ВЫПОЛНИЛА:
Умиева Снежанна, 5б класс
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Романова В.В., учитель математики
2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
Исполнитель
Обозначение чисел у разных народов.
Цели
Умиева Снежанна.
1.Узнать, как обозначают числа разные народы мира.
2.Сравнить записи чисел у разных народов.
Задачи
Руководитель
1.Найти и выбрать информацию.
2.Сделать проект.
3.Записать несколько задач способами разных систем счисления.
4.Предтавить свою работу.
Романова Валентина Викторовна.
Основополагающий вопрос
Год
Как обозначаются числа у разных народов мира.
Предметная область
2018-2019 учебный год.
Математика.
Учебная тема
Тип проекта
Числа разных народов.
Информационно-исследовательский.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта по предметно – содержательной характеристике
Технологии
Монопроект
Краткая аннотация проекта
Технологии системно-деятельного подхода
В своей работе я рассказываю, как обозначались цифры и числа у разных народов, показываю как раньше оформлялись задачи
Ожидаемые результаты
Овладеть навыками записи решения задач в обозначениях чисел разных народов
Греческая система счета
Аттическая система счисления — непозиционная система счисления, применявшаяся в древней Греции до III века до н. э. Она употребляет в качестве цифр греческие буквы, причём цифрами служили первые буквы слов, которые обозначали соответствующие числа
знак значение название
Ι 1 ἴος «иос»
Π 5 πέντε «пенте»
Δ 10 δέκα «дека»
Η 100 ἑκατόν «хекатон»
Χ 1 000 χίλιοι «хилиой»
Μ 10 000 μύριοι «мириой»
Ионийская или новогреческая — непозиционная система счисления.
Алфавитная запись чисел, в которой в качестве символов для счёта, употребляют буквы классического греческого алфавита, а также некоторые буквы доклассической эпохи, такие как ϛ (стигма), ϟ (коппа) и ϡ (сампи).
1 α 10 ι 100 ρ
2 β 20 κ 200 σ
3 γ 30 λ 300 τ
4 δ 40 μ 400 υ
5 ε 50 ν 500 φ
6 ϝ или ϛ 60 ξ 600 χ
7 ζ 70 ο 700 ψ
8 η 80 π 800 ω
9 θ 90 ϟ 900 ϡ
Данные символы позволяют
записать лишь целые числа
от 1 до 999, например:
45 — με
632 — χλβ
970 — ϡο
Обозначение чисел в Индии.
Письменных памятников древнеиндийской цивилизации сохранилось очень немного, но, судя по всему, индийские системы счисления проходили в своем развитии те же этапы, что и во всех прочих цивилизациях.
На древних надписях из Мохенджо-Даро вертикальная
черточка в записи чисел повторяется до тринадцати раз, а
группировка символов напоминает ту, которая знакома нам по египетским иероглифическим надписям.
«Кипу» - узелковое письмо – своеобразная узелковая письменность, применяемая в государствах древних инков в Южной Америке. Сложные узелковые сплетения, иногда до двух тысяч штук, обозначали не только слова, но и числа тоже. Даже цвет веревочки имел свой смысл.
Обозначения чисел у арабов.
До хиджры (араб. هجرة — переселение) арабы записывали числа словами, но затем, как это делали ранее греки, они стали обозначать числа буквами своего алфавита. В 772 году индийский трактат «Сидданта» был привезен в Багдад и переведен на арабский, после чего стали использоваться две системы записи чисел:
1.В астрономии по-прежнему употребляли алфавитную систему
2.В торговых расчетах купцы стали применять систему, заимствованную из Индии. Но даже среди тех, кто пользовался индийской системой, начертания цифр, как и в Индии, сильно варьировали.
Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место"(перевод санскритского слова "сунья", имеющего тот же смысл). Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохранялся до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" ( nullum - ничто).
Обозначение чисел в Вавилоне .
В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашей эры создалась позиционная нумерация, то есть такой способ
записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой.
Обозначение чисел в Китае.
