Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Фрунзенский «Образовательный центр» муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Проект
«Гражданин»
2017 г.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Название проекта | Эколого-краеведческий путеводитель «Край степной, моршанский край!» |
Наименование организации – заявителя | государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области |
Авторы проекта | Воронина Алина, 14 лет Пищулин Даниил, 14 лет Пешкова Анастасия, 14 лет Мушарапова Кристина, 13 лет Улаева Светлана, 14 лет |
Руководители проекта, Ф.И.О., основное место работы, должность | Тишакова Любовь Сергеевна – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области |
География проекта | Муниципальный район Большеглушицкий Самарской области |
Краткое описание деятельности по проекту, основной результат деятельности | В урочное и внеурочное время в школе много уделяется внимания теме взаимодействия человека и природы и влиянию человека на природу. Мы живем в красивом месте рядом с удивительными природными ресурсами и достопримечательностями, которые окружают нас. В проект вовлечены все учащиеся 8 класса ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский, родители учащихся, спонсоры, консультанты, учителя – предметники. Учащихся- 22 чел., родителей - 40 |
Количество благополучателей проекта | Учащиеся -168 чел. , родители, педагоги, гости ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский, жители села Морша |
Предполагаемое количество организаторов проекта | 30 человек |
Продолжительность проекта | 2016-2017 год |
II. ОПИСАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ и ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА, ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Мы живем на земле, и каждый из нас чувствует себя ответственным за что-то или за кого-то: за своих детей, родителей, друзей, за учебу, работу. А чувствуем ли мы себя в ответе за Землю? За то, что происходит с ней, с ее лесами, степями, водами, селами и городами. Или же мы равнодушны, ироничны, пренебрежительны? В ответе мы за все или нет?
Гражданин Российской Федерации согласно Конституция РФ обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны - дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к замечательной Моршанской земле.
Степная природа родного края кажется многим малоприметной, суровой и скучной. Эта проблема может быть частично решена в рамках этого проекта, чтобы жители села по-новому взглянули на нее и поняли, в каком красивом месте мы живём, а люди, которые впервые посетили нашу местность, познакомились с удивительными природными ресурсами и достопримечательностями, которые окружают нас.
Мы считаем, что наш проект через путеводитель сделает доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями эколого - краеведческий, историко - культурный материал, накопленный, людьми, увлеченными историей своего края.
III. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создать эколого-краеведческий путеводитель:
«Край степной, моршанский край!»
IV. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Создать проектную группу и распределить обязанности.
2. Собрать материалы, подготовить, оформить и распространить Путеводитель.
3. Привлечь «союзников» к организации и созданию проекта.
4. Организовать презентацию эколого-краеведческого путеводителя
«Край степной, моршанский край!»
V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Решение первой задачи
В феврале 2016 года у нас в 7 классе прошел час общения на тему: «Наш край в литературных и художественных произведениях местных поэтов и художников». Мы познакомились с творчеством В.В. Лисицыной. Из книги «Моршане» и цикла стихов «Моршанские урочища» мы узнали об удивительной красоте и природной исключительности родной степи.
Группа ребят (6 человек): Воронина Алина, Пешкова Анастасия, Кодолов Егор, Томилин Евгений, Улаева Светлана, Филякин Сергей – жители села Морща решили подробнее узнать об истории и природе родного края. Они посетили школьную и сельскую библиотеки, Интернет-сайты, побеседовали с учителем истории Тишаковой Любовь Сергеевной, с учителем биологии Назаркиной Надеждой Гавриловной и с учителем географии Самаркиным Сергеем Николаевичем с родителями, бабушками и дедушками, встретились со старейшей жительницей села Морша, ветераном педагогического труда Устиновой Лидией Александровной.
Прежде чем поделиться своими открытиями с одноклассниками, ребята провели Социологический опрос. 40 учащимся 8 - 11 – х классов и 25 взрослым респондентам (из них жителей села Морша – 21) был задан вопрос: «Знаете ли вы самобытные природные объекты родного края?»
Анализ показал, что 55 % - участников опроса не знают исторические сведения и природные объекты родного края. В связи с этим инициативная группа предложила идею создания проекта. Так в результате целенаправленной работы инициативной группы число участников проекта увеличилось до 22. Были распределены обязанности внутри группы. В соответствии с интересами и желаниями участники проекта выделили несколько направлений работы. Каждое направление возглавлял член инициативной группы. Инициативу поддержала администрация школы во главе с директором Ненашевой Галиной Викторовной. Ежемесячно проектная группа пополнялась новыми участниками, которые помогали в создании Путеводителя.
