СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа















Проект

«Односоставные предложения с главным членом сказуемым»









Автор работы:

Панова Дарья

Учащаяся 8 класса

Руководитель проекта:

Свиткова Юлия Николаевна

Учитель русского языка и литературы





















1.Введение

Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в славянских языках одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.



2.Актуальность темы.

Я выбрала эту тему, потому что современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи, в рекламе. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.



3.Цели.

Показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений;

Исследовать роль односоставных предложений в художественном тексте.

4.Задачи.

- ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;

- выявить их основные характерные признаки;

- рассмотреть использование односоставных предложений в произведениях художественной литературы;


5.Практическая значимость.


Практическая значимость этой работы заключается в том, что собранные материалы об односоставных предложениях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»





Общие сведения об односоставных предложениях

1.Характерные признаки односоставных предложений.

Предложение – основная синтаксическая единица языка. По мнению академика В.В. Виноградова, «предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли". В зависимости от количества грамматических основ в своем составе все предложения делятся на два типа: простые и сложные.

Простое предложение  – это синтаксическая единица, образованная одной грамматической основой, которая может состоять либо из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, либо одного из них. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член в них не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.


2.Из истории исследования односоставных предложений.


В русском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано в 1831 г. в «Русской грамматике» выдающегося филолога, академика А.Х. Востокова. Он считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Главным признаком предложения, по мнению А.Х. Востокова, является наличие глагола, личного или безличного. И значит все предложения русского языка – глагольные. Такой же точки зрения придерживался другой замечательный российский языковед XIX века, академик Ф.И. Буслаев. Он считал сказуемое главным членом предложения и отрицал существование именных предложений, классифицируя их как неполные.

Первым, кто обосновал существование односоставных предложений в русском языке и выделил их в особую группу, был выдающийся российский филолог – академик Алексей Александрович Шахматов. В своем труде «Синтаксис русского языка», изданном в 1925 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.

Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой.










3.Типы односоставных предложений.


Определённо-личными называются предложения, у которых имеется один главный член — сказуемое, выраженное глаголами 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы).

Например: «Стою один среди равнины голой…» С. А. Есенин

Личные местоимения в определенно-личных предложениях обычно опускаются при глаголе, выражающем благодарность, поздравление, пожелание, просьбу, а также при глаголах мысли и чувства. М.В. Ломоносов считал, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».


Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта. Действующие лица в этих предложениях либо неизвестны, либо неважны.

В роли сказуемого в таких предложениях может быть глагол в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного и повелительного наклонений) или в форме множественного числа (прошедшего времени и условного наклонения) или краткое прилагательное.

Неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.

В их составе употребляются две группы второстепенных членов: обстоятельства места и времени («По улицам слона водили…»), прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения («Нас пригласили в комнату»). При исключении из состава предложения этих второстепенных членов предложения становятся неполными двусоставными с пропущенным подлежащим.

Употребление неопределенно-личных предложений в тексте помогает автору акцентировать внимание только на действии, не называя того, кто его производит.


Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, в которых нет действующего лица, а действие происходит само по себе, стихийно, непроизвольно. По мнению профессора Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

Безличные предложения могут выражать:

1) действие (От окна веет свежестью);

2) состояние человека или животного (Меня знобит, Ему жарко);

3) состояние окружающей среды (Светает);

4) состояние дел (Мне легко живется) и другое.





Главный член безличного предложения может быть выражен:

  1. безличным глаголом («На улице чуть брезжило»);

  2. личным глаголом в безличной форме («В глазах потемнело»);

  3. инфинитивом («Умом Россию не понять»);

  4. словом «нет» в настоящем времени, «не было», «не будет» - в прошедшем и будущем («Вас покорней не было и нет»);

  5. страдательным причастием («Уж послано в погоню»).


Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие, выполняемое вне времени широким, обобщённым кругом лиц. Сказуемое в обобщенно-личных предложениях чаще всего выражено глаголом 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3 лица множественного числа. Ярким примером обобщенно-личных предложений являются пословицы, поговорки, афоризмы: «Что посеешь, то и пожнешь».

В художественном тексте обобщённо-личные предложения используются для образного выражения общих суждений, обобщений, показывают типичность происходящего.



Анализ использования односоставных предложений в художественной литературе.


Односоставные предложения обладают огромными выразительными возможностями, а примеры их использования можно найти во всех, без исключения, произведениях русской литературы.

