воды.

  • В Антарктиде изучаются воздействия космоса.

  •  Определяют уровень солнечной активности

  • Увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад.

  • Отслеживать вулканическую активность по всей планете.

  • Испытания различных научных открытий , которые в будущем могут использовать для освоения и заселения Луны и Марса. 

Цель проекта: изучить и проанализировать важность для России географических исследований Антарктиды и их вклад в мировую и отечественную науку.

Задачи:

  • - проанализировать значимость экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.;

  • изучить современные исследования Антарктиды;

  • оценить вклад М.П. Лазарева в мировую географическую науку и его имя на карте мира.

  • составить карту «Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды»

Объект исследования: мониторинг самого безмолвного континента.


Предмет исследования: Антарктида


Гипотеза: благодаря открытию шестого континента Россия является ведущей державой, осуществляющая научные исследования Южного полюса, обеспечивающая таким образом постоянное свое присутствие в этой части Света, и тем самым формируя геополитическое равновесие в мире.

Методы исследования:

♦ теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет,

♦практические: составление карты

Продукт проекта:  Составление карты «Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды». Презентация.

Практическая значимость:  Можно использовать на уроках географии и во внеурочной работе.









ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ


1.1. В поисках шестого материка


«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны». Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд [2, с.77]. В то время ученые только приступили к систематическому изучению шестого материка – самой загадочной и суровой области земного шара.

Много лет исследователи разных стран приносили в жертву Антарктиде свои силы и даже жизни. На одном из антарктических островов, откуда начал свой трагический путь к Южному полюсу Роберт Скотт, в память о нем и его погибших друзьях был поставлен памятник – простой деревянный крест. На почерневшем от времени дереве до сих пор отчетливо видны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вся история изучения и освоения высоких широт прошла именно под этим девизом. Слухи о наличии таинственного шестого континента на протяжении столетий будоражили умы мореплавателей. Доказательством существования Антарктиды служила знаменитая карта Пири Рейса [2, с.76].

Кук одним из первых достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его проникнуть нельзя. Ему поверили и в течение 45 лет полярных экспедиций не предпринимали.

Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.


1.2. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 1819 - 1821 гг.


31 марта 1819 года Крузенштерн направил письмо морскому министру де Траверсе о необходимости исследования полярных вод. В письме Крузенштер пишет: «Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла, признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море».

Для экспедиции снаряжалось два корабля – шлюп Мирный и шлюп Восток.

16 (27) января 1820 г. экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69° 21' 28" ю. ш. и 2° 14' 50" з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты). 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, а 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка. Затем, на время антарктической зимы, когда ледовая обстановка осложнилась, суда отправились в плавание по Тихому океану, где было открыто несколько новых островов.

Результаты экспедиции

Открыт шестой материк — Антарктида и 29 островов. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Описание путешествия (два тома с атласом карт и видов) было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирный» начальствовал лейтенант Лазарев» [6, с.175].


ГЛАВА 2.САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ КОНТИНЕНТ МИРА


3.1. Современные исследования Антарктиды


Антарктида – загадочный, малонаселенный и самый холодный континент на нашей планете. Хоть исследования южного континента начались ещё в середине 19 столетия, современные учёные не обходят стороной этот заповедник размером в целый материк.

В настоящее время:

  • территория южного континента является заповедной;

  • запрещено любое производство, разрешена только исследовательская деятельность;

  • Антарктида имеет безъядерный статус – даже ледокол-атомоход не может подойти близко к берегу.

Самые волнующие научные открытия были сделаны в 19 и 20 веке, но исследование континента продолжается и в наши дни, основные направления:

  1. Гляциология – исследование состояния льда. Ледниковый панцирь формировался на протяжении нескольких тысяч лет. Благодаря послойному анализу можно выяснить климатические условия того или иного периода в истории Земли, состояние атмосферы, животного и растительного мира. Именно гляциологи – учёные изучающие лёд– смогли раскрыть, как менялся климат Земли со времён ледникового периода.

  2. Изучение рельефа континента – по данным учёных ледяной щит в Южном полушарии сформировался намного раньше, чем ледяные поля в Северном.

  3. Изучение пространств не занятых ледником – оазисов. На этих открытых участках располагаются научные станции. Температура оазиса выше, чем окружающих его льдов. Поэтому здесь уютно чувствуют себя мхи, лишайники, некоторые виды насекомых – например, бескрылые мухи, тюлени, чайки-поморники, ракообразные.

  4. Геологические исследования. Антарктида — это своеобразный «запас» человечества. Когда на прочих континентах истощатся полезные ископаемые, то можно будет разрабатывать новые месторождения на холодном континенте. Исследователи считают, что здесь сосредоточены огромные запасы золота, урана и трансурановых элементов.

