Проект «Новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в литературе»
Автор проекта:
учитель русского языка и литературы МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Родионово-Несветайского района
Дукачёва Г.И.
XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.
Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Через чтение формируется мировоззрение, расширяется кругозор, повышается грамотность.
В то же время допуском к ЕГЭ для выпускников 11 класса является итоговое сочинение по литературе, цель которого состоит в формировании самосознания школьников, умении мыслить и доказывать свою позицию; развитии потребности в чтении, повышении читательской культуры; повышении уровня речевой культуры. А где как не на уроках литературы при чтении и анализе художественных произведений можно добиться этой цели. Поэтому обучение чтению и анализу художественных произведений остается основной задачей в преподаваниии учебного предмета «литература».
Изучение творчества Ф.М.Достоевского- великого мыслителя и писателя-гуманиста не исключение. Проблемы, которые поднимает в своих произведениях автор, актуальны и в наши дни. И немногие из нас задумываются, что ответы на некоторые вопросы нашей жизни нужно искать в произведениях Ф.М.Достоевского, чуткость и провидческий дар которого оказали нам неоценимую помощь в понимании самих себя и собственной жизни.
Читайте, цените, вдохновляйтесь и учитесь у Ф.М.Достоевского. Таких учителей у нас уже не будет, но есть у России свои великие провидцы. И названный автор один из них.
Тема «маленького человека» часто поднималась в произведениях русских классиков. Многие авторы стремились изобразить незначительного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения. Актуальность этой темы никогда не будет утрачена. Её задача – отражать жизнь простого человека со всеми его переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. В каждом времени, в каждой эпохе, были, есть, и будут такие люди, маленькие люди, думающие о таких высоких вещах, о вечном.
Хочется выявить, в чем же состоит новаторство Ф.М. Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в русской литературе.
- Привлечь внимание к изучению творчества Ф.М. Достоевского -величайшего писателя-гуманиста;
- раскрыть понятие и историю возникновения понятия «маленький человек» в русской литературе;
- раскрыть понятие эпистолярного жанра;
- отрабатывать навыки анализа художественного текста;
- учить искать, сопоставлять, выделять и систематизировать информацию;
- научиться создавать видеоролик.
I. Подготовительный этап
1. Подбор материала для видеоролика(текст, иллюстрации, музыка)
2 . Чтение романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
3 . Поиск и сбор информации в Интернете и в библиотеке по вопросу «Тема «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова«Смерть чиновника»,Н.В.Гоголя «Шинель».
II . Основной этап (формирование творческих групп)
1группа(технологи)
Задание:
- Создание сценария видеоролика на тему «Основные этапы биографии
великого русского писателя XIX века Ф.М. Достоевского»
- Монтаж видеоролика в программе «Киностудия WindowsLive»
2 группа (историки)
Задание:
- Раскрыть понятие «маленький человек»
- Подготовить историко - литературную справку: «История возникновения
понятия «маленький человек» в русской литературе»
3 группа (литераторы)
Задание:
Выполнение презентации:«Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» по
плану:
а) история создания;
б) эпистолярный жанр романа;
в) тема и проблематика романа;
г) главные герои и их характеристика;
д) концовка( чему учит?);
е) критика о романе
4 группа (исследователи)
Задание:
1. Сопоставление найденной информации и заполнение таблицы «Тема
«маленького человека» в произведениях русских писателей»
2. Вывод. Формулирование ответа на вопрос:«В чем новаторство Ф.М.
Достоевского в раскрытии темы «маленького человека» в романе «Бедные
люди»?»)
III. Заключительный этап
1. Защита и презентация готового проекта (открытый урок в рамках предметной недели)
3. Распространение результатов проекта (на районном методобъединении учителей русского языка и литературы)
Оцениваются результаты работы на проектом всех
групп учителем и самими учащимися, отмечаются
наиболее активные участники.
Критерии оценки проекта:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Презентация содержания проекта.
4. Наглядность, иллюстративность.
5. Навыки монологической речи.
6. Грамотность.
Список литературы:
Образовательные электронные ресурсы:
- yandex.ru . Картинки.
- https:// www.youtube.com Обучающий урок по созданию видеороликов в программе Киностудия Windows Live
- http :// writerstob . narod . ru / Биографии великих русских писателей и поэтов
- http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет
- http :// lit .1 september . ru / index . php Газета «Литература»
- http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
- http://lit-classic.ru/ Русская классическая литература
Н.В. Гоголь «Шинель»
Направление
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
Жанр
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Композиция
Проблематика
Конфликт
Идея
Приложение 2
Пошаговая инструкция создания видеоролика:
1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.
2. Добавить название.
3. Добавить музыку, изображения и видео.
4. Добавить заголовки.
5. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»
6. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.
7. Сократить до нужного момента аудиофайлы.
8. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».
9. Нажать далее.
10. В строке название продукта написать название вашего
видеоролика, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете
сохранять ваш видеоролик.