СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему "Женщины Романовы на троне"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему "Женщины Романовы на троне"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска





Индивидуальный проект

Тема: «Женщины Романовы троне»



Выполнила

ученица 10 класса

Чалых Вероника Юрьевна



Руководитель проекта

Прудковских Мария Сергеевна


Работа допущена к защите «_____»_______________ 2024 г.

Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)



Севск 2024 г.

Паспорт проекта

Название проекта: Женщины Романовы на троне



Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна


Автор проекта: Чалых Вероника Юрьевна


Учебная дисциплина: История


Тип проекта: Информационно-исследовательский


Цель работы: Показать роль и значение женщин - правителей династии Романовых в истории России


Задачи работы:

  1. Рассмотреть женские образы династии Романовых и их многогранность

  2. Изучить основные факты биографии, личности, слабые и сильные черты характера, политическую деятельность

  3. Провести опрос на знание правительниц: Елизаветы Петровны и Екатерина 2

  4. Систематизировать полученные сведения

Вопрос проекта: Может лии женщина править государством, империей наравне с мужчинами? Может ли она быть достойным правителем?

Краткое содержание проекта: В проекте рассказывается о том, как появилась династия Романовых, как правили женщины этой династии в России, а также будут говорится основные факты личной биографии правительниц


Результат проекта (продукт): Разработка тематического урока «Женщины Романовы на троне»


Реализация проекта (для 10 класса): Проведение урока













Оглавление

Введение…………………………………………7

Глава 1. Теоретическая часть…………………10

1.1. Династия Романовых: Появление………..10

1.2. Правление Елизаветы Петровны…………13

1.2.1. Ранние годы……………………………...13

1.2.2. Внутренняя и внешняя политика……….18

1.2.3. Интересные факты………………………24

1.3. Правление Екатерины 2…………………...26

1.3.1. Ранние годы……………………………...26

1.3.2. Внешняя и внутренняя политика……….35

1.3.3. Интересные факты .……………………..46

Глава 2. Практическая часть………………….

2.1. Социологические иследования среди одноклассников………………………………...48

2.2. Вывод………………………………………51

Заключение…………………………………….52

Источники информации………………………..56

Приложение 1…………………………………..57

Приложение 2 …………………………………59







Введение

В современном мире женщины так же полноправны, как и мужчины. Но так было не всегда. Когда-то женщины почти не имели собственного права голоса. Что уж говорить и о праве управления страной.

Почти каждый знает о том, что еще в прошлом веке Российским государством правила династия Романовых – одна из самых могущественных династий за всю историю существования Русской земли. И правителями из этого рода были отнюдь не только мужчины, но и женщины. Всего было пять императриц.


Первой женщиной правительницей была Софья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича. Ей удалось стать правительницей России с 1682 года по 1689 год. Софья была регентшей (опекуншей) при своих малолетних братьях - царях Иване V и Петре I .Благодаря Софье было отменено несколько особенно несправедливых указов.


Екатерина 1 1725-1727. Настоящее имя - Марта Скавронская. Жена Петра 1.


Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год - дочь царя Ивана V.


"Весёлая императрица" - Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I. Годы правления с 1741 года по 1762 год. Пришедшая к власти Елизавета не имела никого представления о государственных делах. Но императрица заботилась о развитии культуры и просвещения, отменила смертную казнь и массовые пытки. При дворе Елизавета становилась всё более популярна: сказывались её общительность, доброта и щедрость, весёлый нрав.


Екатерина Великая или Принцесса Фике - немецкая принцесса, правившая Россией с 1762 по 1796 год. Она не была русской, но Россию любила всем сердцем и старалась сделать ее могущественней.

О Екатерине и Елизавете я буду рассказывать далее.


Актуальность: тема "Женщины Романовы на троне" является актуальной в современном мире, так как роль женщин в современном обществе возросла и мне хочется рассказать как менялось положение женщин на протяжении веков.