Китайская система счисления одна из древнейших. Она возникла как результат оперирования с палочками, выкладываемыми для счета на стол или доску. Числа от единицы до пяти обозначались, соответственно, одной, двумя и т.д. палочками,
выкладываемыми вертикально, а одна, две, три или четыре
вертикальные палочки, над которыми помещалась одна поперечная палочка, означали числа шесть, семь, восемь и девять.
Обозначение чисел в Израиле .
У евреев использование алфавитных обозначений чисел окончательно вошло в обиход к 2 в. до н.э. Девять букв алфавита использовались для обозначения первых девяти целых чисел; еще девять букв означали первые девять кратных числа 10; остальные буквы использовались для обозначения сотен.
Цифры народов Майя:
1 вариант: древние индейцы вместо самих цифр рисовали страшные головы, как у пришельцев.
2 вариант: при письме о 1 до 4 цифры обозначались точками, а горизонтальная линия обозначала цифру 5.Остальные же цифры до 10 обозначались точками над цифрой 5. Овал, разделённый на 3 части обозначал число 20. А дальше происходило совсем интересное: овалы умножались на количество точек, поставленных над овалом. Например: овал, умноженный на две точки = 40, а на горизонтальную линию = 100 .
Славянские цифры:
Алфавитная система была принята и в Древней Руси. Это форма записи чисел имела полное сходство с греческой. Славяне в качестве цифр использовали
буквы, но чтобы не перепутать буквы и цифры ставили над ней значок, который назывался – титло. Такая нумерация сохранялась при Иване Грозном и называлась цифирь, и была заимствована от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых были соответствия в греческом алфавите ( например ж и б не использовались для нумерации, их просто не было в греческом алфавите ). Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ : 10 000 – тьма, 10 тем – легион, 10 легионов – леодр, 10 леодров – ворон, 10 воронов – колода.
Такой способ обозначения чисел был неудобен. Поэтому Пётр 1 ввел в России привычные для нас 10 цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.
Пример №1: Задача:
В доме 10 человек: мама, папа,3 сына,3 дочки, бабушка, дедушка. Через год бабушка и дедушка уехали. Сколько человек осталось жить в доме?
Греческое решение (ионийская система):
ι (10)- β (2)= η(8) (чел.) осталось жить в доме.
Ответ: η(8) человек.
Пример №2: Задача:
В доме есть личные и общие комнаты. Всего их 10. 5 из них общие. Сколько личных комнат в доме?
Греческое решение (аттическая система):
Δ(10)- Π(5)= Π(5) (л.к.)- в доме.
Ответ: Π(5) личных комнат.
Пример N3 Индийское обозначение:
В люстре горело 5 лампочек. Через неделю 2 из них сгорели. Сколько лампочек осталось гореть?
Пример N4 Арабское обозначение:
У одного пастуха было 10 овец. Ночью волк съел 3 овечки. Сколько овец осталось у пастуха?
Пример N5 Вавилонское обозначение:
В классе учились 15 человек. Позже в класс пришли ещё 5 человек. Сколько учеников стало в классе?
Пример N6 Китайское обозначение:
В приюте живут 3 кошки и в 5 раз больше собак. Сколько собак живут в приюте?
Пример N7 Обозначение народов Майя:
У девочки было 10 платьев, а у её подруги в 2 раза меньше. Сколько платьев было у подруги девочки?
Пример N8 Славянское обозначение (Кириллица):
В одной комнате сидели 4 человека, а в другой в 2 раза больше. Сколько человек сидело во второй комнате?
Пример N9 Славянское обозначение (Глаголица):
В доме 15 жильцов, животных в 5 раз меньше чем людей. Сколько животных живёт в доме?
ВЫВОД:
У разных народов были разные способы обозначения чисел и разные системы счисления, но сейчас все числа везде очень похожие.
Интернет - источники
1. https://yandex.ru/search/?lr=2&clid=1955454&win=305&text= обозначения%20чисел%20у%20разных%20народов
2. https://school-science.ru/6/7/36122 3. https://psihologia.biz/pedagogicheskaya-psihologiya_823/tsifryi-raznyih-narodov-13687.html
4. http://edu.znate.ru/docs/3649/index-38438.html