«Иллюстрация как средство создания художественного образа».
Исследовательский проект.
Выполнили учащиеся 9 «Б» класса Албегонова А.,
Басиев Г., Дзигоев Д., Мирикова К., Сиукаева М., Уртаева Д.
Руководитель проекта Уртаева З.Р.
Цели проекта:
-изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,
-определение значения иллюстраций для создания художественного образа.
-развитие навыков по сбору и систематизации материала из привлекаемых источников.
Планируемый результат:
-умение через иллюстрацию понимать глубину художественных образов, смысл произведения и характер творчества писателя;
-умение сопоставлять речевую характеристику героя с его портретным изображением;
-умение определять авторскую позицию и отношение художника к художественному образу и его роли в произведении.
Роль иллюстрации в понимании литературного произведения:
- Иллюстрация – это рисунок , относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрации доставляют радость читателю, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют шаг за шагом проследить события, о которых рассказывается, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания.
- Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия.. Не случайно читатели выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.
- Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, читатели охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
- Художник - иллюстратор должен уметь разговаривать с читателем «языком» простым, ясным, предельно искренним.
- Понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для читателя. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста читатель должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
- Но всегда ли художнику удаётся не исказить первоначальный замысел писателя?
- Некоторые писатели отрицательно относились к иллюстрированию своих произведений.
- На предложение издать «Мёртвые души» с иллюстрациями (причем иллюстратором должен был быть талантливейший график А.А.Агин),Н.В. Гоголь ответил: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством».
- Не менее резко говорил о том же Г. Флобер: « Я терпеть не могу иллюстраций,особенно когда дело касается моих произведений,и пока я жив, их не будет. Не стоило с таким трудом давать туманные образы для того, чтобы потом явился какой-нибудь сапожник и разрушил мою мечту своей нелепой точностью».
- На предложение сделать иллюстрации к одному из изданий «Жана Кристофа» Р.Роллан отвечал: « Я считаю почти невозможным,чтобы художник повторил мысли писателя».
- Мы считаем,что основной причиной таких высказываний является опасение,что художник исказит идейное содержание произведения или заслонит литературные образы.
- Такое опасение отчасти справедливо.Ведь появлялись иллюстрации,лишавшие пушкинскую Татьяну из «Евгения Онегина» всяческого очарования…Или придавали неуместной беспечности гоголевским запорожцам…
- Но тот же Р.Роллан был в восторге от умело созданных художником образов, не противоречивших его, авторскому, замыслу, как, например, иллюстрации Е.Кибрика к произведению Роллана «Кола Брюньён»…
Татьяна и Онегин. К. Рудаков.
Татьяна. «Евгений Онегин». Д.Белюкин.
Обе иллюстрации,на наш взгляд, прекрасно передают настроение героини в разные периоды жизни: на первом изображении Татьяна ещё юна,задумчива, Молчалива,тогда как на втором-светская дама,уставшая от от раутов и «мишуры»…
- Здесь художники И.Репин и
- Е.Кибрик смогли передать волевой характер героя, который не покоряется врагу,не боится смерти и мужественно встречает её. Его напряженное лицо, вся фигура,подавшаяся вперёд,говорят о том, что Тарас Бульба-настоящий герой. Такой образ героя создаётся в воображении читателя благодаря этим иллюстрациям.
.
« В грозу».
Образ Мцыри. «На воле».
Автор данных работ-известный художник-иллюстратор Ф. Константинов. Ему удалось показать и романтический характер героя, и его бесстрашие перед стихией. На обеих иллюстрациях Мцыри наслаждается свободой.Его лицо прекрасно-на нём нет ни тени страха или сомнения. Он твёрдо знает,что свобода-это высшее наслаждение.
В. А. Жуковский «Светлана».
«Вот красавица одна;
Робость в ней волнует грудь,
К зеркалу садится;
Страшно ей назад взглянуть,
С тайной робостью она
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Крикнул жалобно сверчок,
Мертвое молчанье;
Вестник полуночи.»
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
В. А. Жуковский «Светлана».
- На этой иллюстрации художник К.Брюллов изобразил момент гадания Светланы перед зеркалом .
- Художник мастерски передал,что именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха. Иллюстрация помогает воссоздать образ романтической героини,верящей в чудо,в мистику…
Собакевич
Манилов
Помещики из поэмы Гоголя «Мёртвые души».
ноздрёв
Плюшкин
Чичиков
Коробочка
Художником –иллюстратором с.Боклевским удачно изображены персонажи гоголевских «Мёртвых душ». По этим лицам легко догадаться о свойствах характера помещиков,изображённых Гоголем.
А. П. Чехов «Хамелеон».
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
— Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!
Этот эпизод является главным в произведении, поэтому именно его проиллюстрировал художник. Д.Кардовский. На иллюстрации запечатлен момент, когда герой показывает свой окровавленный палец генералу, в надежде, что будет наказан виновник-собака. Собралась толпа , что бы «поглазеть», чем же все закончится. Дух лицемерия пронизывает весь разговор вокруг этой ситуации. В этом и заключена комичность эпизода,являющаяся отличительной особенностью чеховского стиля.
А. П. Чехов «Хамелеон».
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
- Яркое впечатления у читателей оставляет стихотворное описание
- А. С. Пушкиным русской зимы. Особенно хороша зима в деревне: пушистая снежная пелена покрыла реки, поля и дома. Блеск мороза отражается во множестве оттенков синего. Читая этот отрывок,, понимаешь ,что истинная красота заключается в простоте. Так считает и художник Ю.Клевер, вдохновлённый поэтическим мастерством Пушкина.
Выводы:
1.Художественно исполненная иллюстрация воздействует на читателя, прежде всего, эстетически, дает познание жизни и искусства,помогает ярко представить характер героя,его внутренний мир.
2.Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.
Источник информации:
1.А. П. Чехов «Хамелеон».
2.А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
3.В. А. Жуковский «Светлана».
4.М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
5.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
6.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».
7. http :// otvet . mail . ru / question /34536311
8. http:// www.bestreferat.ru/referat- 380962.html