Объект исследования: Елизавета Петровна и Екатерина 2

Предмет исследования: Жизнь и правление Екатерины 2, Елизаветы Петровны

Цель проекта: Показать роль и значение женщин - правителей династии Романовых в истории России

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть женские образы династии Романовых и их многогранность

  2. Изучить основные факты биографии, личности, слабые и сильные черты характера, политическую деятельность

  3. Провести опрос на знание правительниц: Елизаветы Петровны и Екатерина 2

  4. Систематизировать полученные сведения

Методы исследования:

  • Сбор информации;

  • Описание;

  • Тестирование учащихся;

  • Выводы;

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что полученную информацию можно применять на уроках истории для обучающихся, расширив их кругозор.


Теоретическая часть

1.1. Династия Романовых: Появление

Многие знают, что династия Романовых начала свое правление в годы Смуты в 1613 году, а закончила Февральской революцией 1917 года. Была у власти порядка 300 лет. В конце XVI века на сыне Ивана Грозного Фёдоре пресеклась династия Рюриковичей. После его смерти в 1598 году к власти пришёл Борис Годунов и в России настало так называемое Смутное время. Началась борьба за власть, за которой последовала череда Лжедмитриев и польская интервенция. Именно в эту пору совершил свой подвиг Иван Сусанин, который завёл польско-литовский отряд в болота, чтобы спасти от гибели молодого царя Михаила Фёдоровича. Позже он был избран царем на Земском соборе. Так началась история семьи Романовых.

Правители:

   •  Сын и наследник Михаила - Алексей (1645-1676).

 •  Софья (1682-1689). Родная сестра Федора и Ивана 5.

 •   Петр 1 (самостоятельное правление с 1696 по 1725). Человек, являющийся для большинства символом династии и олицетворением могущества России.

 •   Екатерина 1 (1725-1727). Настоящее имя - Марта Скавронская. Жена Петра 1

 •   Петр 2 (1727-1730). Внук Петра 1, сын убитого царевича Алексея.

 •   Анна Иоанновна (1730-1740). Дочь Ивана 5.

 •   Иван 6 Антонович (1740-1741). Младенец правил при регенте - своей матери Анне Леопольдовне. Внук Анны Иоанновны.

 •   Елизавета (1741-1762). Дочь Петра 1.

 •   Петр 3 (1762). Внук петра 1, сын Анны Петровны.

 •   Екатерина 2 (1762-1796). Жена Петра 3.

 •   Павел 1 (1796-1801). Сын Екатерины 2 и Петра 3.

 •   Александр 1 (1801-1825). Сын Павла 1.

 •   Николай 1 (1825-1855). Сын Павла 1, брат Александра 1.

 •   Александр 2 (1855-1881). Сын Николая 1.

 •   Александр 3 (1881-1896). Сын Александра 2.

 •   Николай 2 (1896-1917). Сын Александра 3.

                   1.2. Правление Елизаветы Петровны

                      1.2.1. Ранние годы

Дочь Петра I и будущей императрицы Екатерины Алексеевны появилась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победители в Полтавском сражении, развернув знамена, торжественно вступали в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Петр устроил в ее честь трехдневное празднество. Царь очень любил свою семью. Привязанность к близким у него, человека властного и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет "четверной лапушке" – это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, когда она еще ползала на четвереньках.

Летом 1710 г. Петр плавал по Балтике на паруснике "Лизетка" - так он называл крошечную дочь. В возрасте двух лет она вместе с четырехлетней сестрой Анной присутствовала на свадьбе своих родителей.

 Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Петр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить международное положение России. А потому он прежде всего обращал внимание на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на немецком и итальянском языках. Кроме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полюбила танцы, и в этом искусстве ей не было равных.

Еще в 1720 г. отец попытался устроить брак Елизаветы с французским королем Людовиком XV. Но в Версале плохо отнеслись к предложению русской стороны из-за происхождения царевны: ее мать была простолюдинка, в момент рождения дочери не состояла в браке с царем.

Позднее Елизавета была сговорена за Карла Августа Голштинского, но он умер, так и не успев стать ее мужем.

