СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Иллюстрация как средство создания художественного образа".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект помогает понять авторскую позицию через образ,созданный художником.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Иллюстрация как средство создания художественного образа".»

«Иллюстрация как средство создания художественного образа».   Исследовательский проект. Выполнили учащиеся 9 «Б» класса Албегонова А., Басиев Г., Дзигоев Д., Мирикова К., Сиукаева М., Уртаева Д. Руководитель проекта Уртаева З.Р.

«Иллюстрация как средство создания художественного образа».

Исследовательский проект.

Выполнили учащиеся 9 «Б» класса Албегонова А.,

Басиев Г., Дзигоев Д., Мирикова К., Сиукаева М., Уртаева Д.

Руководитель проекта Уртаева З.Р.

Цели проекта:   -изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения, -определение значения иллюстраций для создания художественного образа. -развитие навыков по сбору и систематизации материала из привлекаемых источников.

Цели проекта:

-изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,

-определение значения иллюстраций для создания художественного образа.

-развитие навыков по сбору и систематизации материала из привлекаемых источников.

Планируемый результат: -умение через иллюстрацию понимать глубину художественных образов, смысл произведения и характер творчества писателя; -умение сопоставлять речевую характеристику героя с его портретным изображением; -умение определять авторскую позицию и отношение художника к художественному образу и его роли в произведении.

Планируемый результат:

-умение через иллюстрацию понимать глубину художественных образов, смысл произведения и характер творчества писателя;

-умение сопоставлять речевую характеристику героя с его портретным изображением;

-умение определять авторскую позицию и отношение художника к художественному образу и его роли в произведении.

Роль иллюстрации в понимании литературного произведения:

  • Иллюстрация – это рисунок , относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрации доставляют радость   читателю, активизируют его чувства, мысли, расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют шаг за шагом проследить события, о которых рассказывается, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания.
  • Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия.. Не случайно читатели выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью.
  • Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, читатели охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.
  • Художник - иллюстратор должен уметь разговаривать с читателем «языком» простым, ясным, предельно искренним.
  • Понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для читателя. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста читатель должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Но всегда ли художнику удаётся не исказить первоначальный замысел писателя? Некоторые писатели отрицательно относились к иллюстрированию своих произведений. На предложение издать «Мёртвые души» с иллюстрациями (причем иллюстратором должен был быть талантливейший график А.А.Агин),Н.В. Гоголь ответил: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством». Не менее резко говорил о том же Г. Флобер: « Я терпеть не могу иллюстраций,особенно когда дело касается моих произведений,и пока я жив, их не будет. Не стоило с таким трудом давать туманные образы для того, чтобы потом явился какой-нибудь сапожник и разрушил мою мечту своей нелепой точностью».
  • Но всегда ли художнику удаётся не исказить первоначальный замысел писателя?
  • Некоторые писатели отрицательно относились к иллюстрированию своих произведений.
  • На предложение издать «Мёртвые души» с иллюстрациями (причем иллюстратором должен был быть талантливейший график А.А.Агин),Н.В. Гоголь ответил: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством».
  • Не менее резко говорил о том же Г. Флобер: « Я терпеть не могу иллюстраций,особенно когда дело касается моих произведений,и пока я жив, их не будет. Не стоило с таким трудом давать туманные образы для того, чтобы потом явился какой-нибудь сапожник и разрушил мою мечту своей нелепой точностью».
На предложение сделать иллюстрации к одному из изданий «Жана Кристофа» Р.Роллан отвечал: « Я считаю почти невозможным,чтобы художник повторил мысли писателя». Мы считаем,что основной причиной таких высказываний является опасение,что художник исказит идейное содержание произведения или заслонит литературные образы. Такое опасение отчасти справедливо.Ведь появлялись иллюстрации,лишавшие пушкинскую Татьяну из «Евгения Онегина» всяческого очарования…Или придавали неуместной беспечности гоголевским запорожцам… Но тот же Р.Роллан был в восторге от умело созданных художником образов, не противоречивших его, авторскому, замыслу, как, например, иллюстрации Е.Кибрика к произведению Роллана «Кола Брюньён»…
  • На предложение сделать иллюстрации к одному из изданий «Жана Кристофа» Р.Роллан отвечал: « Я считаю почти невозможным,чтобы художник повторил мысли писателя».
  • Мы считаем,что основной причиной таких высказываний является опасение,что художник исказит идейное содержание произведения или заслонит литературные образы.
  • Такое опасение отчасти справедливо.Ведь появлялись иллюстрации,лишавшие пушкинскую Татьяну из «Евгения Онегина» всяческого очарования…Или придавали неуместной беспечности гоголевским запорожцам…
  • Но тот же Р.Роллан был в восторге от умело созданных художником образов, не противоречивших его, авторскому, замыслу, как, например, иллюстрации Е.Кибрика к произведению Роллана «Кола Брюньён»…
Татьяна и Онегин. К. Рудаков. Татьяна. «Евгений Онегин». Д.Белюкин. Обе иллюстрации,на наш взгляд, прекрасно передают настроение героини в разные периоды жизни: на первом изображении Татьяна ещё юна,задумчива, Молчалива,тогда как на втором-светская дама,уставшая от от раутов и «мишуры»…

