СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект. Фестиваль как средство развития творческих способностей в области дизайна костюма.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможность школьника приобщиться к миру моды и дизайна и реализовать собственные творческие проекты, участвуя в фестивалях дизайна и моды.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Фестиваль как средство развития творческих способностей в области дизайна костюма.»


XXXIX городская открытая научно-практическая конференция
Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»







Секция «Культурология»



Фестиваль как средство развития творческих способностей в области дизайна костюма.








Автор: Малявина Яна Эдуардовна

9 класс МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ

Центральный округ

Т. 8-913-752-86-22

Руководитель: Фоменко Тамара Яковлевна учитель изобразительного искусства









г. Новосибирск, 2019



ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Фестиваль как средство развития творческих способностей

в области дизайна костюма.

Участник проекта: Малявина Яна

Класс: 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 168 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла» Железнодорожного района, города Новосибирска. 

Предметная область: Изобразительное искусство. 

Время работы над проектом: октябрь 2019 г. - ноябрь 2019 г. 

Цель:

Приобщиться к миру моды и дизайна и реализовать собственные творческие проекты, участвуя в фестивалях дизайна и моды.

Задачи:

  • Изучить технологии изготовления и оформления костюма.

  • Совершенствовать свои знания и умения в области дизайна одежды в театре моды «Забава».

  • Принять участие в фестивалях и конкурсах юных дизайнеров и модельеров.

  • Снять фото репортаж интервью с руководителем фестиваля.

  • Развить свои способности в области изобразительного искусства, дизайна и фотографии.

Тип проекта: Художественно-исследовательский. 
Форма продукта проекта: Фоторепортаж- интервью.



Содержание

Введение…………………………………………………………….. 4стр.

Особенности декоративного оформления традиционного костюма

и костюма-стилизации…………………………………………….. 5 стр.

История школьного театра моды «Забава». ………………………. 8 стр.

Что такое интервью? Вопросы для интервью................................... 10 стр.

Интервью и фото репортаж…………………………. …………….. 11 стр.

Фестивали и конкурсы юных дизайнеров и модельеров…………. 13 стр

Мастерство и специфика фото сьемки………………………….. 16 стр.

Заключение………………………………………………………….. 18 стр.

Список источников………………………………………………… 19 стр.

Приложение (Стилевое решение костюма) ……………………..... 20 стр.























Введение

Актуальность проекта

Я, как и мои сверстники, задумываюсь над тем, кем быть, как раскрыть свои творческие способности. Из огромного множества своих увлечений выбрать одно. Да еще такое, чтобы к нему лежала душа, это довольно трудно. Какие же люди нужны нашему новому постиндустриальному обществу? Какое место в этом обществе буду занимать я? Актуальность выбранной темы проекта у меня не вызывает сомнений, так как помогает раскрыть мои творческие способности. Мир искусства очень многолик, разнообразие его жанров помогает реализовать самые смелые и необычные фантазии. Мне всегда хотелось попробовать что-то, новое и необычное, привлекающее к себе внимание. Красоту можно видеть и не замечать. Ею можно любоваться, но не более. А еще ее можно сочинить. Придумать. И превратить в дело всей жизни.


Цель:

Приобщиться к миру моды и дизайна и реализовать собственные творческие проекты, участвуя в фестивалях дизайна и моды.

Задачи:

  • Узнать о технологии изготовления и оформления костюма.

  • Собрать информацию об истории школьного театра моды «Забава».

  • Совершенствовать свои знания и умения в области дизайна одежды в театре моды «Забава».

  • Принять участие в фестивалях и конкурсах юных дизайнеров и модельеров.

  • Сделать фото - репортажи взять интервью с руководителем фестиваля.

  • Развить свои способности в области изобразительного искусства, дизайна и фотографии.

Особенности декоративного оформления традиционного костюма и костюма-стилизации

Костюм, платье, туалет, гардероб- разные обозначения одного и того же понятия – «одежда». В широком смысле в это понятие включается и обувь, и, головные уборы и сопутствующие детали костюма (платки, перчатки, веера, украшения, очки, зонты и т.д.).