Положение юной Елизаветы при дворе и в государстве резко изменилось в 1727 г. Прежде жизнь был похожа на сказку. Ее окружало молодое общество, где она царила не только по праву высокого происхождения, но и благодаря личным достоинствам. Быстрая на выдумки, приятная в обхождении, Елизавета была душой этого общества. От родителей она получала достаточно денег, чтобы удовлетворить свою страсть ко всякого рода развлечениям. В ее окружении все бурлило весельем, она была вечно занята: поездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, танцы... Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елизаветы к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, редкостный красавец, он попал в Петербург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие еще в 1731 г.  Когда входила на престол сестра Елизаветы - Анна Иоанновна, Елизавета Петровна не принимала участия в этих событиях, связанных с восшествием на трон Анны Иоанновны. Все происходило в Москве, куда прибыла из Курляндии и приглашенная императрица. Елизавета в это время находилась довольно далеко от столицы, в Александровой слободе. Там в окружении друзей и родственников занималась охотой на лосей и волков, каталась на коньках и санках, водила хороводы с крестьянскими девушками. Хотя она знала о своих шансах. И уже тогда были люди, готовые ее поддержать в ее претензиях на престол, видя в ней дочь Петра Великого. В основном это были русские дворяне, служившие при Петре I, недовольные происками «верховников» и не ожидавшие ничего хорошего от царствования Анны Иоанновны, за которой уже маячила фигура ее курляндского фаворита Эрнста Бюрена (или Бирена, в будущем – Бирона). Определенные расчеты в отношении Елизаветы строили и некоторые дипломаты.

В частности, имелся план возвести на трон Карла Петера Ульриха при регентстве Елизаветы. Один из наиболее доверенных людей в окружении Елизаветы, ее врач Лесток, узнав о происходивших в Москве событиях, предложил ей срочно выехать в столицу, заявить о своих правах на трон, уверяя, что у нее окажется достаточно сторонников. Но Елизавета осталась в Александровой слободе. Ей было всего двадцать лет, в ней еще не проснулось честолюбие. Пока ей больше нравилась беззаботная жизнь вдали от столиц и двора. А может быть, она уже могла трезво и реально оценить обстановку, понять, что шансы все же ничтожно малы, а ее вмешательство дорого ей обойдется. И вот в 1741 года Преображенский полк арестовал Анну Леопольдовну, и императрицей была утверждена Елизавета. Взойдя на престол, Елизавета Петровна пожаловала Разумовскому графский титул, а в 1742 г., как утверждают многие историки, тайно с ним обвенчалась.Одним из ближайших помощников императрицы был Михаил Илларионович Воронцов. Государыня вернула из ссылки и приблизила к себе оставшихся в живых князей и нескольких других русских вельмож, пострадавших во времена правления Анны Иоанновны. Елизавета убрала иностранцев со всех ключевых постов в государстве, но вовсе не собиралась изгонять из страны иностранных специалистов, в которых остро нуждалась Россия.

1.2.2. Внутренняя и внешняя политика

Разработка внешнеполитической программы и русская дипломатия елизаветинской эпохи в основном связаны с именем проницательного и опытного государственного деятеля канцлера Алексея Петровича Бестужева. По его инициативе весной 1756 г. для рассмотрения вопросов внешней политики и руководства боевыми действиями во время общеевропейской Семилетней войны 1756-1763 гг. был учрежден новый правительственный орган – Конференция при высочайшем дворе (постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек). С проблемами русско-шведских отношений Бестужев столкнулся в конце 1741 г., когда его назначили на пост вице-канцлера. Оправившаяся после поражения в Северной войне Швеция надеялась взять реванш и на полях сражений пересмотреть условия Ништадтского мира, согласно которому Россия отторгла шведские владения в Прибалтике. Летом 1741 г. началась русско-шведская воина, закончившаяся полным разгромом шведской армии. В августе 1743 г. в Або (Финляндия) был подписан мирный договор: шведское правительство подтвердило условия Ништадтского мира, заключённого Петром I. Семилетняя война, в которой Россия с целью территориальных приобретений сражалась на стороне Франции и Австрии против Пруссии и Великобритании, после отставки Бестужева велась уже при М. И. Воронцове - его преемнике. В начале 1758 г. русские войска вошли в Восточную Пруссию и заняли Кенигсберг. В августе следующего года в сражении при Кунерсдорфе прусская армия потерпела поражение, a в сентябре 1760 г. русские войска вступили в Берлин, который затем вынуждены были покинуть из-за несогласованности действий союзников. Победы русской армии имели решающее значение для разгрома Пруссии, чьи вооруженные силы считались тогда лучшими в Европе.

