СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Федоскино"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Федоскино"»

МБУ ДО Дом творчества с. Хлевное












Конспект занятия




Тема: Проект

«Федоскинская лаковая миниатюра»





7 класс.






Педагог дополнительного образования

Семынина С.С.
















2018г.

Методический паспорт учебного проекта

Проект «Федоскинская лаковая миниатюра».

Предмет: «Миниатюрная живопись»

Класс: 7-й.

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: обучающиеся знакомятся с техникой Федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Сами раскрашивают коробочки в манере народного промысла, представляют их классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.

Цель:

Воспитывать творческую активность личности.

Задачи

учить: пользоваться техникой лаковой миниатюрной живописи, развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые; Развивать творческие способности обучающихся;

Прививать интерес и любви к народным промыслам;

Изучать народные промыслы;

воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Материалы: картонные коробочки, кисти круглые белка (1,2,3), акварель, подручник, белила цинковые, желтковая эмульсия, палитра.

Тип групп: группы (3-4 чел) обучающихся.

Время: сдвоенные занятия

Работа над проектом

1этап. Подготовительный, или погружение в проект.

1. Сообщение темы урока:

-Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Вы уже познакомились с техникой лаковой миниатюрной живописи, Сегодня вы — художники лаковой миниатюрной живописи Федоскино, создатели только своей неповторимой шкатулки.


2. Задача:

- Вы должны разбиться на группы и разработать свой эскиз для росписи шкатулки в технике Федоскино, подарка для мамы. Вспомните, пожалуйста, все, о чем мы с вами говорили на последних занятиях и попытайтесь создать свою чарующую историю, сказку, пейзаж - мало ли, что способна создать ваша фантазия

Сделанное своими руками изделие ценится намного выше купленного в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души.

Учебный материал

Лаковая миниатюрная живопись – отличный способ сделать, украсить подарок

Для выполнения этих работ понадобится картонные коробочки, кисти круглые белка (1,2,3), акварель, подручник, белила цинковые, желтковая эмульсия, палитра.

Сначала мы изучим историю и технику письма Федоскино.

Федоскинская лаковая миниатюра.


Русская (славянская) культура невероятно глубока, интересна и загадочна. Ведь большинство народных промыслов ведёт своё существование из той далёкой глубины веков, когда люди поклонялись природным силам – Солнцу, Луне, Земле, Ветру, Воде и вкладывали смысл в любое творение своих рук, писали языком узоров. Отношение к стихиям было далеко не наивным, а предполагало удивительное точное знание звёздного неба и веру в разумные силы высшего порядка. Сила древних традиций настолько мощная, что, несмотря на то, что столько всего заставили забыть, запретили, обсмеяли, наложили запреты – всё равно люди помнят и на Масленицу сжигают чучело, блины пекут, на Троицу водят хороводы, завивают берёзку, в Купальскую ночь встречают первую звезду, восход и прыгают через костёр. Зачем – многие уже сами не знают, но делают.

Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные! Шкатулки вообще вещь на ценителя. Особенно исходя из "кусачей" цены. Сразу одолевают мысли: а зачем она нужна за такие деньги? Но я вовсе не задаюсь целью увеличить объём продаж в Федоскино, хотя лично мне - о-очень бы хотелось купить федоскинскую шкатулку. Просто при возможности рекомендую – возьмите в руки, полюбуйтесь, почувствуйте приятную тяжесть, осторожно откройте лаковую крышечку, посмотрите, какая она внутри алая, вглядитесь в миниатюру. Это же настоящее рукотворное чудо, искусство. Это развивает, что-то будит внутри, заставляет удивляться, задуматься.
Что такое Федоскино.

     Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи - 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Само здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением... Сейчас уже заряжать некого. Все оставшиеся на фабрике художники – надомники.

     История промысла.

     Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек.
     Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке». Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать. Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили.. Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Нет. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.
 Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но всяк по-своему. Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.