Нам одежда интересна как явление конструктивных искусств. Ведь костюм-это объёмная конструкция, которая создаётся исходя из пропорций и размеров конкретного человека. Можно сказать, что костюм-это «дом», который человек носит на себе. Среди задач, которые призвана решать одежда, первоочередное значение принадлежит выполнению эстетической функции. Поэтому одежда является предметом художественного творчества.

Искусство создания костюма, как и любой другой вид искусства, имеет свои закономерности, свои выразительные средства. В результате определенных пропорциональных соотношений форм и объемов, их ритмических построений, сочетаний цветов возникает художественный

образ.

Стиль в костюме – это совокупность выразительных приемов и художественных средств, обеспечивающая единство образного звучания в одежде. Прочно утвердились и существуют одновременно следующие стилевые направления:

  • классические;

  • спортивные;

  • романтическое;

  • фольклорное. (см. приложение)

Меня заинтересовал фольклорный стиль еще его принято называть этническим. Современная одежда, относящаяся к фольклорному стилю выполнена в духе национальных костюмов различных народов и эпох, заимствуют у них свои основные черты: простоту и рациональность кроя, удобство и функциональность формы, многослойность, повышенную декоративность. В таких костюмах часто используют яркую бижутерию, шарфы и платки, пояса, разнообразные головные уборы и обувь. Вязанные чулочно-носочные изделия. Одежда фольклорного стиля обычно отличается удобством, в ней человек чувствует себя раскованно, комфортно и свободно. Эти качества определяют её использование в непринуждённой обстановке фольклорного праздника или фестиваля.

Одним из моих интересов стал– мир моды и дизайна, а самый успешный способ- это действовать на основе практического опыта. В нашей школе работает театр моды «Забава». На занятиях мы знакомимся с историей и назначением русского народного костюма. Учимся создавать модели костюма для индивидуального проекта.

На уроках в 8 классе по теме «Мода, культура и ты» появилось желание интерпретировать мотивы, заложенные в традиционной русской женской одежде. В основу моих эскизов современной одежды, легли принципы построения силуэта, покроя и активного характера орнамента, присущие русскому костюму. Однако в своих эскизах я, как и художники из народа, не копировала чужие образцы, а перерабатывая их, придавали им русский характер и авторский взгляд. Так появился костюм-«парочка», состоящий из юбки и блузки.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, шушпан.
Женская рубаха была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — распашная юбка . Ткань, используемая для поневы, — чаще всего красная, с клетчатым или полосатым узором. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.





































Школьный театра моды «Забава»

Более широкие возможности художественно-творческого развития на уровне общего среднего образования предоставляют образовательные учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Такой является школа, в которой я обучаюсь. Свою творческую компетентность я рассматриваю как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний, полученных еще в школьные годы.

Школьным театром моды «Забава», в котором я занимаюсь, руководит учитель изобразительного искусства Фоменко Тамара Яковлевна. Мне захотелось узнать, откуда у городского человека такой интерес к русскому народному костюму. Конечно же, Тамара Яковлевна с удовольствием ответила на мои вопросы.

- Помните ли вы свой первый русский народный костюм?

Т.Я.: Работая в летнем православном лагере, я с удовольствием сначала любовалась, как носит народный костюм моя коллега «матушка» - Ольга Матрук, а затем и сама примерила и стала использовать такую одежду в работе с детьми. Вернувшись в город, я не забыла этого опыта и на уроке в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм» я уже не просто описывала характерные особенности народной одежды, но и проиллюстрировала своими фотографиями из детского православного лагеря. На уроке ученикам было предложено составить костюм, в котором ходили на «Русском Севере», и что надевали в южных губерниях России. Познакомившись с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки можно и самим создать исторический костюм- точную маленькую копию настоящего наряда, в котором красовались на гулянье деревенские девушки.

Как появляется новая коллекция, и ее название?

Т.Я.: Завершив макет русского костюма на уроках ИЗО, мне захотелось сшить и настоящие костюмы используя учебные работы как эскизы. Так появился женский костюм Рязанской губернии, комплекс женской верхней праздничной одежды Тамбовской губернии. Первая коллекция «Русские мотивы» в 2013 году учувствовала в ежегодном межрегиональном конкурсе «Славенка», где заняла второе место. В этом же году на базе школы я создала «Школьный театр моды «Забава». Моя работа направлена на поиск новых форм с широким использованием национальных традиций русского народного костюма. Театр моды позволил мне не только поддержать интерес учеников нашей школы, но и найти педагогов готовых поддерживать и развивать данное направление. Костюмы из коллекции брали на школьные праздники, концерты, юбилей школы- исполняя народные песни и танцы. Участвуя в городских, региональных фестивалях и конкурсах ученики получают возможность пополнить свое портфолио получить опыт профессиональной деятельности.