Вступая на престол, Елизавета провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца. Следование петровским "началам" обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела в 1753 г. учредить Дворянский заемный банк, выдававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был основан Купеческий банк. Быстрыми темпами создавались новые мануфактуры (промышленные предприятия). В Ярославле и Серпухове, Иркутске и Астрахани, Тамбове и Иванове, в дворянских имениях мануфактуры производили сукно и шелк, парусину и канаты. В помещичьих хозяйствах широкое распространение получило винокурение. Важные последствия имело решение правительства Елизаветы, принятое в 1753 г., об отмене внутренних таможенных пошлин, которые взимались по городам и дорогам России издревле. В результате этой реформы удалось покончить с экономической раздробленностью России. Это был смелый по тем временам шаг.

Елизавета значительно расширила права и вольности дворян. В частности, она отменила закон Петра I о недорослях, по которому дворяне должны были начинать военную службу с юных лет солдатами. При Елизавете детей записывали в соответствующие полки уже с рождения. Таким образом, в десять лет эти юнцы, не зная службы, становились сержантами, а в полк являлись уже 16-17-летними капитанами. В период правления Елизаветы Петровны сложились благоприятные условия для развития русской культуры, прежде всего науки и образования.

Указ 1744 г. "О соединении в губерниях школ в одно место и обучении в них всякого чина людей..." облегчил доступ в училища детям из непривилегированных слоев населения. В 40-50-е гг. к существовавшей с 1726 г. первой гимназии в Петербурге прибавились еще две – при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1752 г. Навигацкую школу, основанную Петром I, реорганизовали в Морской шляхетский кадетский корпус, где готовили офицеров российского военно-морского флота. 25 января 1755 г. Елизавета подписала указ об основании Московского университета. Возникновение интереса к изящным искусствам в русском обществе времен Елизаветы Петровны напрямую связано со страстным увлечением ими самой императрицы. Можно сказать, профессиональный театр, опера, балет, хоровое пение вышли из стен ее дворца. Даже в тяжелые для молодой Елизаветы годы правления Анны Иоанновны при "малом дворе" цесаревны ставилось множество спектаклей. Участвовали в них ее придворные и певчие.  Интерес к театру Елизавета не утратила и будучи императрицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их неоднократно. Не только торжества и праздники, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровождались игрой оркестра и пением придворных музыкантов.

Елизавету весьма заботил внешний вид Москвы и Петербурга. Она издала немало указов, касающихся облика и быта обеих столиц. Дома в этих городах должны были возводиться по определенным планам. Из-за частых пожаров в Московском Кремле и Китай-городе запрещалось строить деревянные здания. Немало замечательных памятников зодчества относится ко времени правления Елизаветы, в том числе Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Большой Царскосельский дворец, собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова и Штагельмана в Петербурге.

С середины 50-х гг. здоровье императрицы стало ухудшаться. Роковое обострение болезни произошло в конце 1761 г. Наследник престола Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна находились возле постели умирающей. 25 декабря в четвертом часу дня прервалась жизнь блистательной Елизаветы.

1.2.3. Интересные факты

 • Зимой 1747 года императрица издала указ, именуемый в истории как «волосяное установление», повелевающий всем придворным дамам подстричься наголо, и выдала всем «чёрные взлохмоченные парики», чтобы носили пока не отрастут свои. Городским дамам разрешалось указом оставить свои волосы, но поверх носить такие же чёрные парики. Причиной появления приказа послужило то, что императрица не смогла удалить пудру со своих волос и решила выкрасить их в чёрный цвет. Однако это не помогло, и ей пришлось состричь волосы полностью и носить чёрный парик.

•  Елизавета Петровна имела курносый нос, и нос этот писался художниками только анфас, с лучшей его стороны, а в профиль портретов Елизаветы почти не существует, кроме случайного медальона на кости работы Растрелли.

• 22 декабря 2009 года в Екатерининском дворце открылась выставка «Vivat, Елисавет»,  приуроченная к 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны. Одним из интереснейших экспонатов выставки стала скульптура из бумаги, изображающая парадный наряд императрицы Елизаветы Петровны. Скульптура была изготовлена специально для выставки по заказу музея всемирно известной бельгийской художницей.

