СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по биологии «Витамины – наши надежные помощники»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии «Витамины – наши надежные помощники»»



















Проект по биологии

«Витамины – наши надежные помощники»















Подготовила:

Олзоева Аюна ученица 8 класса

Руководитель: Бочкарев И.С.







2022 год

Содержание:

1. Введение 2

2. Витамины в нашей жизни 4

2.1.Что такое витамины и их значение для организма человека 6

2.2. Витамины в продуктах питания. 8

2.3. Какие витамины и минеральные вещества нужны детям для нормального развития. 11

2.4. Способы сохранения витаминов в пище 12

2.5.Синтетические и натуральные витамины 15

2.6. Витамины в фастфудах 16

Заключение 17

Список используемой литературы 18

Приложение 19



































1. Введение



Выбор темы проекта и её актуальность.

Молодые люди часто сталкиваются с проблемами, когда природа пробуждается от долгой зимней спячки.

Вместо радости от возвращения тепла и красоты в природе, они испытывают раздражительность, усталость и низкое настроение. Это также приводит к повышенной восприимчивости к различным заболеваниям.

Ключевую роль в здоровье играет правильное питание, особенно для детей.

Витамины являются неотъемлемой частью их рациона, необходимых для роста и развития. Именно поэтому я решила создать проект с названием "Витамины – надежные помощники".

Гипотеза:

1.Что такое витамины, и какие они бывают?

2. Витамины нужны каждый день. Какая дозировка должна быть, как правильно принимать витамины, насколько полезны натуральные продукты или синтетические препараты.

3.Какие выбрать витамины натуральные или синтетические? Ученые утверждают. Что нужны те и другие, какие выбирают наши учащиеся.

4. Есть в фастфуде витамины?

Цель: является повышение информированности детей и их родителей о витаминах и их роли в организме.

Задачи проекта:

- Узнать историю возникновения витаминов.

- Выяснить, какие витамины (натуральные продукты или поливитаминные комплексы) полезны для улучшения иммунитета.

Составить примерное меню для школьников.

Объект исследования – свойства витаминов.

Предмет исследования: витамины.

Методы исследования:

- теоретические (изучение литературы, материалов СМИ и сайтов Интернета, систематизация и обобщение материала),

- практические (создание презентации «Витамины – наши надежные друзья»)

Продукт проекта – презентация.

Практическое применение: представленная работа может быть использована на уроках биологии, классных часах, выступлении на конференции, при проведении мероприятий в школе о здоровом образе жизни.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный. Участие в выборе темы проекта. Знакомство с источниками информации по проекту.

2. Планирование. Определить круг поиска информации. Осуществить подбор материала для создания буклета.

3. Реализация. Анализ и систематизация всей информации. Промежуточное обсуждение с учителем полученных результатов.

4. Подготовка и защита проекта. Участие в защите и презентации своего проекта.

5. Анализ результатов выполнения проекта, самооценка качества выполнения проекта.

2. Витамины в нашей жизни



После тщательного изучения собранной информации, я приобрела множество новых знаний. Витамины, органические соединения, играют важную роль в обмене веществ, поскольку они являются неотъемлемой частью многих ферментов.

Они также способствуют активности гормонов и повышают устойчивость организма к вредным воздействиям окружающей среды, таким как инфекции и экстремальные температуры.

Витамины необходимы для ускорения роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов, витамины чаще всего не синтезируются организмом человека.

Основными источниками витаминов являются овощи, фрукты, ягоды, молоко, мясо и рыба (Приложение).

Несмотря на то, что витамины требуются в незначительных количествах, их недостаток или отсутствие в пище может нарушить нормальную работу соответствующих ферментов.

Авитаминоз, вызванный отсутствием определенных витаминов, может привести к специфическим нарушениям в организме и серьезным последствиям, заболевания.

Поэтому важно обеспечить детей необходимыми витаминами, чтобы поддерживать их здоровье и хорошее самочувствие.