Я хочу проанализировать роль односоставных предложений в художественном тексте на примере поэмы А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении присутствуют односоставные предложения почти всех типов, принятых в современной классификации: номинативные (или назывные), определенно-личные, безличные и неопределенно-личные. Первые три синтаксические конструкции встречаются в тексте чаще всего, однако, на мой взгляд, наиболее существенную стилистическую роль в этом произведении играют определенно-личные предложения.


Я распределила односоставные предложения как простые, так и входящие в состав сложных, по группам, и вот, что у меня получилось:



Виды односоставных предложений в главе «Сирота» из повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Определенно-личные предложения

Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие».

Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно:

Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.

Веди ж меня к ней, — сказал самозванец, вставая с места.

- А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину, — не умничай и не ломайся: жена ли она тебе, или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день как бредит без умолку.

Отворяй!

Что тогда со мною стало — не помню.

— Хорош у тебя лазарет! — Потом, подошед к Марье Ивановне: — Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чем ты перед ним провинилась?

— И ты смел меня обманывать! — сказал он ему. — Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?

Милую тебя на сей раз, — сказал он Швабрину, —

но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта.

Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь.

- Как думаешь,

Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем!

Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. —

не знаю, да и знать не хочу...

Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.

Доверши как начал:

-отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет.

Возьми себе свою красавицу;

вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Ступайте к Акулине Памфиловне: я сейчас туда же буду».

«Здравствуйте, Петр Андреич, — говорила попадья. —

Как поживаете?

Не все то ври, что знаешь.

Батюшка Петр Андреич! войдите, милости просим.

Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня.

Пугачев закричал мне: «Прощай, ваше благородие!

Авось увидимся когда-нибудь».

«Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка!

прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный! — говорила добрая попадья. 59. — Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия!»

Неопределенно-личные предложения

Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят.

— Что, ваше благородие? — сказал, смеясь, Пугачев. — Выручили красную девицу!

Давно, давно не видались».

А между тем говорила без умолку.

Безличные предложения

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!»

Отговориться было невозможно.

но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.

не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу?

— Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива.

Как тебя назвать,

Казалось, суровая душа Пугачева была тронута.

«Ин быть по-твоему! — сказал он. —

Казнить так казнить,

жаловать так жаловать: таков мой обычай.

«Полно, старуха, — прервал отец Герасим.

Несть спасения во многом глаголании.

Ай да Алексей Иваныч; нечего сказать:

Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.

Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.

У ней не было на свете ни одного родного человека.

Зачем не сказать истины?




В главе «Сирота» А.С. Пушкин чаще всего использует определенно-личные и безличные предложения.









При описании действия А.С. Пушкин в главе «Сирота» в повести «Капитанская дочка» использует полные двусоставные чаще простые предложения, в диалогах же автор использует односоставные, в основном определенно-личные и безличные.

Использование односоставных предложений позволяет автору приблизить речь персонажей к разговорной речи простых людей, передать их эмоциональное состояние.

А.С. Пушкин обращается к безличным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводит их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении безличные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Определенно-личные же предложения придают экспрессию жизненным ситуациям, личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: читатель становится не просто сторонним зрителем, но и соучастником действия, описываемого в произведении.

Изучив научные источники, я пришла к выводу, что односоставные предложения чаще всего используются А.С. Пушкиным в диалогической речи для создания правдоподобной речевой ситуации, для максимального приближения речи персонажей произведения к речи читателей.

Александр Сергеевич Пушкин – уникальный поэт. В своем творчестве он прошел путь от синтементализма до реализма, при этом изменялся язык произведений, он становился более понятным для читателя, более совершенным. Но, несмотря на всю легкость и доступность, язык Пушкина совершенен, а каждое слово в его произведении неоднократно выверено и стоит на своем месте.



Заключение.



Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в литературе многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.











Литература:



  1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред .Л.А.тростенцова, Т.А.Ладыженская. – М.,»Просвещение»2016 г..

  2. http://russkiy-na-5.ru/articles/441

  3. http://new-best.com/education/kakova-stilisticheskaja-rol-nazivnikh-predlozhenij.htm

  4. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-024.htm

  5. http://sci.house/russkiy-yazyik/290-neopredelenno-lichnyie-56769.html

  6. http://irgali.narod.ru/files/odnosostavnie_nepolnue.htm

7. http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#321





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!