СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Киношок».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

«Киношок».

Пояснительная записка

Проект «Киношок» предназначен для учащихся 5-11-х. классов. Реализация данного проекта  планируется в группе. Но ее проведение возможно и в индивидуальном порядке. Для реализации проекта был выбран метод группового диалога как способ коррекции логического и вербального мышления трудных подростков; осознания своих переживания определенной гаммы чувств; расширения репертуара поведенческих реакций в социуме и т. д. Основным инструментом работы по проекту «Киношок» является фильм. Использование фильма как развитие

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Киношок».»

Государственное бюджетное учреждение социального

обслуживания населения Ростовской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Егорлыкского района»




ПРОЕКТ

«Киношок».








Выполнила: Педагог-психолог Ермолаева С.Н.

2023-2024г.


Пояснительная записка

Проект «Киношок» предназначен для учащихся 5-11-х. классов. Реализация данного проекта планируется в группе. Но ее проведение возможно и в индивидуальном порядке. Для реализации проекта был выбран метод группового диалога как способ коррекции логического и вербального мышления трудных подростков; осознания своих переживания определенной гаммы чувств; расширения репертуара поведенческих реакций в социуме и т. д. Основным инструментом работы по проекту «Киношок» является фильм. Использование фильма как развитие личностных, поведенческих, эмоциональных областей формирования человека можно отнести к периоду появления кинематографа. Основатель методики использования фильма как коррекционного направления принадлежит итальянскому ученому, психологу и основателю нового современного направления в психологии — онтопсихология — Атонио Менегетти. В настоящее время данный метод получил широкое распространение как в России, так и за рубежом. Различные авторы называют данный метод коррекции по-разному, в зависимости от целей и задач, которых они пытаются достигнуть в процессе работы. Так, например, Антонио Мененгетти называл свой метод «Синемология». Известный российский психолог О. Одинцов называет этот метод «Кинотерапия».

В нашем случае мы будем называть такой метод коррекции «Киношок», как способ создания «эмоционально-шоковых» ситуаций для трудных подростков с целью решения («прорыва») их внутренних проблем и переживаний. С помощью проета «Киношок» можно работать с агрессивными, тревожными, боязливыми детьми и подростками, с детьми с плохо развитой речью и слабым диалогическим общением. Однако не рекомендуется включать в программу подростков с явно выраженными психическими нарушениями и находящимися в аффективном или ярко выраженном агрессивном состоянии.

Данный проект реализуется с учетом:

  1. особенности развития трудных подростков;

  2. особенности развития эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфер развития трудных подростков;

  3. метода коррекции посредством активного включения подростков в обсуждение проблем.

Актуальность проблемы

Конфликтные ситуации в жизни подростка - явление ординарное, особенно в жизни так называемых «неблагополучных» детей. Они определяются разнообразными причинами, но наиболее часто обусловливаются нарушением взаимопонимания со значимыми людьми, неразвитостью навыков социального взаимодействия и акцентуациями характера. Подростки не умеют находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций и разрешают их в эмоционально-негативных формах, используя вербальную агрессию, ссоры, драки, уход из дома, и как крайнюю меру даже суицид. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования у таких подростков навыков конструктивного взаимодействия с другими, формирование навыков анализа поведения другого при непосредственном взаимодействии (определение причин плохого или хорошего поведения собеседника, учет личностных его особенностей и т. д.). Важным компонентом считается формирование у таких подростков позитивного мышления, поскольку у трудных подростков очень часто «вся жизнь представлена в мрачных тонах».

Вместе с тем данная программа реализуется с учетом особенностей трудных подростков, что определяет ее незаменимый вклад для создания неповторимой технологии коррекции поведенческих, эмоциональных, когнитивных процессов.


Цели проекта: создание условий для эмоционального отреагирования подростками актуальных на данный момент жизни переживаний;

создание условий для осознания и переосмысления своих целей, потребностей;

создание условий для развития способности анализировать ситуации;

создание условий для развития способности к сотрудничеству и сопереживанию.


Задачи программы «Киношок»:

  1. Развитие личности (познание себя и окружающего мира, обучение сотрудничеству и общению в живом взаимодействии друг с другом).

  2. Формирование эмоциональной сферы (эмпатия, осознание как собственных чувств, так и чувств собеседника).

  3. Формирование навыков решения проблем (рассмотрение разных способов решения проблем, расширение поведенческого репертуара действий).

  4. Формирование позитивного мышления.

Занятия по программе проводятся в течение всего учебного года два раза в неделю. Каждое занятие длится 1,5-2 часа.

В результате положительным эффектом от занятий по данной технологии следует считать: улучшение процессов рефлексии по отношению к собственным переживаниям (подростки стали лучше осознавать свои переживания, чувства и говорить о них); приобретение навыков осознания чувств, причин того или иного поведения у других людей, что непосредственно влияет на снижение конфликтов (сверстники, взрослые); формирование команды и продуктивной работы в ней; формирование собственной позиции и умения высказать ее в группе.


