СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Тайны застенчивости"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект реализован в рамках школьной программы.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Тайны застенчивости"»


Я считаю, что я застенчивый человек, поэтому я решил больше узнать об этой черте характера. Тема моего индивидуального учебного проекта «Тайны застенчивости». Все знают, что одним из главных периодов в жизни каждого человека является детство. Именно на этом этапе развития ребенок учится общаться и включаться в окружающую среду. Много ученых в разное время изучали застенчивость и пришли к выводу о том, что ее проявления мешают нормальному развитию. Она может делать человека незаметным, неуверенным, не способным принимать на себя ответственность. Именно это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель работы – изучить особенности застенчивости на себе. Сравнить признаки застенчивости подростков и взрослого.

Задачи:

1.Изучить научную литературу по теме «Застенчивость».

2.Ознакомиться с уже проведенными научными исследованиями по проблемам застенчивости.

3.Произвести отбор комплекса методик по изучению особенностей застенчивости.

4.Продиагностировать себя и школьников на предмет наличия застенчивости, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

5.Продиагностировать взрослых на предмет наличия застенчивости, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

6. Создать портрет застенчивости подростка и взрослого.

7. Разработать комплекс рекомендаций по преодолению застенчивости.

Для достижения положительного эффекта будут разработаны рекомендации, которые помогут мне и другим снизить уровень застенчивости.

Ресурсы проекта: интернет, люди, личные денежные средства.

В начале я изучил научную литературу по теме «застенчивость» и выяснил, что данную особенность характера изучало много ученых. Застенчивость — это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Характерными внешними проявлениями являются: напряжение, нарушения вегетативной системы, моторики, речи, мышления, воли, эмоций.

По определению Б. Н. Куницыной, застенчивость ~ возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в межличностном неформальном общении.

В зарубежной психологии проблемой застенчивости занимался Ф. Зимбардо, который написал книгу «Застенчивость — что это такое». Он утверждал, что среди застенчивых по многим параметрам нет половых различий. Следовательно, психологическая природа застенчивости у мужчин и женщин одинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическую обусловленность.

Факторы и причины проявления застенчивости: наследственность, меланхолический темперамент (вялый, пассивный, безучастный, отстраненный), плохие условия воспитания, не правильная стратегия воспитания, жизненные трудности, пессимизм.

По данным В.Н. Куницыной, значительная часть взрослого населения России попадают в категорию застенчивых – 30 % женщин и 23 % мужчин. У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. Женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, а мужчины в ситуациях социальных оценок. Проблема застенчивости людей в более позднем возрасте мало исследована.

У детей застенчивость проявляется в боязни попросить помощи, боязни вступать в общение, боязни отвечать на уроках, пытаются затеряться. Такие дети не стремятся проявлять эмоции и имеют низкую самооценку. Подростковый возраст является вторым пиком повышенной застенчивости. Застенчивость у подростка может либо приводить к депрессии, вплоть до суицида, либо уродливо трансформироваться в наглость, девиантное поведение. С переходом в юношеский возраст большинству людей удается преодолеть свою застенчивость.

Застенчивость создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциально положительных переживаний. Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения. Застенчивость ограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми. Она способствует развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями. Застенчивость препятствует ясности мысли и эффективности общения. Застенчивость обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества и т. д.

Плюсы застенчивости: застенчивый человек фокусирует внимание на себе, поэтому очень хорошо себя знает и чувствует тело. Он многократно мысленно «проигрывает» трудные ситуаций, тем самым уменьшает уязвимость личности. Застенчивые люди более чувствительны к себе и другим, это способствует тщательному выполнению правил гигиены, повышению общительности, пониманию того, как они выглядят в глазах других. Усиленное противоборство переживанию застенчивости может облегчить развитие самостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь. Застенчивость — это маска. В таких условиях люди нередко чувствуют себя свободными.

В итоге застенчивость явление не только чреватое проблемами, но для некоторых людей она является вполне подходящим жизненным стилем.

В практической части мы решили изучить особенности и отличия застенчивости подростков и взрослых, а затем сравнить их. Теоретическое изучение проблемы привело к возникновению предположения, что особенности и признаки застенчивости ребенка отличаются от особенностей и признаков застенчивости взрослого. Также застенчивость ярко проявляется во внешнем поведении человека.

В ходе личных наблюдений я подтвердил предположение о том, что застенчивость заметна внешне. Понаблюдав за окружающими, я увидел, что, например, в моем классе есть застенчивый мальчик, а в школе работает воспитатель Марина Михайловна, в поведении которой можно заметить застенчивость.

Для решения одной из задач проекта использовалась методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной. Сначала я сам ответил на вопросы теста и действительно у меня проявился высокий уровень застенчивости. Потом протестировал подростков и взрослых. Собрал полученные данные в сводные таблицы. В результате я выяснил, что с возрастом застенчивость не изменяется и не пропадает. Взрослые люди с течением времени приучаются контролировать свои эмоции, поэтому у взрослых сложнее проследить внешние проявления застенчивости. Проявления застенчивости можно преодолеть с помощью различных упражнений, которые я собрал в комплекс рекомендация.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!