2017 год был объявлен Президентом России Годом Экологии. В январе 2017 года Совет дела в составе Ворониной Алины, Пешковой Анастасии, Пищулина Даниила, Мушараповой Кристины, Улаевой Светланы обобщили накопленный опыт и оформили социальный проект «Край степной, моршанский край!»
Распределение обязанностей в Совете дела
Направление | Задачи |
Аналитическое | Проведение мозгового штурма, поиск методов и форм сбора материала для проекта |
Информационное | Освещение хода проекта на школьном сайте. Размещение информации по проекту на специальном стенде «Рупор» |
Связь с общественностью | Поиск союзников, определение направлений сотрудничества |
Дизайнерское | Рассмотрение вариантов оформления Путеводителя |
Решение второй проектной задачи
В результате мозгового штурма Совет дела рассматривает различные вариант оформления Путеводителя. Выбранный вариант должен быть интересным, обеспеченным ресурсами, разнообразным. Проект проводится в 3 этапа: 1-й этап – Совет дела дает задание группам по сбору материалов, 2 -й – этап - подготовка и оформление, 3 -й этап - представление своей работы учащимся всей школы и распространение Путеводителя. После презентации ход представления проекта обсуждается в Совете, оцениваются положительные и негативные моменты.
Год | Форма 1 этапа | Форма 2 этапа | Форма 2 этапа |
2016 | Изучение специальной литературы по составлению путеводителя, анализ опыта создания с целью формирования экологической культуры. | | |
2016 | Выявление природных объектов для создания путеводителя | | |
2016 | Фотосъемка природных объектов | | |
2016 | Подбор материалов об истории села Морша и истории памятников природы | Подбор материалов об истории села Морша и истории памятников природы | Размещение проекта на сайте ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский |
2017 | | Выбор варианта оформления Путеводителя | Выпуск брошюр по проекту |
2017 | | Подготовка варианта брошюры Путеводителя | Презентация путеводителя |
2017 | | | Распространение брошюр |
2017 | | | Рефлексия |
Решение третьей задачи
В результате активной деятельности по распространению идеи проекта удалось привлечь к сотрудничеству различные организации:
Название организации-партнёра | Цель сотрудничества |
Библиотека ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский и Библиотека поселения Фрунзенское | Информационное обеспечение проекта |
Жители села Морша | Информационное обеспечение проекта |
Школьный музей «Память» | Информационное обеспечение проекта Совместная работа по определению творческих заданий для групп. |
Администрацию ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский | Транспортная помощь в подготовке проекта |
Администрацию поселения Фрунзенское муниципального района Большеглушицкий Самарской области | Материальная и транспортная помощь в подготовке и создании эколого-краеведческого путеводителя: «Край степной, моршанский край!» |
Школьное научное общество учащихся «Поиск» ГБОУ СОШ «ОЦ» | Совместная работа по определению творческих заданий для групп. Подготовка выпусков газеты «Рупор», освещение хода реализации проекта. |
Органы школьного самоуправления: «РИТМ» | Помощь в организации Проекта, информационная поддержка , вовлечение в работу учащихся школы |
Педагоги, классные руководители | Подготовка тематических заданий и выполнение творческих заданий |
Предприниматели: Малютина Г. Н, Ефимова Н.Ф. Родители | Спонсорская финансовая помощь |
Решение четвёртой задачи
Архив проекта «Эколого-краеведческий путеводитель:
«Край степной, моршанский край!» 2016-2017 год
Познакомились с творчеством В.В. Лисицыной.
Изучили экологическую и краеведческую литературу
Встретились
с учителем биологии Назаркиной Н.Г и библиотекарем Бондаренко Е .М.
Провели Соцопрос: «Знаете ли вы историю и самобытные природные объекты родного края?»
55 % - участников опроса не знают исторические сведения и природные объекты- памятники истории.
Составив план работы, приступили к реализации проекта. Инициативная группа учащихся обратилась за помощью и поддержкой к спонсорам, к частным предпринимателям, жителям поселка, родителям.
Выявили природные объекты для создания путеводителя
Сегодня эти объекты нуждаются в охране, чтобы сохранить их природную самобытность и первозданность.
Ковыльная степь Река Каралык
Степные урочища (долы) – гордость моршанской земли. Каждое из них наделено особой красотой и жизненной силой.