Татьяна и Онегин. К. Рудаков.

Татьяна. «Евгений Онегин». Д.Белюкин.

Обе иллюстрации,на наш взгляд, прекрасно передают настроение героини в разные периоды жизни: на первом изображении Татьяна ещё юна,задумчива, Молчалива,тогда как на втором-светская дама,уставшая от от раутов и «мишуры»…

Здесь художники И.Репин и Е.Кибрик смогли передать волевой характер героя, который не покоряется врагу,не боится смерти и мужественно встречает её. Его напряженное лицо, вся фигура,подавшаяся вперёд,говорят о том, что Тарас Бульба-настоящий герой. Такой образ героя создаётся в воображении читателя благодаря этим иллюстрациям. .
  • Здесь художники И.Репин и
  • Е.Кибрик смогли передать волевой характер героя, который не покоряется врагу,не боится смерти и мужественно встречает её. Его напряженное лицо, вся фигура,подавшаяся вперёд,говорят о том, что Тарас Бульба-настоящий герой. Такой образ героя создаётся в воображении читателя благодаря этим иллюстрациям.

.

 « В грозу». Образ Мцыри. «На воле». Автор данных работ-известный художник-иллюстратор Ф. Константинов. Ему удалось показать и романтический характер героя, и его бесстрашие перед стихией. На обеих иллюстрациях Мцыри наслаждается свободой.Его лицо прекрасно-на нём нет ни тени страха или сомнения. Он твёрдо знает,что свобода-это высшее наслаждение.

« В грозу».

Образ Мцыри. «На воле».

Автор данных работ-известный художник-иллюстратор Ф. Константинов. Ему удалось показать и романтический характер героя, и его бесстрашие перед стихией. На обеих иллюстрациях Мцыри наслаждается свободой.Его лицо прекрасно-на нём нет ни тени страха или сомнения. Он твёрдо знает,что свобода-это высшее наслаждение.

В. А. Жуковский «Светлана». «Вот красавица одна; Робость в ней волнует грудь, К зеркалу садится; Страшно ей назад взглянуть, С тайной робостью она Страх туманит очи... С треском пыхнул огонек, В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Крикнул жалобно сверчок, Мертвое молчанье; Вестник полуночи.» Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье...

В. А. Жуковский «Светлана».

«Вот красавица одна;

Робость в ней волнует грудь,

К зеркалу садится;

Страшно ей назад взглянуть,

С тайной робостью она

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Крикнул жалобно сверчок,

Мертвое молчанье;

Вестник полуночи.»

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

В. А. Жуковский «Светлана».  На этой иллюстрации художник К.Брюллов изобразил момент гадания Светланы перед зеркалом . Художник мастерски передал,что именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха. Иллюстрация помогает воссоздать образ романтической героини,верящей в чудо,в мистику…

В. А. Жуковский «Светлана».