Выбор темы проекта «Витамины – наши надежные друзья» обусловлен актуальностью проблемы недостатка витаминов у детей.

В современном мире, где дети все чаще предпочитают быструю и нездоровую пищу, недобор витаминов становится все более распространенным. Это может привести к различным проблемам со здоровьем, как физическим, так и психическим.

Целью проекта является образование детей о важности употребления пищи, богатой витаминами, а также о последствиях и возможных заболеваниях, связанных с недостатком витаминов.

В рамках проекта планируется проведение урока-презентации, направленные на повышение информированности детей и их родителей о витаминах и их роли в организме.

Основные задачи проекта включают:

Изучение основных видов витаминов и их функций в организме;

Изучение источников витаминов и рекомендуемых дневных норм;

Проведение практических занятий по приготовлению полезных блюд, богатых витаминами;

Ознакомление с понятием авитаминоза и его последствиями;

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью пропаганды здорового образа жизни, правильного питания и ухода за своим организмом. Информированные дети и их родители смогут сделать правильный выбор в пользу полезных продуктов и избежать возможных проблем со здоровьем.

Таким образом, проект «Витамины – наши надежные друзья» имеет большую актуальность и может дать детям полезные знания, которые помогут им в дальнейшей жизни.

Витамины имеют огромное значение для детей, так как их организмы находятся в стадии активного роста и развития. Недостаток витаминов может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как ослабленный иммунитет, проблемы с пищеварением, замедленный рост и развитие, проблемы с кожей и волосами и другие.

Проект имеет большую актуальность, так как здоровье является одним из самых важных аспектов жизни каждого человека.

Информированные дети и их родители смогут сделать правильный выбор в пользу полезных продуктов и избежать возможных проблем со здоровьем. Мы надеемся, что наши занятия помогут детям и их родителям понять, как важно правильное питание и забота о своем организме.

2.1.Что такое витамины и их значение для организма человека



Перед началом исследования я обратилась к словарю, чтобы узнать значение слова «витамины».

В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «ВИТАМИН – органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества».

Также в начале моего проекта я выяснила, что знают о витаминах мои друзья и сверстники.

Для этого было проведено анкетирование 10 учащихся нашей школы возраст которых от 7 до 16 лет.

Были получены следующие результаты:

А) на вопрос «Что такое витамины?» 50% ответили, что это полезные вещества, которые необходимы нашему организму.

Б) На вопрос «какие витамины ты знаешь?» 70% ответили, что знают витамины А, В, С.

В) На вопрос, «Какие продукты содержат витамины?» 90% детей перечислили названия разных овощей и фруктов.

Г) Из ответов на вопрос «Для чего надо употреблять витамины?» было выяснено, что 80% считают употребление витаминов необходимо, чтобы быть здоровым.

Таким образом, не все знают, какие есть витамины и в каких продуктах, кроме овощей и фруктов, они содержатся.

Информация из интернета:

В конце XIX века люди считали, что полезные вещества в пище – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

Однако, поскольку они не ели определенные продукты, они не употребляли вместе с ними другие питательные вещества.

Однако из-за отсутствия определенных продуктов люди умирали от необъяснимых болезней, поскольку не потребляли других питательных веществ, кроме этих продуктов.

Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия.

Цинга – это болезнь, которая вызывает чувство усталости.

Человек чувствует усталость, становится очень худым, теряет аппетит, у него болят мышцы ног, расшатываются зубы и кровоточат десны.

Позже было установлено, что цинга развивается из-за недостатка витамина С.

Впервые, на неизвестные полезные вещества обратил внимание российский ученый Николай Лунин в 1880 году.

Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.

Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Это такая болезнь, при которой поражается нервная система и сердце, может привести или к параличу или к смерти.

Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.

Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».

На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке.

Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.

2.2. Витамины в продуктах питания.



Дефицит витаминов может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому питание должно быть полноценным и сбалансированным. Все необходимые витамины можно найти в пище. Итак, витамины в продуктах питания — где именно их найти?