• После смерти Елизаветы Петровны и воцарения Петра III на Екатеринбургском монетном дворе некоторое время продолжали чеканиться монеты с императорским вензелем императрицы Елизаветы — впоследствии этот факт объяснялся тем, что вести о смерти императрицы слишком долго шли до Екатеринбурга. В дальнейшем большинство монет 1762 года с вензелем Елизаветы Петровны были перечеканены, но небольшое количество этих монет всё же сохранилось и по сей день.

• Императрица не могла носить одно платье дважды, поэтому после ее смерти осталось 15 тысяч платьев. Сейчас они находятся в крупнейших музеях России.

• При Елизавете Петровне крещение получило широкое распространение. Даже сама императрица крестила многих детей.



1.3. Правление Екатерины 2

                        1.3.1. Ранние годы

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором ; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома. Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время раздельно. Отец вместе с армией уезжал воевать. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. В раннем детстве принцесса София побывала в рызных городах. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал ее матери: "Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу ее три короны". Принцесса Иоганна недоверчиво посмотрела на своего собеседника и, почему-то рассердившись на дочь, отослала ее заниматься рукоделием.

Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Старше ее на год, он был таким худым и длинноногим, что был похож на кузнечика. Одетый как взрослый в парик и военный мундир, мальчик постоянно вздрагивал и с опаской поглядывал на своего воспитателя. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих, приходится ей троюродным братом. Принц – сирота, и как говорили случайные люди, с ним обходятся грубо и жестоко. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.

Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София.

До российской границы София и ее мать ехали в сопровождении нескольких слуг, сохраняя строгое инкогнито. На территории России их встретила пышная и многочисленная свита, доставившая дорогие подарки от императрицы.

В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавета увидела совсем юную девушку – высокую и стройную, с длинными темно-каштановыми волосами, белоснежной, чуть тронутой нежным румянцем кожей и большими карими глазами. По-детски непосредственная, живая и веселая, она умела вести светскую беседу по-немецки и по-французски, рисовала и изящно танцевала, словом, была вполне достойной невестой для наследника престола. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась "наставлять в православной вере" и обучать русскому языку, а мать Софьи выслала из России за участие в политических интригах. Принцесса поначалу огорчилась отъезду матери, однако та была всегда весьма строга с Софией, нередко вмешивалась в ее личную жизнь Избавление от столь тяжкой опеки быстро примирило принцессу с отъездом близкого человека. Выйдя из-под влияния матери, София по-иному взглянула на мир, в котором теперь жила.

Ошеломляли воображение необъятные просторы России, удивляли смирение и безграничная покорность народа, роскошь и великолепие придворного общества. Девушке грезилось счастье, казалось, что сбывается услышанное в детстве предсказание старика-священника. С необычайным упорством она учит слова и правила грамматики русского языка. Не довольствуясь часами занятий с учителем, она встает по ночам и повторяет пройденное. Да с таким увлечением, что забывает надеть туфли и ходит босиком по холодному полу комнаты. О стараниях и успехах Софии доложили императрице. Елизавета, заявив, что принцесса и так "слишком умна", приказала прекратить ее обучение. Очень скоро юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих.

В 1745 г. состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Но счастья и уверенности в будущем у нее не было. Много огорчений и страданий причиняли Екатерине отношения с мужем. Петр Федорович рано потерял отца, и его воспитанием занимались придворные, принадлежавшие к противоборствующим политическим партиям. В результате характер Петра Федоровича был исковеркан претензиями и интригами окружающих. Екатерина называла в своих записках нрав супруга "упрямым и вспыльчивым".

Положение великой княгини не изменилось и после того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел, а потом и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать их разумно и достойно. Родителям редко удавалось узнавать, как растут их дети, и еще реже – видеть их.

Казалось, судьба посмеялась над Екатериной: поманила ее блеском российской короны, но подарила больше тягот и огорчений, чем удовольствий и власти. Но сила характера позволила ей не теряться в самые трудные периоды жизни. Екатерина много читала в те годы. Сначала она увлекалась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего, и она открыла для себя книги совершенно иного содержания. Это были сочинения французских просветителей. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли.

Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала окружающих, еще помнивших мятежную вольницу стрельцов времен правительницы Софьи, царствование Петра I, который дыбой, кнутом и топором переделывал Россию. Ей рассказывали о суровой царице Анне Иоанновне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы Петровны. Под впечатлением от всего прочитанного и услышанного Екатерине думалось, что страна может стать могучей и богатой только в руках мудрого и просвещенного государя. И она мечтала взять на себя эту роль. О своем стремлении к власти она писала: "Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел; слава страны составляет мою собственную". Пока это были всего лишь мечты, но Екатерина с присущими ей настойчивостью и трудолюбием принялась за их осуществление.

Екатерина II взошла на престол в 1762 году в результате дворцового переворота. Она свергла своего мужа, императора Петра III, который правил всего полгода .Толчком к перевороту послужили непростые отношения между Екатериной и ее супругом Петром III. Настолько, что она неоднократно оказывалась на грани ареста. Петром III в стране были не очень довольны. Несмотря на это, у императрицы был свой успех. Она расположила всех сразу же, как приехала в Россию: приняла православие и начала активно изучать культуру и русский язык.

Екатерина Алексеевна окружила себя преданными людьми. Григорий и Алексей Орловы, ее фавориты, были во главе заговора в пользу императрицы. Они обещали, что выведут 10 000 гвардейских солдат и 40 офицеров.

Заговорщики исполнили свой план 9 июля 1762 года. Ранним утром Екатерина и Алексей Орлов появились в казарме гвардейского Измайловского полка. Сама Екатерина была одета в гвардейский мундир. Она призывала солдат защитить ее и наследника престола Павла.

Петр III в этот момент все еще находился в Ораниенбауме, а затем поплыл в Кронштадт. Там моряки встретили императора выстрелом из пушки — предупредили, что следующий залп разнесет его судно. Ему пришлось вернуться в Ораниенбаум и подписать отречение в пользу Екатерины II. Императрица не разрешила Петру оставить себе даже фаворитку Елизавету Воронцову, скрипку и мопса.

Василий Ключевский, российский историк:

Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику.

Гибель супруга Екатерины II до сих пор вызывает вопросы. После того как Павел III отрекся от престола, он отправился в Ропшинский дворец. Там и погиб, но при странных обстоятельствах, которые не выяснены не до сих пор.

По официальной версии причиной смерти Петра стали инфаркт или инсульт. Однако практически сразу возникли слухи о том, что его убили. Популярна версия о том, что императора отравили.Некоторые сходятся на том, что к этому причастна сама Екатерина. Хотя по ее рассказам, Петр тяжело болел.

1.3.2. Внешняя и внутренняя политика

Вскоре после занятия престола Екатерина изложила в манифесте программу своего будущего правления. В ней говорилось о "соблюдении православного закона, укреплении и защите отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и утеснений". Когда улеглось радостное возбуждение первых дней царствования, Екатерина поняла, что занять престол – не значит прочно на нем утвердиться. Перед императрицей ежедневно вставали все новые и новые проблемы. В самом дворце, среди ее ближайшего окружения, было много недовольных. Слух о ее возможном браке с Григорием Орловым привел к возникновению заговора и возбудил толки о правах на престол ее сына Павла.

Объявлялись самозванцы, выдававшие себя за чудом спасшегося от смерти Петра III, а за границей было немало претенденток на русскую корону - "дочерей" и "наследниц" покойной Елизаветы Петровны. До 5 июля 1764 г. был жив законный претендент на российский престол - Иоанн VI (Иоанн Антонович).

Сразу по восшествии на российский престол Екатерина вступает в переписку с виднейшими мыслителями Франции – Вольтером, Д'Алам6ером, Дидро. Двум последним предлагает завершить издание "Энциклопедии" в России. Помогает им материально: например, покупает у Дидро доставшуюся ему по наследству библиотеку и тем обеспечивает ему средства к существованию. Своих знаменитых корреспондентов она раньше других ставит в известность о задуманном ею преобразовании дикой России в "просвещенную монархию" в соответствии с идеями Дидро. Пишет получивший известность во всей Европе "Наказ", в котором заявляет о своем намерении воплотить идеи французских просветителей в законы Российской империи.