 В Федоскино есть училище. Туда поступают с 9-го класса, учатся 4 года, обучение бесплатное, на курсе 15 человек. Учатся одарённые ребята в т.ч. из Прибалтики, Приднестровья, Белоруссии.
     Как создаётся шкатулка?
     Представьте себе - над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон - это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат - хрупкое подобие будущей шкатулки.
     Далее варят супчик из картона! Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон как следует, пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку, нужна высокая температура. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать, кромсать, пилить или даже - обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из «жеваной бумаги». По правде сказать, эта работа считается очень ядовитой.
      Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью. Дальше шкатулка-полуфабрикат попадает к художнику.
     Теперь небольшие детали. Месяц шкатулку сушат при комнатной температуре. Месяц сушат в печи. Месяц – живопись. Месяц – полировка. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит около от 4 до 6-ти месяцев в зависимости от сложности формы и размеров изделия. На первом этапе, а именно – созданием шкатулки-основы занимается на фабрике в Федоскино… один человек! И зовут его Коля Корсаков. Вся приходящая молодёжь хочет сразу быть топ-менеджерами, строгать и выпиливать никто не хочет. Вопрос на засыпку: «А если Коля заболеет?». Ответ: «Наш Коля не болеет».
     Вот думаю, как подобрать слова и описать работающее до сих пор (но далеко ведь не на полную мощность, при нынешних «объёмах» производства) уникальное оборудование, запустение и грязный цех по варке коробочек, да и вообще какую-то непонятную печаль, которая охватывает тебя в гулких коридорах с дверями в дырках. А когда-то это оборудование спроектировали и изготовили в единственном экземпляре по технологиям, придуманным инженерами, которые работали при советской власти. Это оборудование - уникально. Нигде в мире такого больше нет! Особенно - вакуумные установки для прессования. Чудо инженерной мысли!


Представляю, как болят глаза у художников – чтобы прорисовать крошечные детали нужно ведь увеличительное стекло.
     На фабрике сейчас работает 128 художников. Раз в месяц проходит худсовет, на котором художникам выдаются новые шкатулки-полуфабрикаты для росписи и оценивается выполненная им дома работа. Если живопись выполнена на высоком уровне, за хороший рисунок автор премируется аж 10% надбавкой от стоимости шкатулки!
     Художники в Федоскино разные, есть портретисты, есть пейзажисты, есть и троечники, не в школьно-дневниковом смысле конечно: ), а специализирующиеся в изображении русских троек. Федоскинцы очень хотят получать госзаказ, на всё перепадает пока Палеху. Но «перепадает» тоже громко сказано. В последнее время и им ничего особенно не перепадает, и они теперь опять пишут иконы на продажу и всякий хлам для Измайловского вернисажа. В Федоскино с «барского плеча» иногда поступают заказы. Вот только недавно из Кремля поступил приличный индивидуальный заказ на большой ларец. Попросили копию картины Рубенса. Догадались какую? :) Ну да! С обнажённой, любимых рубенсовских форм красавицей. А ещё «кремлёвские» любят обычно заказывать Кремль, храмы и тройки, а ещё пейзажи, но "без народа" – народ не нужен, даже в виде элементов пейзажа.

     Что такое фабричное и авторское Федоскино?


     Федоскинское настоящее фабричное клеймо на шкатулке выглядит так: на обратной ярко-красной стороне крышечки - золотая тройка и надпись Федоскино. «Фирменная» (оригинальная) шкатулка, выпущенная на Федоскинской фабрике имеет порядковый номер. Этот номер занесён в протокол художественного совета. Такая шкатулка на внутренней стороне крышки будет подписана так: Клеймо. Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Порядковый номер.
      Свою «авторскую» работу, т.е если художник не перекопировал, а сам все придумал и нарисовал, он подпишет так: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Подпись автора. На копии не обязательно будут указаны Название и Авторская подпись (т.е. могут и отсутствовать). Полуфабрикат шкатулки мастер может изготовить сам - по «специальному заказу». У порядочного художника-изготовителя он будет отличаться высочайшим качеством изготовления и необычной формой, но золотая тройка - фабричное клеймо на крышечке будет отсутствовать.
     Ну вот. Шкатулка и готова!