Витамины А, С, Е, D, группы В необходимо получать каждый день. Можно периодически пропивать витаминный комплекс. Однако витамины в продуктах питания — лучший вариант.

При недостатке витамина А возникает ухудшение зрение, преждевременное старение кожи, ломкость ногтевых пластин. Где его найти? Он содержится в тыкве, абрикосах, моркови, брокколи, печени, желтках яиц, калине, сливочном масле, рыбьем жире.

Дефицит аскорбиновой кислоты проявляется снижением аппетита, ухудшением памяти, снижением общего тонуса, отечностью суставов. Содержится она в облепихе, черной смородине, шиповнике, болгарском перце, цитрусовых, мяте, крапиве, рябине, клубнике, еловых иголках, шпинате.

Токоферол или витамин Е необходим для быстрой свертываемости крови, для замедления старения организма. При его недостатке снижается мышечный тонус, ухудшается зрение, нарушается нормальная работа почек и печени. Найти токоферол можно в зеленых овощах, растительных маслах, твердом сыре, овсяных хлопьях, орехах, яичном желтке, фасоли, киви.

Витамин D участвует в метаболизме, помогает усвоиться кальцию и магнию. Дефицит витамина проявляется снижением зрения, нарушением сна, резкой потерей веса. Найти этот витамин в продуктах питания просто. Он содержится в молоке, яйцах, дрожжах, рыбьем жире, петрушке, печени, крапиве, грибах.

Что касается витаминов группы В, они необходимы для нормального обмена веществ, для активизации защитных сил организма. При нехватке может возникнуть бессонница, раздражительность. Где их найти? Они содержатся в овсянке, картофеле, сухофруктах, орехах, зеленых овощах, томатах, петрушке, щавеле, грибах, отрубях, разных видах капусты, бананах, мясе, рыбе, бобовых, дрожжах, свекле, субпродуктах, птице, сыре, твороге, ягодах (черешне, клубнике), крупах (гречка, рис).

Как видите, найти витамины в продуктах питания не так уж сложно. Не потребуется покупать заморские фрукты или ягоды, можно просто употреблять привычную пищу.

В своей работе я составила меню для детского питания, в котором использованы продукты, содержащие витамины.

Меню на 5 дней

1 день

• Завтрак: омлет, сок.

• Обед: борщ, котлеты, картофельное пюре, солёный огурчик, компот из чернослива.

• Полдник: фрукты

• Ужин: салат морковный с курагой, отбивная, гречка, кисель.

2 день

• Завтрак: яйца с рыбными консервами, чай

• Обед: салат из капусты с черносливом, гороховый суп, плов, ягодный морс.

• Полдник: ватрушка, йогурт

• Ужин: шницель с глазуньей, гренки, сок

3 день

• Завтрак: макароны с сосисками и сыром, кофе с молоком

• Обед: салат «Винегрет», суп харчо, курица с рисом, компот из клубники

• Полдник: яблочный рулет, сок

• Ужин: гуляш из говядины, пицца, кисель яблочный

4 день

• Завтрак: творожная запеканка со сгущёнкой, чай

• Обед: уха из рабы, рыба в кляре, булочка, морс

• Полдник: пирожное, сок

• Ужин: салат «Оливье», рыбный пирог, фрукты, компот из сухофруктов

5 день

• Завтрак: оладьи со сметаной, какао

• Обед: суп «Рассольник», тефтели с рисом, пирог с мясом, компот

• Полдник: фрукты

• Ужин: пельмени сибирские с мясом, чай.

2.3. Какие витамины и минеральные вещества нужны детям для нормального развития.


Все витамины содержатся в пище и, соответственно, поступают с ней в организм. Все 13 витаминов (А, Е, D, С, В1, В2, В6, РР, В12, фолат) и жизненно необходимые (их еще называют эссенциальные) минеральные вещества должны поступать в организм ребенка ежедневно в количествах, обеспечивающих его физиологическую потребность.