Искренне стремясь отменить крепостное право, Екатерина совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства – крепостных крестьян. Известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желающая, чтобы ее народ жил по справедливым законам, Екатерина на первом же этапе своего правления принимает роковое для России решение, - решение, которое обрекло страну на вековое отставание в экономическом развитии, пагубно повлияло на "жизнь общественную, умственную и нравственную". Екатерина утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г., освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости.

Конец царствования императрицы проходил под знаком великой революции во Франции. Казнь королевской четы и кровавые события в стране, взрастившей вольную мысль философов-просветителей, способствовали ужесточению внутренней политики Екатерины: она опасалась повторения примера Франции в России. Екатерину II всегда чрезвычайно заботила защита престола от любых посягательств. В ее царствование раскрывалось множество заговоров – в пользу Иоанна Антоновича, цесаревича Павла Петровича, различных Лжепетров и т. д. Чаще всего заговоры бывали ложными: дело ограничивалось неосторожными разговорами. Но, тем не менее, по каждому такому случаю, Екатерина непременно начинала следствие, и, как правило, сама принимала в нем участие. Виновных обычно присуждали к смертной казни, которую императрица "милостиво" заменяла ссылкой на восточные окраины империи – в Нерчинск или на Камчатку.

В ту пору фаворитизм Екатерины принял чудовищный характер и буквально разорял казну. Среди придворных происходила бешеная борьба за благосклонность императрицы. Фавориты, возводимые в дворянское достоинство, получавшие титулы, одариваемые целыми состояниями, менялись с калейдоскопической быстротой. Недаром Екатерина оставила после себя государственный долг в 200 млн. рублей, огромную по тем временам сумму, значительная часть которой была связана с тратами на фаворитов.

Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход России к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы наконец стране возможность активно включиться в торговлю ее странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг., 1787-1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Первая война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кучюк-Кайнарджи на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России.

В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительстве гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях. Но главное - Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные черноземы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду. В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. Мечты Екатерины II разделял и поддерживал видный политический и военный деятель Г. А. Потёмкин. Он был уверен, что ему удастся в малые сроки превратить эти горы, болота, малярийные топи и солончаки в цветущий, плодородный край. Потемкин основал города Екатеринослав и Херсон. На месте татарского селения Ахтиар и турецкой крепости Гаджибей выросли российские города Севастополь и Одесса.                      

Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями.

Реформа образования:

Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными.

Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест. Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Денежная реформа:

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Скончалась Екатерина II Великая в результате инсульта, произошедшего с ней в уборной опочивальни. В 9 м часу утра 6 (17) ноября 1796 г, царица вошла в уборную и долго из нее не показывалась. Камердинер и камеристка, дабы убедиться, что с пожилой императрицей все в порядке, вошли в помещение, где нашли пожилую женщину с сильно покрасневшим лицом, пеной у рта и вывихнутой ногой.

  

                   1.3.3. Интересные факты  

  • За все время царствования Екатерины была совершена всего лишь одна казнь. Казнили Емельяна Пугачева.

 • При ее царствовании с 1762 по 1796 год население России возросло с 30 до 44 миллионов.

 • При Екатерине II впервые начали выпускать бумажные деньги.

 • Императрица была вспыльчива, но умела владеть собой и никогда в порыве гнева не принимала решений.

 • Близкие Екатерине люди, которые ее хорошо знали, говорили о ее привлекательной внешности не только в молодые годы, но и в зрелости.
 

 • При Екатерине II появилось 216 новых городов.


 •    Императрица была искусной рукодельницей.

 • Для того, чтобы хорошо выучить русский язык (при дворе его знали плохо) Екатерина общалась со слугами.





Практическая часть

Я решила провести опрос среди одноклассников на тему «Достойные правители». Приняло участие 15 человек.

40% - Думают, что женщин политиков в нашей стране МНОГО в нашей стране.

40% - Думают, что женщин политиков МАЛО в нашей стране.

20% - Не знают.



2.





66% - Думают, что женщина способна на управленческую деятельность.