- В каких фестивалях вы уже учувствовали и в каких планируете учувствовать?


-Т.Я.: Самый первый и любимый мой фестиваль «Славенка». Что это за фестиваль лучше всего может рассказать его руководитель и я предлагаю тебе встретиться с организатором и идейным вдохновителем этого фестиваля и взять у нее интервью.













Что такое интервью?

Интервью представляет собой беседу с одним- двумя или несколькими собеседниками. Интервьюер задает вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Это было мое первое интервью, и готовиться к нему надо основательно. В процессе подготовительной работы многое становиться яснее. Необходимо предварительно подготовить вопросы и распределить роли- ведущих и гостей. Вот какие вопросы я подготовила т.е. захотелось услышать ответы на следующие вопросы

Вопросы для интервью:

1. Как появляется идея фестиваль, и его название?

2. Чем ваш фестиваль отличается от других фестивалей?

3. Есть ли предварительный отбор на ваш фестиваль и если есть по каким критериям, кто это делает?

4. За 9 лет какой из фестивалей был вашим любимым?

5. Что вы ждете от новых фестивалей?

6. С какими проблемами вы сталкиваетесь при подготовке фестиваля? Может, была смешная история?

7. С первого фестиваля прошло 9 лет, что за это время 

поменялось?

8. Как вы проводите время на фестивале?

9. Все ли задуманное вами на фестивале осуществляется?













Интервью и фото - репортаж

Интервью с руководителем отдела традиционной культуры областного центра русского фольклора и этнографии Суровяк Любовь Викторовной

Расскажите о целях фестиваля «Славенка»

У наших современников происходит постепенное переосмысление многих ранее бытовавших взглядов на окружающий мир, место России в нем, отношение к своим базовым культурным ценностям. Сегодня во многих местах России, включая Сибирь, на фоне борьбы за отеческие базовые ценности возрождается традиционная народная культура. Для восстановления традиций сибирских мастеров Новосибирским областным центром русского фольклора и этнографии создан и ежегодно проводится – фестиваль «Славенка».

Чем ваш фестиваль отличается от других фестивалей?

Только на нашем фестивале есть выставка - «Музей из сундучка». Выставка славянского костюма отличалась широтой демонстрации костюмов из частных коллекций жителей нашей области, а также уникальных образцов из архивных фондов сельских областных музеев, не представленных ранее на показ зрителей.

Как вы проводите время на фестивале?

В рамках фестиваля пройдут выставки, мастер-классы, творческий конкурс и концертные выступления, состоятся пресс-конференция и круглый стол по вопросам сохранения и развития традиций славянского костюма, расширения сферы применения особенностей национального костюма в современной одежде.

На выставке «Живая традиция» будут представлены этнографические костюмы из частных коллекций жителей нашей области, а также уникальные образцы из архивных фондов сельских областных музеев и коллекция костюмов старожилов Енисейской губернии, изготовленная красноярским мастером Е.В.Горевой.

Мастер-классы предложат всем желающим ознакомиться с секретами ношения традиционного костюма, девичьим, женским убранством головы и предоставят возможность всем желающим освоить технику изготовления косника, плетения косы с косником.

Какие традиции есть у фестиваля?

По сложившимся фестивальным традициям пройдет конкурс костюма в номинациях «Традиционный костюм», «Стилизованный костюм», «Аксессуары», в котором мастера продемонстрируют свои работы перед признанными специалистами в области этнографии и истории славянского костюма.

В Первомайском сквере жители Новосибирска могут не только познакомиться с многогранной палитрой национальных костюмов во время проведения народного гуляния, но и услышать старинную песню, участвовать в народных играх и танцах.

В завершении фестивальной программы пройдет большой праздничный концерт с участием аутентичных и молодежных фольклорных коллективов сибирского региона. Зрителей ждет яркое, красочное дефиле традиционных славянских костюмов и театрально-музыкальное представление «У ворот, воротичек».