Организация и проведения занятий по проекту «Киношок»

В начале и в конце проведения данной программы, воспитанники проходят диагностику по методикам, которые психолог подбирает в зависимости от особенностей учащихся: СТОТТ, Сонди, РНЖ, Дембо- Рубинштейн, выявление уровня тревожности, саморегуляции (КГР) и др.

Подбор фильмов осуществляется в зависимости от актуальных потребностей и переживаний подростков, которые выявляются в процессе как групповой, так и индивидуальной работы с ними.

Просмотр фильма осуществляется два раза в месяц на мягких креслах (пуфиках), которые расставлены полукругом так, чтобы каждый несовершеннолетний при желании мог видеть другого при выключенном свете. С помощью проектора показывается фильм. Темнота в комнате способствует расслаблению и снижению у подростков тревожности перед ситуацией неизвестности, уменьшает эмоциональное напряжение в диаде ребенок - взрослый.


Технология ведения «Киношока»

Фильм, который психолог будет показывать воспитанникам, выбирается исходя из актуальных проблем и потребностей ребенка (подростка). Прежде чем вынести фильм для обсуждения в группе, психолог просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжетов. Перед обсуждением какого-либо фильма психолог устанавливает правила в группе: представление не знакомых между собой участников; совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма; обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм. В начале просмотра психолог концентрирует внимание участников просмотра на какой-либо теме (смыслах) фильма, актуальных, на его взгляд, для подростков. То есть перед просмотром попросить участников обращать внимание на эмоциональные переживания главных героев фильма, черты характера героев фильма, разыгрываемые ими стереотипы поведения и т. д. Схема обсуждения фильма выбирается исходя из настроения, поведения, эмоциональных переживаний подростков.

Во время групповой беседы обсуждаются впечатления от просмотренного фильма (чувства, мысли), анализируются герои, их поступки, то, что показалось символичным, обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды. Это помогает ведущему выделить значимую для воспитанника актуальную проблему. Например, в процессе индивидуальной беседы, каких-то отдельных высказываний у несовершеннолетнего выявляется проблема в отношени со сверстниками. Соответственно психолог подбирает такие фильмы, где эта проблема максимально освещена, - «Чучело», «Карате-пацан», «На игре» и т. д. Также обсуждаются нравственные проблемы, которые затронул этот фильм, или наиболее актуальные в фильме темы (например, «смерть», «потеря», «любовь к матери», «преступление», «дружба», «жестокость», «предательство», «межличностные отношения» и т. д.).

Для более полного самоанализа можно использовать не только беседу, но и рисование (чувств героев фильма, нравственные дилеммы, выбор и т. д.).

В конце занятий воспитанники имеют возможность поговорить о том, чему научил этот фильм, какой самый главный урок вынес каждый участник. Например, после просмотра фильма «Все умрут, а я останусь» подростки могут подумать над вопросами о разных судьбах и поведениях главных героинь, ответить на вопросы: «Почему они так поступали?», «У кого из главных героинь был наиболее удачный выбор?» и т. д. (анализ). Участники по кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма (спонтанное обсуждение). Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями. Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами (анализ актуальной ситуации).


Организация процесса обсуждения фильма

В начале просмотра каждого фильма психолог задает ориентиры, на что в том или ином фильме стоит обратить внимание, о чем стоит задуматься. Например, перед просмотром мультфильма «Каролина в стране кошмаров» психолог задает вопросы учащимся: «Как вы думаете, что такое семья? Что для вас значит семья? Как вы представляете свою будущую семью?»

Последовательно просматриваются эпизоды фильма (использование стоп-кадра), а затем обсуждается увиденное.

После просмотра половины фильма необходимо сделать перерыв для обсуждения увиденного.

В процессе просмотра делают паузу и подростки пробуют предсказать сюжет самостоятельно.

В течение фильма во время молчания персонажей психолог вставляет комментарии об увиденном, позволяя подросткам обратить внимание, задуматься или вставить свою реплику.

В целом обсуждение фильма строится на готовности к обсуждению и эмоциональном настроении подростков. В ходе обсуждения следует обращать внимание на разные объяснения, отзывы и комментарии подростков об одном и том же событии фильма.

Возможные ситуации:

Если дети молчат или затрудняются ответить на поставленный вопрос, то ведущий приводит примеры из собственной жизни.

Если у участников возникают какие-либо вопросы личного характера и подросток стесняется обсуждать в группе свою наболевшую проблему, то специалист проводит индивидуальную беседу.

