Тема: «Народные игры (подвижные), забавы, обряды - средство приобщения дошкольников к истокам культуры Красноярского края» (интегрированный проект)
Актуальность проекта
Давно забыты русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с сибирскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о сибирском народном творчестве. Развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры.
Также недостаточно методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер. Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание физического воспитания русских народных подвижных игр, забав и разучивание народных хороводов и несложных по композиции, русских народных танцев будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры, повышать двигательную способность детей.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов Красноярского края через подвижную игру и народные обрядовые забавы
Задачи проекта:
1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр, забав, народных танцев, хороводов; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
4.Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
5.Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.
Прогнозируемый результат: у детей формируются знания о традициях народов Красноярского края; дети проявляют интерес к играм, забавам, русским народным танцам, хороводам наших предков в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве; родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Руководитель проекта: инструктор по ФК- Ганжина М.П.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, родители, Кривлева К.А.-воспитатель группы; Байдулова Ю.А.-воспитатель группы
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – октябрь
Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
Выбор методов диагностики.
Изучение литературы по народным подвижным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам культуры Сибири.
Подготовка проекта «Народные игры и забавы Красноярского края как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
2 ЭТАП
Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель
Срок | Направления деятельности | Вид деятельности или форма работы | Название мероприятия (игры) |
Ноябрь | Работа с детьми | Народные игры- подвижные Небывальщина, да неслыхальщина (небылицы) Презентация | «Ловишка», «Золотые ворота», «Бабка Ёжка», «Важенка и оленята», «Репка», «Ручеек» «Ехала деревня мимо мужика» Ансамбль «Танца Сибири» |
Народная пальчиковая игра Забавные диалоги, этюды Праздник народных игр | «Замок» «Яма», «Пряник» «Все игры края в гости к нам!» |
Декабрь | Работа с детьми | Народные игры- подвижные, малоподвижные Игры –этюды Разучивание хороводов под народную музыку, песню «Ай, заинька, ах и беленький»; «Снежок сеем посеваем», «А я чайничала, самоварничала» | «Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь». «Скалка», «Заря-зарница», «Воевода» «Если весело живется?!», «Мы веселые мартышки», «Барыня» |
Досуг | «Зимушка-зима, или как на Руси встречали Новый год» |
Январь | Работа с детьми | Народные игры- подвижные, малоподвижные Разучивание колядок, обрядов Рождества, Святок, деревенских баек, небывальщин, игр-этюдов. Танец «Валенки» (Л. Русланова) | «Заря», «Пятнашки» «Шире круг», «Баба Яга» «Слепой козел» «Много троих хватит двоих», «Старушка-завидушка» |
| | Праздник | «Бегу на святки, аж сверкают пятки» |
Февраль | Работа с детьми Работа с детьми и родителями | Народные игры- подвижные, малоподвижные | «Ручеек с платочками» «Юрта», «Салки-догонялки» |
Квест игра | «Сокровища Красноярского края» |
Март | Работа с детьми | Народные игры- подвижные, малоподвижные | «Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей» |
Досуг | «Зиму провожаем, весну красную зовем» - взятие снежного городка |
Народные потешки, нескладухи, частушки | |
Апрель | Работа с детьми | Народные игры- подвижные, малоподвижные | «Хлопушки», «Мельница» «Тишина», «Пора бабушка в пир» «Молчанка» |
Конкурс сказок и рассказов, созданных детьми детского сада | О животных, птицах, играх «Люблю тебя, мой край родимый!» |
| Работа с детьми и родителями | Праздник | «Фестиваль сибирских игр и забав» |
3 ЭТАП
Аналитический – апрель
Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам культуры родного края, района, села
Обобщение и систематизация опыта.
Длительность проекта: 7 месяцев
Проект построен на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей детей;
доступность материала;
постепенность его усложнения
Общий результат: создание системы подвижных сибирских игр и забав по приобщению детей к истокам культуры родного края, района, села
Презентация проекта:
Изготовление картотеки народных подвижных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта
Фестиваль народных игр для детей.
Консультации для родителей и педагогов
Фотоколлаж «Играем, танцуем, поем»
Литература:
1. О.Л. Князева, М.Д. Моханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.