За семь лет какой из фестивалей стал вашим любимым?

Любимый тот, который знакомит с творчеством выдающихся мастеров и знатока славянской национальной одежды. Так - например членом жюри 6 фестиваля стала руководитель учебного центра «Русские начала», обладателя Гран-при всероссийских конкурсов костюма Татьяна Валькова (г. Москва).



Фестивали и конкурсы юных дизайнеров и модельеров.

Мой костюм вошел в коллекцию «Красно- солнышко». Эту коллекцию наш школьный театр моды «Забава» показал на международном фестивале дизайна «Красный проспект». Фестиваль организован при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, ряда общественных организаций.         

  Цель фестиваля - поддержка новейших достижений профессионального дизайна, выявление и поддержка молодых талантов, укрепление международного сотрудничества в творческой сфере. Участниками фестиваля стали не только студенты профильных вузов и колледжей, но и учащиеся детских школ-студий дизайна и моды. В 2019 году в качестве участников фестиваля были приглашены более двухсот молодых дизайнеров из 20 городов России, из Германии, Японии, Шотландии, Кореи, Австрии, Казахстана. Участники конкурса - школьники смогли попробовать себя в номинации;

- «Русское поле» – этнические мотивы в современном костюме.

- «Город и я» – удобная, комфортная, практичная одежда для повседневной носки.

- «Взгляд в будущее» – это поиск необычных, конструктивных и технологических решений с использованием нетрадиционных материалов.

Все участники фестиваля получили сертификаты об участии, вышедшие в финал конкурса получают сертификат финалиста, лауреаты и дипломанты первой, второй и третьей степеней фестиваля награждаются дипломами. Победители определяются путем подсчета набранных баллов. Лауреаты в каждой номинации получают, номерные дипломы победителей и призы от партнеров конкурса.

Завершился III Международный фестиваль дизайна "Красный проспект" церемонией закрытия, которая прошла в Большом выставочном зале Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Финальный аккорд многодневного творческого марафона сопровождался оглашением имен победителей, а также Гранд-Дефиле коллекций, удостоенных наград фестиваля.

По итогам фестиваля, коллекция нашего школьного театра моды «Забавава», состоящая из 11 костюмов, в номинации «Русское поле» заняла первое место. Наши девочки блистали на красной дорожке Международного фестиваля, позировали многочисленным фотографам под яркими софитами. Самые интересные моменты фестиваля - награждение и участие в Гранд-Дефиле в сногсшибательных платья и костюмах собственного изготовления.

Мне стало интересно узнать, как еще школьники и подростки нашего города могут приобщиться к миру моды и дизайна, а может быть и реализовать собственные творческие проекты. Фестиваль «Мода от А до Я» как раз для таких проектов. Юным дизайнерам Новосибирска несказанно повезло! Именно в нашем городе проходит фестиваль детского и юношеского творчества «Мода от А до Я». Организатором фестиваля стал МБУДО г.Новосибирска «Центр развития творчества детей и юношества «Заельцовский» при поддержке Главного управления образования мэрии г. Новосибирска. Возраст фестиваля - возраст подростка, ему  шестнадцать  лет. Фестиваль «Мода от А до Я» проходит один раз в два года, чтобы все фантазии юных модельеров успевали воплотиться.

Впервые фестиваль «Мода от А до Я» был проведен в мае 2001 года. Тогда он собрал более 150 участников от 5 до 18 лет. Были представлены коллекции костюмов и отдельные костюмы-образы в номинациях: костюм из нетрадиционного материала, сценический, театральный, фольклорный и прет-а-порте.

Несмотря на то, что конкурс имеет статус городского уровня, VIII фестиваль расширил свои географические границы и участниками стали детские коллективы из Новосибирской области и Алтайского края.   В Центре развития творчества детей и юношества «Заельцовский» проходит отборочный тур, который становиться решающими для коллективов при оценке костюмов и коллекций. Свое творчество и мастерство участники фестиваля продемонстрировали в конкурсе «Лучший эскиз».

