муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
ПРОЕКТ
на тему
«Солдатами не рождаются»
по дисциплине
«Родная литература»
Обучающийся: Воробьев Александр
Класс 4 Б
13 мая 2021 г.
с. Черницыно
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I
История создания трилогии……………………………………….…….. 3
Фабула и персонажи …………………………………..………………….. 4
Экранизация ………………………………………………………………. 4
Издание трилогии…………………………………………………………. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 5
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 5
«Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим…
Это нужно - не мёртвым!
Это надо живым!»
Роберт Рождественский.
ВВЕДЕНИЕ
Этот роман убеждает, что, слившись воедино в чувстве собственной и исторической ответственности, народ способен одолеть врага и спасти от гибели своё отечество.
Цель проекта: знакомство с творчеством Константина Симонова.
Объектом проекта является трилогия «Живые и мертвые».
«Живые и мёртвые» — это трилогия людях, участвовавших в Великой Отечественной войне («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), одно из ярчайших произведений о событиях Второй Мировой войны в отечественной и мировой литературе.
Роман не является ни хроникой войны, ни историографическим сочинением. Персонажи романа — вымышленные, хотя и имеющие реальные прототипы.
ГЛАВА I
История создания.
Роман написан по материалам записок К. Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны». Начиная первую книгу, К. Симонов не был уверен в том, что у неё будет продолжение, а замысел третьей книги возник и вовсе много позже. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году.
Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года.
Книга первая: лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой.
Книга вторая: зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран».
Книга третья: лето 1944 года — операция «Багратион».
Фабула и персонажи.
Основное повествование строится вокруг судьбы военного журналиста Ивана Петровича Синцова. Старший политрук, корреспондент армейской газеты, утратив документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Исходно совершенно штатский человек, в лучшем смысле слова — типичный советский интеллигент в первом поколении, переживший два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых, гибель жены и безвестную пропажу маленькой дочери, под Сталинградом старший лейтенант Синцов уже командует батальоном. К осени 1944 года майор Синцов, какое-то время прослужил после очередного ранения офицером оперативного отдела штаба армии, и становится начальником штаба полка.
Второй из главных героев трилогии — комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин. Образ Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом. Также в какой-то степени прототипами Серпилина можно считать генерала Горбатова и генерала Гришина.
Трилогия тесно связана с целым рядом других произведений Константина Симонова. Часть её персонажей (Синцов, Артемьев, Надя Караваева, Козырев, Иванов и другие) впервые появляются уже в первом романе Симонова «Товарищи по оружию», посвящённом вооруженному конфликту в районе реки Халхин-Гол. Отдельные персонажи, хотя и носят вымышленные имена, отражают вполне реальных людей. Ярким примером этого является член военного совета фронта Львов (присутствует лишь в третьей книге), образ которого с большой степенью точности напоминает советского государственного и военно-политического деятеля Льва Мехлиса. Прототипом генерала Козырева в известной мере является генерал-майор Копец, у которого были позаимствованы служба в Испании и быстрый карьерный взлёт. Прототипом Надежды Козыревой была актриса Валентина Серова, с которой у Симонова в период, описываемый в романах, были непростые семейные отношения.
Экранизация.
Первая книга романа «Живые и мёртвые» легла в основу одноимённой экранизации, вышедшей в 1964 году, поставленной кинорежиссёром А. Б. Столпером, снимавшим художественные фильмы по произведениям К. Симонова ещё в годы Великой Отечественной войны. В 1967 году он же поставил фильм по второй книге, получивший название «Возмездие». Роли главных героев романа в фильмах исполняли выдающиеся актёры: А. Папанов (Серпилин), К.Лавров (Синцов), О.Ефремов (Иванов), Ю. Визбор (Захаров) и другие.
Издания трилогии
Трилогия «Живые и мёртвые» напечатана в 1989 году издательством «Художественная литература».
9 июля 1986 года в «Литературной газете» была опубликована глава «Завтра снова на фронт», которая первоначально была в рукописи романа «Солдатами не рождаются», но по завершении книги К. Симонов исключил эту главу из романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трилогия Константина Симонова, рассказывает о трагических судьбах людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Любовь, ненависть, боль, счастье, страдание — в книге представлен весь калейдоскоп человеческих эмоций.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К. Симонов. Книга 1. «Живые и мёртвые». Москва. «Художественная литература». 1989.
К. Симонов. Книга 2. «Солдатами не рождаются». Москва. «Художественная литература». 1989.
К. Симонов. Книга 3. «Последнее лето». Москва. «Художественная литература». 1989.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Живые_и_мёртвые