СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ " Я учусь играть в шагай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ " Я учусь играть в шагай"»







Тема проекта:

Я учусь играть в шагай.





Выполнила: Очирова Дари, ученица 5 класса

Проверила: Галсанова Д.Ц.

















. Улан-Удэ. 2018г.

Оглавление.

  1. Введение.

  1. Актуальность проекта.

  2. Цель проекта

  3. Задачи проекта

  1. Основная часть.

  1. Значение игры.

  2. Разновидность шагай наадан.

  1. Заключение.































Введение. Актуальность проекта.

С начала 1990-х годов в сегодняшней Бурятии идет интенсивный процесс возрождения бурятской традиционной национальной культуры, языка, обычаев и обрядов. Возрождаются многовековые духовные традиции и обычаи, в том числе и национальные игры.

Вместе с тем обнаружилось, что многие имеют лишь смутное представление о важнейших понятиях, о традиционных национальных играх, живописи, архитектуре, искусстве.

Я обратилась к изучению одной из популярной национальной игры – «Шагай наадан». Не секрет, что во многих семьях бережно хранились и хранятся шагай (лодыжки бараньи), которым много лет.

В последнее время молодежь, даже школьники, обращаясь к своим истокам, стала играть в игру шагай во время празднования Сагаалган, имея порой смутное представление об игре.

Целью данной работы является огромное желание узнать как можно больше о шагай как национальной игре бурят.

Объект проекта: шагай как непременная принадлежность для игры в каждой бурятской семье.

Предмет проекта: национальная игра «Шагай наадан».

Однажды, когда я жила у бабушки и дедушки в деревне, я обнаружила в сшитом из кожи мешочке много-много костяшек. Они были все одинаковые по цвету, форме, весу и явно животного происхождения. Я задалась вопросами: что это, зачем, откуда, для чего? На что получила однозначный ответ: «Для игры в шагай». Бабушка, знаток многих бурятских традиций и обрядов, научила немногим правилам игры. Оказалось, что эти шагай принадлежали моему прадедушке Даши баабай. И мне захотелось самой узнать больше об игре «Шагай наадан», потому что мои сверстники не очень то хотели играть со мной в эту игру. А почему тогда старшее поколение собирало их, хранило, передавало из поколения в поколение? Увлеклась вырезками из газет и журналов, где были картины бараньих лодыжек и пояснения к ним, начала помаленьку сбор шагай (когда дарили, искренне радовалась). Сейчас в моей коллекции 59 шагай.

Основная часть.

  1. Значение игры.

Игра в шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки по своей форме имеют пять характерных позиций, и каждая имеет своё название. В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.

Прежде всего, важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона «шагай».

Хонин (овца)               Ямаан (коза)              Тэмээн (верблюд)       Морин (лошадь)      Үхэр (корова)



«Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Издревле буряты занимались скотоводством - разведением пяти видов домашних животных. И поэтому «Шагай наадан» одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ), тэмээн (верблюд), морин (лошадь), ухэр (корова).

Как играть в шагай? Сколько разновидностей игры в шагай? Почему даже взрослые играли допоздна длинными зимними вечерами?

Зимний вид бурятской народной игры «шагай наадан» возрождается, сохранив все особенности и правила. Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана (Новый год по лунному календарю) были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. Разновидностей игры много. Я продолжаю заниматься изучением шагай. Существует даже Федерация национальных видов спорта Республики Бурятия.

  1. Разновидности игры «шагай наадан»

Бросание шагай имеет много разновидностей:

1. Несколько шагай расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают шагай из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые шагай соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила шагай.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.

Правила игры: Следует точно соблюдать приёмы игры.

Отгадывание (Таалсалга)

В обеих руках у ребенка по горсточке шагай, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет шагай себе. Кто больше соберет шагай, тот и побеждает.

Подкидывание трех шагай.

По правилам игры нужно, чтобы все три шагай упали одинаково. Если у кого-то упали все три шагай в одинаковом положении, тот все забирает себе.

Строительство ограды для скота. (Хорео барилга)

Можно играть вдвоем или все сразу. Разделив шагай поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает шагай из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.

Конные скачки (Мори урилдаалга)

Двое детей строят стену в 10 шагай. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают три косточки. Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачок сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.



Заключение.

Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику.

Я узнала, что играя в шагай можно научить младшего игрока устному счету, помочь различать понятия «много», «мало», «больше», «меньше», научить ставить предметы рядышком, последовательно, усвоить понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».

Мы незаметно учимся человеческим взаимоотношениям, усваиваем нравственные понятия, приобретаем трудовые навыки, формируем познавательную деятельность, разговорную речь. Мы в игре отражаем свои наблюдения за жизнью и бытом взрослых.

По-моему мнению шагай придает игре особенность. Мне нравится играть с домашним скотом, импровизировать с ними различные сюжеты.

Этот кожаный мешочек с шагай моего прадедушки является семейной реликвией. Таким образом я должна беречь эти бесценную семейную реликвию, хранимую моими предками более ста лет, знать ее историю и предназначение. Я должна приложить усилия, чтобы традиции не прерывались и достойно передать свои реликвии своим потомкам.











Использованная литература.

  1. Ц. Номтоев. «Шагай наадан», Улан-Удэ, 1996г.

  2. Ц-Д.Д.Дондокова. «Барбаадай». Улан-Удэ. 1987г.

  3. Журнал «Одон». №6-2012г.

  4. Интернет.

  5. Беседа с Рыбдыловой Ц.М.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!