Школьный театр моды «Забава» представил на фестиваль работы учеников школы. По эскизам учеников 7-8 класса в театре моды «Забава» была создана коллекция «Шаль- платок- платочек». На XIII фестивале- конкурсе детского и юношеского творчества «Мода от А до Я», эта коллекция заняла 3 место, а эскизы Табатчиковой Николь отмечены специальным призом жюри. Несмотря на возраст участников, жюри фестиваля – самое серьёзное: искусствоведы, члены Союза дизайнеров РФ, художники-модельеры, режиссеры. Фестиваль завершается ярким заключительным гала-концертом с театрализованным представлением. Участники фестиваля получили дипломы, ценные подарки, поощрительные и специальные призы. 

Ура победителям! Наш школьный театр моды «Забава» стал лучшим в номинации «Театр моды». Мечты стали реальностью, а участие в фестивале – традицией.

И по традиции сегодня кипит работа по подготовки новой коллекции. Она будет посвящена 75 годовщине победы в Великой Отечественной Воине. А когда коллекция готова я с удовольствием начинаю фотографировать готовые к показу костюмы.

Мастерство и специфика фото сьемки

Я считаю фотография – это настоящее искусство. Фотография позволяет каждому запечатлеть неповторимое мгновение и, находясь в центре события, создать свою картину мира. Для меня фотоаппарат – средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съемки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.

Кто сегодня не умеет фотографировать? Сегодняшняя легкость получения снимка создает ложное представление о простоте фотографирования. Фотоаппарат в твоих руках еще не делает тебя художником, поэтому мне стала интересна азбука фотосъемки, которая позволяет двигаться по пути овладения искусства фотографии. Мой путь, как начинающего фотографа начался в тот момент, когда мама привела меня на курсы фотографии в школу творческих профессий designcode. Именно в тот момент я поняла, что фотография для меня не просто хобби, а нечто большее.

Во время работы с моделями театра моды «Забава» я стараюсь в первую очередь расположить к себе девушек, чтобы они, как и я, получали от фотоссесии максимальное удовольствие. Я считаю, что на фотографии важен не только выбор места съемки, но и ракурс, т.е. угол зрения, под которым снимается объект. Не менее значима и крупность изображения. Из живописи в фотографию пришло понятие плана, обозначающее не только степень удаленности от объекта, но и крупность его изображения. Так я создаю постановочный портрет.

Но есть еще один жанр, в котором фотография совершенно уникальна. Это - репортаж, съемка событий. Репортажная съемка сложна и требует постоянной готовности, быстро реагировать на происходящие события. Фигуры умещаются в кадре, никто не загораживает происходящее. Опыт в репортаже обязателен, он помогает в творчестве.

Я вела репортаж во время фестиваля «Красный проспект». По репортажным фотографиям можно вспомнить, что и как было. Репортаж- интервью с руководителем фестиваля «Славенка», это близкое знакомство и рассказ о том, что дорого человеку. Во время репортажа важно не пропустить и предугадать ход событий, и всегда быть готовым к фиксации важных моментов и эмоций. С каждым новым репортажем, я понимаю, что фотография выходит на первый, главный план моей творческой жизни.
























Заключение.

Я считаю, что мне несказанно повезло, я живу в городе Новосибирске, в котором проходя фестивали дизайна и моды. Подготовка к фестивалю, участие в фестивале развивает мои творческие способности в разных областях искусства. Я создавала костюм и была художником- модельером. В дефиле – я модель. Фотограф и интервьюер на фестивале. Участвуя в городских, региональных фестивалях и конкурсах я получаю возможность пополнить свое портфолио. А самое важное найти свое место в огромном мире искусства.
































Список литературы:

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на Юг. Санкт-Петербург «Паритет» 2011.

2. Наумова Е.М. Сарафаны в собрании музея- заповедника «Кижи». Петрозаводск 2016.

3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм, как художественно- конструкторский источник творчества. Издательство В. Шевчук, 2012.

4. Томилов Н.А., Коровушкин Д.Г. Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 2002

5. Питерских А.С. Изобразительное искусство в театре, кино, нателевидении. Москва «Просвещение» 2019

































Приложение

СТИЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ КОСТЮМА

Стиль – это устойчивая цельная художественная система, создающая единый образно-пластический строй в произведениях архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Стиль в костюме – это совокупность выразительных приемов и художественных средств, обеспечивающая единство образного звучания в одежде.

Прочно утвердились и существуют одновременно следующие стилевые направления:

  • классические;

  • спортивные;

  • романтическое;

  • фольклорное.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!