СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Народные подвижные игры. обряды и забавы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Народные подвижные игры. обряды и забавы»

Тема: «Народные игры (подвижные), забавы, обряды - средство приобщения дошкольников к истокам культуры Красноярского края» (интегрированный проект)

Актуальность проекта

Давно забыты русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с сибирскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о сибирском народном творчестве. Развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры.

Также недостаточно методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер. Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание физического воспитания русских народных подвижных игр, забав и разучивание народных хороводов и несложных по композиции, русских народных танцев будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры, повышать двигательную способность детей.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов Красноярского края через подвижную игру и народные обрядовые забавы

Задачи проекта:

1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Сформировать представление о разнообразии народных игр, забав, народных танцев, хороводов; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

4.Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

5.Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Прогнозируемый результат: у детей формируются знания о традициях народов Красноярского края; дети проявляют интерес к играм, забавам, русским народным танцам, хороводам наших предков в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве; родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Руководитель проекта: инструктор по ФК- Ганжина М.П.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, родители, Кривлева К.А.-воспитатель группы; Байдулова Ю.А.-воспитатель группы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – октябрь

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.

  2. Выбор методов диагностики.

  3. Изучение литературы по народным подвижным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам культуры Сибири.

  4. Подготовка проекта «Народные игры и забавы Красноярского края как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»

2 ЭТАП

Основной этап реализации проекта – ноябрь – апрель

Срок


Направления

деятельности

Вид деятельности или

форма работы


Название мероприятия (игры)

Ноябрь

Работа с детьми

Народные игры- подвижные




Небывальщина, да неслыхальщина (небылицы)

Презентация

«Ловишка»,

«Золотые ворота», «Бабка Ёжка», «Важенка и оленята», «Репка», «Ручеек»

«Ехала деревня мимо мужика»

Ансамбль «Танца Сибири»

Народная пальчиковая игра


Забавные диалоги, этюды



Праздник народных игр

«Замок»



«Яма», «Пряник»




«Все игры края в гости к нам!»

Декабрь

Работа с детьми


Народные игры- подвижные, малоподвижные


Игры –этюды




Разучивание хороводов под народную музыку, песню «Ай, заинька, ах и беленький»; «Снежок сеем посеваем», «А я чайничала, самоварничала»

«Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь».

«Скалка», «Заря-зарница», «Воевода»


«Если весело живется?!», «Мы веселые мартышки», «Барыня»

Досуг

«Зимушка-зима, или как на Руси встречали Новый год»

Январь

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные




Разучивание колядок, обрядов Рождества, Святок, деревенских баек, небывальщин, игр-этюдов.

Танец «Валенки» (Л. Русланова)


«Заря», «Пятнашки» «Шире круг», «Баба Яга»

«Слепой козел»

«Много троих хватит двоих», «Старушка-завидушка»





Праздник

«Бегу на святки, аж сверкают пятки»

Февраль

Работа с детьми


Работа с детьми и родителями

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Ручеек с платочками»

«Юрта», «Салки-догонялки»


Квест игра

«Сокровища Красноярского края»

Март

Работа с детьми


Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей»

Досуг

«Зиму провожаем, весну красную зовем» - взятие снежного городка

Народные потешки, нескладухи, частушки


Апрель

Работа с детьми


Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Хлопушки», «Мельница»

«Тишина», «Пора бабушка в пир»

«Молчанка»


Конкурс сказок и рассказов, созданных детьми детского сада


О животных, птицах, играх



«Люблю тебя, мой край родимый!»



Работа с детьми и родителями

Праздник

«Фестиваль сибирских игр и забав»

3 ЭТАП

Аналитический – апрель

  1. Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам культуры родного края, района, села

  2. Обобщение и систематизация опыта.

Длительность проекта: 7 месяцев

Проект построен на основе главных методических принципов:

  1. учет возрастных особенностей детей;

  2. доступность материала;

  3. постепенность его усложнения

Общий результат: создание системы подвижных сибирских игр и забав по приобщению детей к истокам культуры родного края, района, села

Презентация проекта:

  1. Изготовление картотеки народных подвижных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта

  2. Фестиваль народных игр для детей.

  3. Консультации для родителей и педагогов

  4. Фотоколлаж «Играем, танцуем, поем»

Литература:

1. О.Л. Князева, М.Д. Моханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.

2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!