СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Костюм Воронежского края"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подготовлен учащейся совместно с учителем музыки.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Костюм Воронежского края"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия N10 г. Воронеж





Отчет по проектной работе

по теме «КОСТЮМЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ».





















Выполнила: ученица 10 «А» класса

Баснева Арина Артуровна

Руководитель проекта:

Померанцева

Лариса Николаевна

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

-Введение…………………………………………………………….…….3

-Содержание исследования……………………………………………….4

-Создание брошюры………………………………………………………12

-Вывод……………………………………………………………………..13

-Список используемой литературы……………………...........................14





































Введение

Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях, используемые хоровыми коллективами, открывают перед нами тонкости народного искусства, являются свидетельством богатейших фантазий людей, их художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. В проекте постараюсь расширить свой кругозор при изучении женского народного костюма Воронежского края. Выяснить, каков был образ настоящей красной девицы того времени.

Актуальность: помнить традиции своего народа, знать как выглядели и одевались наши предки.


Цель проекта: изучение народного костюма Воронежского края, изготовление брошюры.

Поставим четкие задачи:

1. Изучить отличительные детали костюма (понева, покромка, фартук, рубаха, сарафан, платок, сорока, украшения ВО и обувь.)

2. Проанализировать материал по теме, посетить Воронежский областной краеведческий музей, рассмотреть и составить образ народного костюма Воронежской губернии.

3. Создать альбом (брошюру) своими руками, подходящий под самобытный стиль; подобрать фотографии по теме проекта.

















Глава I

Народная одежда каждой губернии отличалась характерными ярко-выраженными чертами в покрое, количестве предметов одежды, цветовой гамме и аксессуарах, и манере ношения костюма. В Воронежской губернии очень долго использовались домотканые ткани, применялись натуральные растительные красители и очень медленно в обиход приходили фабричные ткани.

Со временем, женщины-мастерицы научились сочетать в костюме фабричные и домотканые ткани, добиваясь интересных ансамблей фактур и текстур. Фактура самой ткани являлась основой для вышивки. В Воронежском костюме в начале 19 века преобладала линейная вышивка (ромб) чаще всего узор ромба составлял основу композиций, с древних времен узор ромба с крючками символизирует плодородие, землю, растения и животных. По моему мнению эти узоры действительно напоминают распаханное поле…

Для украшения так же использовались нашивные украшения из нитей, бисера и меха. У Воронежского костюма были свои изюминки. Главной отличительной чертой был черный цвет – излюбленный воронежцами. Он символизирует землю, чернозем и вечный покой. Именно поэтому наши земляки предпочитали делать вышивку на рукавах черным цветом. Ткани, которые использовали воронежцы: Шерстяная и льняная. Понева – один из древнейших элементов русского национального костюма женщин (своеобразная предшественница юбки). Домотканые материи для понев украшались орнаментом в виде ромбов клеток.

Покромка. На бедрах, поверх рубах и верхней половины поневы, подпоясывалась покромка, которая состояла из тканой черной покромины. Термин «покромка» в одном случае обозначал узкую ткань с кромкой, а в древности он символизировал кромку участка земли черного цвета, то есть чернозема.

Чернозем рождал все необходимое для жизни человека, и существовало древнее поверье: если замужняя женщина будет носить двукратно опоясанную покромку, то и она, подобно земле, будет плодоносить на радость семье и всем людям, продолжая свой род. Девушке носить покромку не позволялось, надевала она ее только тогда, когда шла с нареченным под венец. С обеих сторон покромка заканчивалась концами из шерстяной ткани, пышно украшенной многоцветным геометрическим орнаментом языческого происхождения и обряженной затем отшивками, блестками по кумачику, бисером, каменными цветными пуговками, позументом и наничкой-бахромой. Концы эти так и назывались концами и представляли собой чудесные произведения народного искусства. В каждом селе были свои покромки. Они несколько отличались друг от друга, но тип их был южнорусский, а раскрой и декор местные, воронежские. С покромкой у народа было связано много обычаев, ритуалов и поверий. Например, весной, когда после зимовки в первый раз выгоняют стадо коров на пастбище, при выходе из села поперек дороги расстилают покромку, чтобы каждая корова обязательно переступила через нее. Покромку брали у самой почитаемой, трудолюбивой и доброй женщины. Поверие, пришедшее из глубины веков, гласило, что после такого несложного магического ритуала корова будет давать больше молока, ее не зарежут волки, она ничем не заболеет и на следующий год даст крепкий, здоровый приплод. Каждая девочка, начиная с 6-7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5-6 покромок для будущего замужества, а обряжали, то есть украшали, вытканные покромки пожилые женщины.

Рубаха – шили из белого полотна, она была длинной до ступней, рукава собраны. Она так же украшалась вышивкой и полосой отделочной ткани внизу .



Сарафан – основной элемент русского национального женского костюма. Представляет собой одежду в виде платья без рукавов, обычно они состояли из множества элементов, поэтому были очень плотными и тяжелыми. Это все комбинировалось с рубахой и поневой. Воронежские красавицы дополняли свой образ платком, сорокой (головной убор).

Сорока – женский головной убор замужних женщин (состоял из каблучка и махры. Расшивался пайетками и бисером). Был неотъемлемой частью образа Воронежской красавицы, а в определенные дни покрывался сверху щёлоковым платком.