Достаточная обеспеченность витаминами важна для всех процессов в организме, для работы всех органов и систем, поддержки иммунитета, устойчивости к умственным, физическим, эмоциональным нагрузкам.

Особо чувствителен к недостатку витаминов растущий организм. Каждый витамин выполняет в организме свою уникальную функцию и не может быть заменен на другой витамин.

Кроме того, витамины тесно связаны друг с другом и недостаток одного из них может нарушать функцию других. Например, без достаточного количества витаминов группы В не будет активен витамин D.

Детская норма по витаминам и микроэлементам в зависимости от возраста указана в таблице 1.







2.4. Способы сохранения витаминов в пище



Правильный способ обработки продуктов позволяет:

сохранить макро- и микроэлементы;

повысить усвояемость пищевых веществ;

улучшить вид и вкусовые качества продуктов и готовых блюд;

предотвратить возможность пищевых инфекций;

предотвратить образование веществ, обладающих раздражающим действием на желудочно-кишечный тракт;

предотвратить образование веществ, вызывающих негативное воздействие на обменные процессы в организме.

Для того, чтобы сохранить в продуктах больше полезных веществ при холодной обработке, следует соблюдать следующие правила:

1. Нельзя размораживать мясо и птицу в воде, так как при этом мясные продукты теряют свой сок, а вместе с ним в воду переходят питательные вещества (микроэлементы, витамины). Размораживайте мясные продукты только на воздухе.

2. В очищенных и, особенно, нарезанных овощах витамины быстро разрушаются (особенно витамин С), поэтому чистить продукты надо непосредственно перед тепловой обработкой.

3. Кожуру с фруктов и овощей надо снимать тонким слоем, т.к. верхняя часть этих продуктов наиболее богата витаминами.

4. Некоторые крупы (рис, гречка, перловая) и зернобобовые (горох, фасоль, чечевица) для уменьшения потерь пищевых веществ и сокращения сроков приготовления перед тепловой обработкой замачивают в холодной воде на 2-3 ч.

5. Нельзя держать продукты в очищенном и нарезанном виде в воде или на воздухе (например, очищенный картофель в воде уже через полчаса теряет до 40% витамина С от его изначального количества).

Варка – один из самых распространённых видов термической обработки пищевых продуктов путём нагревания в кипящей жидкости (например, в воде, молоке, бульоне) или в атмосфере насыщенного пара. После отваривания белки меняют свою структуру и лучше усваиваются.

Обращаем внимание, что сохранность пищевых веществ выше при варке в СВЧ, чем при любом другом виде отваривания.

Для того, чтобы при варке сохранить больше полезных веществ:

1) продукты закладывайте не в холодную, а уже в кипящую воду;

2) чем больше объем воды, в котором варятся продукты, тем больше витаминов и минеральных веществ продукты потеряют, поэтому варите продукты:

- в небольшом объеме жидкости;

- в закрытой посуде;

- на умеренном огне;

- не допуская бурного кипения.

Жарка (жарение) – способ тепловой обработки продуктов питания в раскаленном жире на жарочной поверхности. Термин «обжаривание» обозначает кратковременную жарку без доведения до готовности.

Почему же врачи не рекомендуют жарить?

В процессе обжаривания часть жира поглощается обжариваемым  продуктом, в результате значительно повышается калорийность блюда.

При температуре выше 180°С жир распадается на смолистые и газообразные вещества, которые резко ухудшают качество продуктов. Признаком этого процесса является появление дыма.

Во время жарки при высоких температурах в жирах происходит образование трансизомеров жирных кислот, обладающих высокими канцерогенными свойствами.

При жарке снижается пищевая ценность жиров из-за распада полезных жирных кислот. Особенно важное значение имеют потери линолевой и арахидоновой кислот (до 20-40%).

Тушение – тепловая обработка в воде с добавлением продуктов, содержащих кислую среду (сметана, сливки, уксус, соки, вино, соусы, и др.) и жиры (масло растительное, сливочное).

