Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Нэбзый»
ПРОЕКТ
«Эколята-дошколята»
Авторы:
Гишева С.С.,
Сташ А.А.
Участники проекта:
воспитатели, дети 5-6 лет,
родители
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: педагогический
По предметно-содержательной области: экологический.
По характеру участия: внутригрупповой.
По количеству участников: воспитанники группы -28чел., родители – 15 чел., педагоги- 5чел.
По продолжительности (сентябрь-май): долгосрочный
Форма предоставления на сайте МБДОУ.
Актуальность – Дошкольный возраст – саамы ценный этап в развитии экологической культуры человека.
В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Воспитание любви к природе, ее животному и растительному миру осуществляется в детском саду постоянно. Формирование у ребенка активной жизненной позиции, взаимодействие с другими людьми, с окружающей природой невозможно без постоянного упражнения в совершенствовании добрых человеческих поступков.
Эту возможность нам предоставляет реализация системы мероприятий экологической направленности в рамках всероссийского социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята». Наше участие в проекте обусловлено осознанием необходимости заботы о завтрашнем дне, желанием с помощью наших дел сделать окружающую среду лучше, чище, краше.
Цель – формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру.
Задачи:
1)дать ребенку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины;
2)помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы ля выживания на земле самого человека.
3) способствовать экологическому просвещению родителей посредством совместной деятельности в реализации совместных экологических мероприятий;
4) создавать условия для накопления эмоционально позитивного общения с природой;
5) развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
Ожидаемые результаты
У детей:
1.повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3.воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1.повышение экологической культуры;
2.создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3.формирование интереса для исследования обьектов природы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
1 этап – подготовительный
1. Определение темы проекта
2. Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.
3.Формулировка цели и задач проекта.
4.Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы.
5.Подбор произведений художественной литературы по теме проекта.
2 этап – основной.
1. Беседы с детьми на темы: «Природа вокруг нас», «Помогите птицам», «Кто в лесу вредный, а кто полезный», «Вода-вокруг нас», «Наша Красная книга», «Охрана природы».
2.Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знание детей о насекомых.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить знание у детей чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знание детей о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: « Кто где живет».
Цель: закреплять знание о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: « Живое – неживое»
Цель: закреплять знание о живой и неживой природе.
3. Экскурсии, занятия, опыты, наблюдения по экологической тропе.
4.Приметы, пословицы, поговорки, и загадки о природных явлениях.
5.Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Океаны и моря», А. Лопатин «Спор деревьев», М. Скребцова «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает», «Могучая травинка».
6. Экологические сказки: «История одной елочки», «Сказка о маленьком кедре», «История одной капли», « Как тучка была в пустыне», «Сила дождя и дружбы», «Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь», «Нет места мусору».
7. Игра-викторина «Берегите нашу планету от мусора».
8.Акция «Покормите птиц», «Елочка-волшебная иголочка», «Витаминный огород», «Детский сад-цветочный город», «Сто идей из ненужных вещей».
9. Экологические опыты и эксперименты «Шалун-исследователь».
10. Квест – игра «Приключения друзей природы».
11. Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями.
12. Видеопрезентация с героями группы «Эколята».
13. Познавательные занятия: «Вода-источник жизни», «Путешествие в мир комнатных растений», «Земля –наш общий дом» ,«Птицы –наши друзья».
3 этап – заключительный.
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята».
Презентация проекта.
Работа с родителями
Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
Консультации: «Воспитание любви к природе», «Мусор- это проблема нашего города», «Домашние животные в жизни ребенка», «Судьба природы-наша судьба»
3.Родительское собрание по теме: «Экология нашего города и мы», КВН с родителями: «Тайны природы».
4 Участие в акциях:
«Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников);
«Посади дерево»;
«Цветы – улыбка природы»;
«Бумажный пластиковый бум» (сбор пластика и макулатуры).
5. «Экологический десант» (совместный субботник работников ДОУ, родителей и детей по уборке территории детского садика).
6. Совместный эколого-спортивный праздник родителей и детей «Мама, папа, я-экологическая семья!»
7.Конкурс рисунков на тему: «Мой красивый, чистый город».
Формы реализации проекта.
Беседы,
непосредственная образовательная деятельность;
наблюдение;
познавательное чтение;
опыты и эксперименты;
практическая деятельность в цветнике;
подвижные, дидактические, имитационные игры;
инсценировки и театрализация на экологическую тематику.
проведение экологического квеста «Приключение друзей природы».
Ресурсное обеспечение проекта
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарий развлечений и т.д.)
Подборка художественной литературы «Познавательное чтение». Подборка опытов и экспериментов «Опыты».
Видеотека.
Мультимедийные презентации.
Используемая литература.
Бобылева Л. К. К природе –с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками \Бобылева Л, Бобылева О.//Дошкольное оброзование.-2010-№4.
Воронкевич ,О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация. Подготовительная к школе группа(6-7 лет).Часть 1.
Времена года. Дидактический материал в картинках.
Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.\А.А. Лопатина, М. В. Скребцова.2-е изд.-Москва: Амрита-Русь,2008.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. –Москва: Мозайка- Синтез, 2004.
Фетодова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников.-Москва: ТЦ Сфера,2015.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования //Дошкольное воспитание.-2014-№5.