     Федоскинские шкатулки не коробятся и не рассыхаются! Если посмотреть на изделие изготовленное лет двести назад, то оно до сих пор выглядит «как новенькое». Секрет, конечно же, в чудо-лаке! Существуют даже истории про случаи, когда шкатулки поднимали с затонувших кораблей, потерпевших крушение много лет назад, а они оставались абсолютно невредимыми. Лак, пропитавший картон, не пропускал влагу и бережно сохранял творения федоскинских мастеров. Федоскино даёт 100% гарантию, причем на века! Ваша шкатулка будет передаваться как семейная реликвия из поколения в поколение и сохранит свой первозданный вид…

     Хочется, чтобы этот народный промысел сумел, смог устоять, сохранить себя и чтобы на производство приходили талантливые люди, чтобы федоскинская миниатюра дарила  радость ещё многим поколениям людей.


 Как пишется миниатюра. 
     В качестве грунта можно использовать белила, алюминиевый и бронзовый порошок. Его надо припорошить на поверхность, и он прилипает к лаку, а, нанесённые на порошок краски, не тускнеют. Сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин тоже виды грунта. Мы с вами (т.е. непрофессионалы) не увидим всё это «богатство», но заметим, что миниатюра светится, как бы сияет изнутри нежным светом. Для кусочков перламутра вырубается ниша, чтобы вклеить.

     Сюжет.
     Теперь главное – что нарисовать! На федоскинских миниатюрах вы увидите пейзаж, портрет и сказку! Картинка на федоскинской шкатулке невероятна хороша! Это маленький мир и он обладает магической способностью уводить вас из реальности. Это не красивые слова, это правда. Это своя отдельная миниатюрная жизнь, а мы подглядываем на неё в окошко.
     Если вы внимательно разглядываете шкатулку со сказочным сюжетом, то буквально чувствуете огонь от перьев сказочной Жар-птицы; если деревенскую картинку, то поскрипываете снегом и идёте за колодезной водой с коромыслом на плечах вместе с девушками-хохотушками или бешено кружите цветистым сарафаном в разудалом летнем хороводе. Хотите прокатиться на тройке, да с ветерком, да со снежным вихрем. Кусочки перламутра или золота, умело вставленные в нужные места невероятно правдиво передают, скажем, объёмность складок платья у русской красавицы, или подсвечивают нежным мерцанием пушкинскую белочку с золотыми орешками.

Роспись.

     Федоскинцы собой гордятся - используют они классическое трёхслойное письмо масляными красками. Раньше так писали только старые мастера. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это живые лица, это прописанные реснички, морщинки, румянец, это глубина. Вглядитесь в рисунок шкатулочной крышечки – живопись горит! Миниатюра светится! Федоскинские художники-миниатюристы пишут тончайшими колонковыми кистями - нулёвками. Есть два способа федоскинской росписи: «по-плотному» и «по-сквозному» (или «просвет»).
     При первом используются плотные (непрозрачные) краски и лак. При втором на масляный лак наклеивают «золото» или тонкие пластины перламутра. И дальше художники-миниатюристы рисуют по этим наклеенным тончайшим листочкам «блестучего» материала прозрачными (лессировочными) красками. Эффект получается впечатляющий - через прозрачные краски, которые накладываются сверху, как бы просвечивается грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота или перламутра.

 Ну вообще писать о миниатюре легко. А попробуйте нарисовать!


2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность обучающихся: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.)

Примерная схема работы

1. Для начала нужно определиться с внешним видом будущей поделки: можно сделать копию, но лучше задействовать собственную фантазию. Затем подбираются необходимые материалы.

2. Обсудите и выберите композицию работы в целом и ее отдельных деталей.

3. Продумайте, каким способом ваша шкатулка будет расписана.

4. Я хотела бы увидеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу. Если потребуется помощь, обращайтесь, пожалуйста, ко мне.

5. Не забывайте о технике безопасности при работе с художественными предметами!

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Дети разрабатывают эскизы для работ, переносят их на шкатулки, расписывают шкатулку. Завершающим этапом является украшение композиции орнаментом.

Педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль обучающихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.



4 этап. Представление результатов, отчёт.

При защите своего проекта обучающиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!