По ходу просмотра фильма участники могут реагировать эмоционально на увиденное не только словесно, но и в форме кидания предметов в стенку, мешать другим смотреть фильм, громко и нецензурно комментировать поведение персонажей. В этом случае просмотр прерывается и из комнаты выводится (на 5-10 минут) тот участник, который допустил оплошность на занятии. После просмотра фильма, в этот же день или на следующий, с этим подростком проводится индивидуальная беседа о причинах его поведения. Поскольку очень часто подростки, в особенности трудные, еще не имеют средств выражения тревожащих переживаний, то они могут выражать свои эмоции в физических действиях, иногда не отдавая себе отчета о своих поступках.









Тематическое планирование





1

Название занятия

часы

Темы для обсуждения

дата

2

Просмотр фильма

2



3

Просмотр фильма

2



4

Просмотр фильма

2



5

Просмотр фильма

2



6

Просмотр фильма

2



7

Просмотр фильма

2



8

Просмотр фильма

2



9

Просмотр фильма

2



10

Просмотр фильма

2



11

Просмотр фильма

2



12

Просмотр фильма

2



13

Просмотр фильма

2



14

Просмотр фильма

2

















Примеры содержания занятий

Занятие № 1. Просмотр фильма «Шпион по соседству».

Обсуждение фильма:

  1. Понравился ли фильм? Что больше всего понравилось, запомнилось?

  2. О чем этот фильм?

  3. Какие чувства вызвал фильм?

Вопросы ведущего для обсуждения:

  1. Правильно ли поступал главный герой, обманывая любимого человека? Хорошо ли вообще обманывать своих близких людей?

  2. Правильно ли поступают дети, обвиняя свою маму в том, что с появлением у нее друга она перестала уделять им внимание?

  3. Каким бы могло стать поведение старшей девочки из семьи, если бы у нее не сложились доверительные отношения с поклонником своей мамы?

  4. Насколько важно устанавливать доверительные отношения в своей семье?

Сравнительный анализ.

  1. Были ли в фильме сюжеты, где поведение героев напоминало поведение присутствующих в этой комнате? Какие это были сюжеты? Какое поведение?

  2. Обсудить причины, повлиявшие на появление того или иного поведения у героев фильма и у воспитанников в подобных ситуациях.

  3. Проанализировать различные варианты поведения в той или иной ситуации у героев фильма и учащихся.

  4. Вопросы участников просмотра ведущему.

Занятие № 2. Просмотр фильма «Элвин и бурундуки 2».

Обсуждение фильма.

  1. Понравился ли фильм? Что больше всего понравилось, запомнилось?

  2. О чем этот фильм?

  3. Какие чувства вызвал фильм?

Вопросы ведущего для обсуждения:

  1. Как вы думаете, что лучше - популярность или хорошие и преданные друзья?

  2. Друзей должно быть много или достаточно одного преданного друга?

  3. Что для вас включают в себя понятия «друг» и «дружба»?

  4. Как друг может стать врагом?

  5. Как вы думаете, может ли слава испортить отношения с другом, близкими людьми? Если да, то почему?

Сравнительный анализ:

  1. Были ли в фильме сюжеты, где поведение героев напоминало поведение присутствующих в этой комнате? Какие это были сюжеты? Какое поведение?

  2. Обсудить причины, повлиявшие на появление того или иного поведения героев фильма и учеников в подобных ситуациях.

  3. Проанализировать различные варианты поведения героев фильма и себя в той или иной ситуации.

  4. Вопросы участников просмотра ведущему.






Техническое обеспечение. Для проведения данного проекта необходимо следующее техническое оснащение: компьютер, проектор, колонки, комната (затемненные окна, удобная мебель - пуфики, удобные кресла, ковер и т. п.).

Ожидаемый результат:

Проделанная работа способствует развитию у подростков с нарушением поведения способности ставить и реализовывать цели в процессе социального взаимодействия, что является важным компонентом социальной адаптации личности. Просмотр и обсуждение правильно подобранного видеоконтента влияет на развитие позитивного отношения к себе и к своему прошлому и позволяет психологу формировать способность принятия хороших качеств в себе, снижать степень неудовлетворенности своими личностными чертами, формировать потребность к общению, к взаимодействию совместной деятельности.











Заключение:

Проект «Киношок», следует использовать в рамках психологической консультации, психологической коррекции и не врачебной психотерапии для углубления и развития знания в области социально психологической адаптации и социализации личности.







Литература

  1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопр. психологии. - 2010, - Март-апрель.

  2. Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие // Психолог. наука и образование. - 2002. - № 3. - 35-44 с.

  3. Змановская Е.В. Девиантология, психология отклоняющегося поведения. - М. «ACADEMIA», 2006. - 286 с.

  4. Коблик Е. Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека. - М.: «Генезис», 2007.

  5. Прокофьева Н. Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленной на личностный рост и развитие участников // Советник. - Н., 2010.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!