  5. Наблюдение за состоянием озонового слоя. В прошлом столетии учёные обнаружили огромный участок атмосферы, где начал разрушаться защитный озоновый слой. В течение десятилетий за состоянием этой дыры проводятся наблюдение, замеры, изучается влияние деятельности человека на экосистему планеты. В настоящее время ширина озоновой дыры начала сокращаться.

  6. Животный мир Антарктики — это уникальное сообщество и биологи до сих пор обнаруживают новые виды микроорганизмов, животных и птиц.

  7. Последнее открытие учёных система рек, которые протекают под толщей льда. Это необычное явление, потому что вода в жидком состоянии находится на глубине 700 м и остается текучей при температуре -20 градусов Цельсия. Исследователи считают, что в подлёдных реках могут обитать организмы, которые могут выдерживать повышенное давление и отсутствие кислорода. Даже известные уже подлёдные озера Антарктиды ставят учёных в тупик. Некоторые из них содержат пресную воду, другие — минерализованную. Поиск истоков и источников питания этих водоёмов — ещё одна проблема, волнующая современных учёных.

  8. Влияние экстремальных природных условий на жизнь и здоровье человека. Учёные не приезжают на работу каждый день. Они живут на антарктических станциях по полгода. Врачи ежедневно замеряют их биологические параметры и выводят определенные закономерности [10].

Антарктида — это материк-загадка. И современным, и будущим поколениям человечества ещё предстоит масса исследовательской работы.


3.2. Имя М.П. Лазарева на карте мира


В январе-феврале 1820 года, 196 лет назад, русские мореплаватели первыми в мире подошли к берегам Антарктиды. Это великое географическое открытие связано с именем замечательного русского флотоводца М.П. Лазарева.

Имя М.П. Лазарева на карте Антарктиды:

  • станция Новолазаревская;

  • шельфовый ледник Лазарева;

  • бухта Лазарева;

  • горы Лазарева;

  • желоб Лазарева [11, с.12].

Михаил Петрович Лазарев был человеком, который всю свою жизнь посвятил служению своей Родине, своему Отечеству! Его не останавливали никакие препятствия и жизненные трудности, и мы нынешнее поколение должны гордиться и брать пример с этого выдающегося человека!







ЗАКЛЮЧЕНИЕ



По итогам научно-исследовательской работы, сделаны следующие выводы:

1.Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических открытий. За время плавания судна обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции.

3. Антарктида – загадочный, малонаселенный и самый холодный континент на нашей планете и исследования южного континента активно продолжаются в наше время. Основные направления исследований – гляциология, изучение рельефа континента, изучение пространств не занятых ледником – оазисов, геологические исследования, наблюдение за состоянием озонового слоя, животный мир Антарктики, система рек, которые протекают под толщей льда, влияние экстремальных природных условий на жизнь и здоровье человека.

4. Имя великого русского ученого, флотоводца М.П. Лазарева достойно носит не один географический объект. Михаил Петрович Лазарев был человеком, который всю свою жизнь посвятил служению своей Родине, своему Отечеству! Его не останавливали никакие препятствия и жизненные трудности, и мы нынешнее поколение должны гордиться и брать пример с этого выдающегося человека!










Список литературы


1. Митин, Л.И. Маршрутами легендарных шлюпов // Наука в СССР. – 1986. - № 6. – С. 86 - 116.

2. Грушинский, Н.П. Антарктида / Н.П. Грушинский, А.Г. Дралкин. – М: Недра, 1988. – 36 с.

3. Путешественники и мореплаватели [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Москва, 2004. – 1 CD-ROM.

4.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. –http://wikipedia.org. – (дата обращения: 25.03.2016).

5. Джеймс Кук. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. – М: Государственное издательство географической литературы, 1948. – 33 с.

6. Шокальский, Ю.М. Столетие со времени отправления русской антарктической экспедиции под командою Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева 4 июля 1819 г. из Кронштадта // Изв. РГО. – 1928. –Т. 60. Вып. 2. – С. 175-212.

7. Митин, Л.И. Маршрутами первооткрывателей Антарктиды / Л.И. Митин, Ю.А. Белов, Б.М. Золоталкин. – Севастополь, 2013. – 161 с.

8. Антонюк, Н.Е. Курсами шлюпов «Восток» и «Мирный» // Военно-промышленный курьер. – 2007. - № 48 (214). – С. 31-36.

9.Свистельникова Е.В., Автобиография Кравин В.И., личный фонд – Севастополь, 2016.

10. Исследования Антарктиды — современные вопросы [Электронный ресурс]. –http://www.doklad-na-temu.ru/geografiya/issledovaniya-antarktidy.htm. – (дата обращения: 26.03.2016).

11. Бутаков Я. Михаил Лазарев. Скромность первооткрывателя// Столетие. – 2010 С. 12 - 14.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!