Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г.Туймазы
XI
Районные
историко- краеведческие чтения «Моя малая родина».
Подготовил: ученик 5е класса
Биккин Айназ.
Классный руководитель:
Губайдуллина В.И.
Туймазы-2021
Туймазинский район расположен в центре Бугульмино-Белебеевской возвышенности, граничит с Шаранским, Буздякским, Белебеевским и Ермекеевским районами Башкортостана, на западе - с Татарстаном. Муниципальный район занимает общую площадь 240,3 тыс. гектаров. Численность населения составляет 132,129 тысяч человек, в том числе в городе Туймазы проживает 68,037 тысяч человек.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: татары — 46,8 %, русские — 25,2 %, башкиры — 22 %, марийцы — 2,1 %, чуваши — 1,7 %, лица других национальностей — 2,2 %.
Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.
Костюм (от лат. costume) — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде. У каждого народа он свой и отражает социальную, национальную, региональную принадлежность человека.
Костюм башкир.
Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…(слайд3).
Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.
О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.
Многообразие нарядов
В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.
Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.
В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.(слайд4)
В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.
Материалы.
Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.
Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.(слайд5)
Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.
Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.
Татарский национальный костюм
Национальный костюм татар сочетает ткани цветов Востока, головные уборы с богатым рисунком, различные виды обуви, ювелирные украшения.(слайд6)
Мужской костюм.
Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов. .(слайд7)
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса. Шаровары представляли собой штаны с широким шагом. Мужчины носили чекмень –это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком).
Шубы овчинные, шапки из меха носили зимой.
Женский костюм.
Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары. Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой. Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи.
Женские штаны были однотонные. Зимой одевали овчинные шубы, шапки из меха.
Головные уборы татар. .(слайд8)
Головной убор мужчин – тюбетейка, а поверх неё шапка на меху. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.
Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.
Национальная татарская обувь. .(слайд9)
Обувь татар – кожаные сапоги (инчиги) с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Женские сапоги были с узором на каблуке.
Женская татарская обувь В холодное время года носили валенки, короткие, высокие.
Украшения. .(слайд10,11)
Украшения были мужские и женские. Перстни, пряжки для поясов носили мужчины. Женские украшения были более разнообразными. На голове украшением был накосник. Пышное нагрудное украшение изю, которое пришивается на платье.(слайд12)
Русский национальный костюм Во что одевались русские в стародавние времена - рассмотрим самые распространенные элементы одежды.(слайд13) 1. Мужской костюм
Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.
Рубаха.(слайд14), или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом - такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.
Пояс.(слайд15). Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.
Штаны.(слайд16), или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».
Онучи.(слайд17) - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков.
Лапти.(слайд18) - известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.
Сапоги.(слайд19) - могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.
Валенки.(слайд20) - зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти
Кафтан .(слайд21)- верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна - «зипуны». На зиму «кожухи» - кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.
Головной убор.(слайд22) - зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.
Чувашский народный костюм.
Чувашская одежда .(слайд23) представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а такж1е известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века.
Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
В зависимости от места.(слайд24) проживания относительно течения Волги чуваши делятся на верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри). Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно ярко они прослеживаются в костюмах, украшениях и вышивке.
Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна.(слайд25). Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.
Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.
Марийский национальный костюм.
Народ мари.(слайд26) относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы. Народ делится на три территориальные группы:
горные марийцы Республики Марий Эл;
луговые – Волго-Вятского района;
восточные – Башкирской республики и Приуральского района.(слайд27).
У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.
Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.
Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной.(слайд28) – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.
Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава
В холодное время (слайд29) года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор (слайд30) – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.
Национальные костюмы настолько же разнообразные и непохожие друг на друга, как и сами люди, населяющие территории разных стран. Но он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
.