34% - Думают, что женщина НЕ способна на управленческую деятельность.



3.





90% - Знают данную информацию про Екатерину 2.



10% - Не знают.



4.



97% - Знают, что Елизавета Петровна принадлежала к династии Романовых.

3% - Не знают.

Вывод: Большая половина участников опроса положительно относятся к женщинам-политикам. Были также вопросы на знание правительниц, но большинство моих одноклассников справились и ответили верно!

Заключение

Правление Елизаветы Петровны, можно охарактеризовать как положительное. Россия восстановила свой подорванный авторитет в Европе, показав свою военную мощь. При Елизавете русское государство развивалась во всех сферах общества. Экономика, политика, культура, образование… Все пришло в движение. Динамика развития Российской Империи имела положительный характер, хотя и не имела высокого темпа.

Биография Елизаветы Петровны весьма интересна. Её личность в действительности весьма колоритна. Елизавета Петровна была ярким человеком, и большой исторической фигурой.

А при Екатерине II Россия вошла в союз европейских государств. Расположение России искали все без исключения властители, страна вышла по всем желанным морям, расцвела в искусстве, покрылась сетью школ.

Время Екатерины стало не только золотым веком русской государственности, но и расцветом искусств и наук в России. Екатерина никогда не повышала голос на своих слуг, в отличии от других императоров. Запретила своей знати избивать холопов.

Желая преуспеть везде она ничего не забывала. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастье, свободу. Она легко прощала и ни к кому не питала злобы. Она любила искусство. "Все годы ее правления Екатерины были золотыми" - так говорят многие историки. Екатерина осталась в народной памяти сияющей звездой эпохи, по праву называемой екатерининской. Ни до, ни после Екатерины не было в России XVIII века правителя сильнее, умнее и блистательнее.



В начале своей работе я поставила цель - показать роль и значение женщин - правителей династии Романовых в истории России, доказать силу правительниц рода.

И я считаю, что я выполнила цель. На основание выше перечисленного, можно утверждать с полной уверенностью, что роль и значение деятельности женщин-правителей династии Романовых очень велика и огромна. Женщина способна править своим государством.

Я изучила материалы на данную тему, кратко рассказала о появлении династии Романовых, нашла более подробную информацию и интересные факты из различных источников, рассказала про двух правительниц этого рода и в конце провела опрос на их знание, а также как одноклассники относятся к женщинам - политикам.



Моя работа может быть в дальнейшем использована как материал для уроков истории, а также для самостоятельного ознакомления.



Мне понравилось работать над проектом. Я научилась запрашивать и находить недостающую информацию, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, анализировать и оценивать собственную деятельность.

























Источники информации

https://www.gazeta.ru/science/2016/07/21_a_9702515.shtml

https://istoriarusi.ru/car/dinastija-romanovih.html

https://dzen.ru/a/YynNdIuLNmgk3N6d

http://historynotes.ru/pravlenie-elizavety-petrovny-romanovoy/

https://24smi.org/celebrity/1565-elizaveta-petrovna.html

http://www.ote4estvo.ru/cari-i-imperatory-xvi-xviii/393-ekaterina-ii.html

https://faktrus.ru/30-фактов-о-елизавете-петровне/

https://dzen.ru/a/YHcLKRKmEC8W4hOX

https://biograph.online/ekaterina-2/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F







Приложение 1 Анкета

«Достойные правители»

Опрос проводится в целях расширения кругозора учащихся.

Часть1.

Укажите ваш возраст____, пол____

Часть 2.

  1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

А) Много Б) Мало В) Не знаю

  1. Как вы думаете, женщина способна на управленческую деятельность?



А) Да Б) Нет





  1. Знаете ли вы, что данная характеристика относится к Екатерине 2?

Женщина, прибывшая в Россию из Германии, свергнула своего мужа Петра 1 и сумела управлять Российской империей. Получила титул «Великая».



А) Да Б) Нет



  1. Знаете ли вы, что императрица Елизавета Петровна принадлежала к династии Романовых?

А) Да Б) Нет

Спасибо за ответы! Ваше мнение нам очень важно!





Приложение 2
















































































Скачать

© 2024, 52 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!