При тушении ускоряется распад коллагена, который содержится в соединительной ткани. Коллаген переходит в глютин, хорошо растворимый в горячей воде; клеточные стенки овощей становятся более рыхлыми и разрушаются.

Запекание – тепловая обработка продукта в атмосфере горячего воздуха при температуре 150-250 °С. Запекание может быть как самостоятельным видом тепловой обработки, так и дополнительным. Пища, приготовленная в духовке, сохраняет свой цвет, форму и текстуру. Однако диетологи не рекомендуют использовать данный вид термической обработки для мяса (высокая температура окисляет животные жиры и способствует образованию веществ, ускоряющих старение организма).

Таким образом, при выборе варианта приготовления пищи отдавайте предпочтение самым полезным методам:

1) варка на пару;

2) отваривание;

3) запекание;

4) тушение;

5) приготовление на гриле.

2.5.Синтетические и натуральные витамины



Также в наш организм могут поступать витамины, полученные химическим путём.

Это различные поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках.

Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания.

Такая же проблема возникает при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения.

Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.

Например, витамин А получают из масла печени рыб; витамины группы В-из дрожжей или печени; витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из плодов розы, а точнее из ягод шиповника; витамин Е извлекают главным образом из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.





2.6. Витамины в фастфудах



В фастфуде не содержится белков, которые являются «строительным материалом» для тканей организма, что особенно важно для растущего организма.

Также блюда фастфуда не содержат витаминов, и если человек будет питаться ежедневно только ими, может развиться гиповитаминоз.

Пища быстрого приготовления переполнена солью, а избыточное ее количество может приводить к повышению кровяного давления и накоплению жидкости в организме. Один обед в ресторане быстрого питания может содержать двойную суточную норму потребления соли.

Подумайте, стоит ли удовольствие отведать фастфуд таких последствий. Отличной заменой фастфуда для перекусов могут стать орехи и сухофрукты, которые, не смотря на свою высокую калорийность, ускоряют обмен веществ, питают организм витаминами и минералами, а также дают чувство сытости.

Помните, правильное питание – это залог здоровья, самого ценного, что имеет человек. Поэтому нужно понимать, насколько важно рациональное питание — неотъемлемый компонент здорового образа жизни. Ведь правильно организованное питание необходимо не только для восполнения энергетически затрат и роста, но и для поступления необходимых витаминов и микроэлементов, не синтезируемых организмом. Их баланс способствует нормальному течению всех процессов жизнедеятельности. Рациональное питание способствует более полному усвоению питательных веществ и нормальному течению всех процессов жизнедеятельности.



Заключение



После изучения информации о влиянии витаминов на организм, я осознала, что витамины играют крайне важную роль в нашей жизни. Недостаток витаминов может серьезно подорвать наше здоровье. Поэтому, необходимо следить за своим питанием и употреблять свежие фрукты, овощи и другие продукты, богатые полезными веществами.

Особенно важно обеспечить детей витаминами, так как они влияют на их умственную и физическую работоспособность, выносливость и способность организма справляться с неблагоприятными внешними факторами.

Теперь я понимаю, что каждый витамин отвечает за определенные функции в организме. Например, витамин А улучшает зрение и состояние кожи, а также повышает иммунитет. Группа витаминов B способствует росту и может уменьшить зубную боль и т. д.

Все витамины одинаково важны и ни один из них не должен быть исключен из рациона питания.

Моя гипотеза подтвердилась!



Список используемой литературы



1.Полная энциклопедия Школьник Ю.К. Человек. – М.: Эксмо, 2011. С.256

2. Целительная сила витаминов и минералов. Вакуленко В.В. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005, С 320.

3. Витамины и их влияние на организм. Кудрявцев Ю.Б., Москва, Дрофа, 2015, С47.

4. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. –№ 5.С.12.

5. Витаминная азбука: в каких продуктах искать витамины (rospotrebnadzor.ru)

6. Здоровое питание. Чем вреден фастфуд? (rospotrebnadzor.ru)




Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!