Каменный дол Красный яр
Соленый дол Цариха
Выпуск Путеводителя Презенация Путеводителя
VI. ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Этап | Краткое описание деятельности | Сроки | Ответственный |
1 | Организационно-установочный | Обсуждение проблемы, требующей решения в Совете дела. Выбор идеи проекта, формулировка цели и задач проекта. Формирование инициативной группы. Определение лидера группы. Привлечение добровольцев к участию в проекте. Размещение агитационной информации в школьной газете « Рупор» | февраль | Инициативная группа проекта. |
2 | Структурирование проекта с выделением задач для определенных групп учащихся | Выделение основных направлений для работы. Распределение обязанностей в группе. Агитация сторонников. Расширение рабочей группы. | февраль-март | Инициативная группа проекта. |
3 | Реализация поставленных задач | 1.Формирование заданий для групп | апрель | Инициативная группа проекта |
2.Выполнение заданий в группах по подготовке к этапам проекта | апрель- декабрь | Учащиеся школы Классные руководители |
3. Поиск партнёров | январь- декабрь | Инициативная группа проекта |
| | 4.Презентация эколого-краеведческого путеводителя «Край степной, моршанский край!» | февраль | Инициативная группа проекта Учащиеся школы Педагоги Родители учащихся Организации-партнёры |
4 | Подведение итогов, оформление результатов | 1. Подведение итогов проекта. Подготовка отчёта по проекту. Анализ сильных и слабых сторон проекта. | февраль | Все участники проекта |
2. Распространение эколого-краеведческого путеводителя «Край степной, моршанский край!» | Февраль- март | Инициативная группа, учащиеся школы |
VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Этап | Информационное сопровождение деятельности | Сроки | Ответственный |
1 | Организационно-установочный | Создание в школе специального информационного стенда для размещения информации о ходе реализации проекта | март | Инициативная группа проекта |
| Структурирование проекта с выделением задач для определенных групп учащихся | Выпуск школьной газеты информирование о направлениях работы и руководителях направлений. Знакомство с участниками проекта. | март апрель | Иформацион-ная группа проекта |
| Реализация поставленных задач | Статьи в школьную газету с материалом о ходе проекта. Размещение материала на информационном стенде проекта «Рупор» | май- декабрь | Иформацион-ная группа проекта |
| Подведение итогов, оформление Результатов | Размещение информации в Школьной печатной газете и на стенде « Рупор». Рассказ об итогах на сайте школы (http://frunze-soh.edusite.ru/) и в Контакте на странице Совета обучающихся ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский (https://vk.com/club80594709); Распространение Путеводителя. | март | Инициативная группа проекта Иформацион-ная группа проекта |
VIII. КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
В результате успешной реализации проекта будет:
1. Сформирован положительный образ малой родины у выходцев из села
2. Посетители сайта и села познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края
3. Виртуальный путеводитель будет востребован людьми с ограниченными возможностями, будет использован педагогами в своей работе
5. Посещение сайта вызовет интерес к природным достопримечательностям и истории нашего края.
В ходе реализации проекта мы
1. получим знания о прекрасных местах, не только там, где родились, но и о других не менее удивительных уголках глушицкой земли;
2. проявим интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края;
3. будем знать достопримечательности своей малой родины;
4. почувствуем гордость за свою землю, за наш степной ковыльный край, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Перспективы развития проекта
1. Создать экскурсионный маршрут по селу Морша и его окрестностям
2. Найти в Интернете группы и поделиться информацией о своем родном крае.
3. Разработать краеведческую викторину: «Знаешь ли ты свой край»
IX. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Материал | Источник финансирования | Кол-во | Стоимость одной единицы | Общая стоимость |
Копировальная Бумага «Снегурочка» | Родители | 1 шт. | 295 руб. | 295 руб. |
Блокнот | Родители | 5 шт. | 12 р. | 60 руб. |
Картриджи для Принтера | Предприниматели Малютин С.В. Ефимова Н.Ф. | 1 упаковка | 1500 руб | 1500 руб. |
Папка | Родители | 3 шт. | 35 р. | 105 руб. |
Файлы | Родители | 30 шт. | 1 руб.50 к. | 45 руб. |
Расходы на ГСМ | Предприниматель Ефимова Н.Ф. | 10 л. | 38 руб. | 380 руб. |
Итого | 2385 |
X. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Мероприятие | Результат |
Школьный | Конкурс проектов | 1 место |
Районный | Районный конкурс социальных проектов «Гражданин» | 2 место |
Областной | Областной конкурс социальных проектов «Гражданин» | Диплом в номинации «За приверженность родному краю» |
Областной | Областной конкурс краеведческих и эколого-краеведческих исследований «Мой край – земля Самарская» | Диплом 2 место в номинации «Социально-экологический проект» |