Платок – являлся самой дорогой и яркой частью образа. Головной женский, он же и девичий, платок во все времена был самым желанным подарком для женщин и девиц.

Обычно платки привозили мужчины с заработка и дарили их своим женщинам. Они ткались из красной ткани. У жителей Воронежской области так же, как и в других губерниях России, красный цвет считался символом красоты. Поэтому Воронежский платок был строго красным с всевозможными узорами.

Он был очень красив и удобен в пользовании. Его можно было носить как самостоятельно, применяя множество различных приемов повязки, так и в сочетании с другими видами головных уборов.

Платки завязывали впереди под подбородком или сзади на шее под затылком, носили на голове и на плечах, затыкали концы за лямками мышек сарафанов, закладывали сближенные концы под подбородок, завязывали концы с цветными махровыми пучками на макушке, а однодворки из старообрядческих семей раскидывали на спине два конца платка. Сложенный платок носили круглым венцом-обручем, украшенным павлиньим пером, а иногда петушиными перьями и косицами селезня. На общем фоне черной девичьей или красной женской одежды платок не только служил ярким акцентом, но и мягко обрамлял лицо. Сливаясь с цветовой гаммой одежды, платок гармонично обогащал и как бы конструктивно завершал ее. На воронежской земле платок появился примерно в XVI-XVII веках

Украшения Воронежской губернии

Грибатка – шейное или нагрудное украшение. Изготовлялось из трех полос черной тесьмы. На концах тесьмы симметрично нашиты розетки в виде кружка, которые символизировали солнце. Бархатная лента отделана бисером.

Прутики - от 11 до 17 нитей с заносочками белого и зеленого цвета (по типу бус).

Обувь Воронежской Губернии

Лапти - это обувь, которая плелась из древесного лыка. Лыко — это луб, который получали из молодых деревьев, к примеру: липа, ива, береста. Лапти — основная обувь русских крестьян, но в Воронежской Губернии была распространена не так обширно. Низкое распространение лаптей, было обусловлено отсутствием или малым количеством необходимого материала. Красавицы нашей губернии предпочитали чёрные черевички из кожи. Праздничные черевики украшались бисером и медной подковкой на каблуке. Классические черевики изготавливают из кожи и завязываются шнурками. В зимнее время носили Валенки. Валенки — тёплая обувь, делали её из шерсти всевозможного скота. Чтобы валенки портились не так быстро, их подшивали в области подошвы кожей. Процесс изготовления валенок довольно длительный и требует определенных навыков. Шерсть очищают от мусора, затем разбивают, чтобы получить мягкую и пушистую материю. После формируются сапог, очень важно чтобы он был одинаковой толщины со всех сторон. Если же проплешины находились, их латали той же шерстью. Затем шерсть валяют. От этого и пошло название "Валенки".

Набор женской обуви состоял из валенок для зимы, будничных кожаных башмаков, праздничных черевиков, украшенных пучками, пистонами, бисером и медной подковкой на каблуке, праздничных «легких» из кожи и сукна, расшитых цветным узором и обряженных бисером, пучками, котелками из стекляруса и пуговок, иногда жемчугом, поршней. Кожаных сапог, будничных и праздничных, с вышитыми и обряженными халявами-голенищами на сборках («гармошкой»), на сравнительно низком и тонком каблуке, лаковых чуней и др.



























Глава  II

Создание брошюры

Брошюра представляет собой компактную книжку в мягкой или плотной обложке объемом от четырех листов. Брошюра приятна и компактна, ей удобно пользоваться и хранить.

Для создания брошюры по Воронежскому народному костюму я решила использовать технику скрапбукинга в стиле русских традиционный вещей, который дополняет своей самобытностью тему моего проекта.

За основу брошюры была взята качественная плотная бумага с красивым винтажным оттенком «слоновая кость», а также ткань, которая очень напоминает старинные домотканые ткани, которые использовались нашими красавицами в те времена. Ткань эта имеет интересную фактуру и приятный кремовый оттенок и называется двунитка.

Дополнить оформление брошюры мне захотелось красивой кружевной лентой, которая тоже имеет уникальную фактуру, именно такие ленты изготовляли мастерицы некоторых российских регионов вручную, плели их маленькими палочками коклюшками.

После подготовки материалов я приступила к склеиванию блока и обложки, затем я загрунтовала обложку белой акриловой краской, а после высыхания я приступила к декорированию тканью и лентой. Мне очень нравиться брошюра, стиль в котором она выполнена. Книжечка красиво дополняет мой проект и наглядно демонстрирует образ Воронежской красавицы.

















ВЫВОД

В настоящее время в некоторых районах Воронежской области бережно хранят народную одежду, которую надевают на фольклорные праздники. В женском народном костюме сконцентрирован богатый мир прошлого. Женский народный костюм в совокупности с верованиями, обрядами, образом жизни и занятиями населения, а также с географической средой оказали огромное влияние на формирование русской культуры.











































Список литературы

1. Р.М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе 19 века.»

2. П.Д. Пономарев «Народный костюм» - электронная книга.

3.«Народные костюмы Воронежской губернии» от канала «Централизованная клубная система».



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!