  • На этой иллюстрации художник К.Брюллов изобразил момент гадания Светланы перед зеркалом .
  • Художник мастерски передал,что именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха. Иллюстрация помогает воссоздать образ романтической героини,верящей в чудо,в мистику…
 Собакевич  Манилов Помещики из поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Собакевич

Манилов

Помещики из поэмы Гоголя «Мёртвые души».

 ноздрёв  Плюшкин

ноздрёв

Плюшкин

 Чичиков  Коробочка Художником –иллюстратором с.Боклевским удачно изображены персонажи гоголевских «Мёртвых душ». По этим лицам легко догадаться о свойствах характера помещиков,изображённых Гоголем.

Чичиков

Коробочка

Художником –иллюстратором с.Боклевским удачно изображены персонажи гоголевских «Мёртвых душ». По этим лицам легко догадаться о свойствах характера помещиков,изображённых Гоголем.

А. П. Чехов «Хамелеон».

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Этот эпизод является главным в произведении, поэтому именно его проиллюстрировал художник. Д.Кардовский. На иллюстрации запечатлен момент, когда герой показывает свой окровавленный палец генералу, в надежде, что будет наказан виновник-собака. Собралась толпа , что бы «поглазеть», чем же все закончится. Дух лицемерия пронизывает весь разговор вокруг этой ситуации. В этом и заключена комичность эпизода,являющаяся отличительной особенностью чеховского стиля. А. П. Чехов «Хамелеон».

Этот эпизод является главным в произведении, поэтому именно его проиллюстрировал художник. Д.Кардовский. На иллюстрации запечатлен момент, когда герой показывает свой окровавленный палец генералу, в надежде, что будет наказан виновник-собака. Собралась толпа , что бы «поглазеть», чем же все закончится. Дух лицемерия пронизывает весь разговор вокруг этой ситуации. В этом и заключена комичность эпизода,являющаяся отличительной особенностью чеховского стиля.

А. П. Чехов «Хамелеон».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин».  Яркое впечатления у читателей оставляет стихотворное описание А. С. Пушкиным русской зимы. Особенно хороша зима в деревне: пушистая снежная пелена покрыла реки, поля и дома. Блеск мороза отражается во множестве оттенков синего. Читая этот отрывок,, понимаешь ,что истинная красота заключается в простоте. Так считает и художник Ю.Клевер, вдохновлённый поэтическим мастерством Пушкина.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

  • Яркое впечатления у читателей оставляет стихотворное описание
  • А. С. Пушкиным русской зимы. Особенно хороша зима в деревне: пушистая снежная пелена покрыла реки, поля и дома. Блеск мороза отражается во множестве оттенков синего. Читая этот отрывок,, понимаешь ,что истинная красота заключается в простоте. Так считает и художник Ю.Клевер, вдохновлённый поэтическим мастерством Пушкина.
Выводы: 1.Художественно исполненная иллюстрация воздействует на читателя, прежде всего, эстетически, дает познание жизни и искусства,помогает ярко представить характер героя,его внутренний мир. 2.Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Выводы:

1.Художественно исполненная иллюстрация воздействует на читателя, прежде всего, эстетически, дает познание жизни и искусства,помогает ярко представить характер героя,его внутренний мир.

2.Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Источник информации: 1.А. П. Чехов «Хамелеон». 2.А. С. Пушкин «Евгений Онегин». 3.В. А. Жуковский «Светлана». 4.М. Ю. Лермонтов «Мцыри». 5.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». 6.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». 7. http :// otvet . mail . ru / question /34536311 8.  http:// www.bestreferat.ru/referat- 380962.html

Источник информации:

1.А. П. Чехов «Хамелеон».

2.А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

3.В. А. Жуковский «Светлана».

4.М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

5.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

6.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

7. http :// otvet . mail . ru / question /34536311

8. http:// www.bestreferat.ru/referat- 380962.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!