Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение Баганский детский сад №3 "Теремок"
Проект
"ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА- ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Руководитель проекта:
воспитатель
Недошковская Н.А.
с. Баган
2022- 2023 г.
Пояснительная записка
Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своём творчестве, ухаживать за животными и растениями).
Слайд 3
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Природа – не только среда обитания, но и наша Родина.
Поэтому необходимо вложить в душу ребёнка и развить у него чувство любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Для формирования у детей экологической культуры и культуры природолюбия необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, технологии. Одним из таких направлений экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является проект " Эколята- молодые защитники природы " по формированию у детей экологической культуры.
Слайд 4
Тема проекта: "Эколята-дошколята- юные защитники природы"
Сроки реализации проекта: 2 года.
Автор проекта: воспитатель Недошковская Н.А.
Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников, педагоги МКДОУ "Теремок"
Особенности проекта: социально- образовательный, долгосрочный
Слад 5
Цель проекта: Развитие экологического образования, экологической культуры и просвещения. Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, сохранение её растительного и животного мира, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
дать ребёнку знания об окружающей его природе; познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины; показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс группы новые инновационные инструментарии, формы, методы, приёмы, способные формировать у ребёнка бережное и уважительное отношение к природе.
Слад 6
Принципы проекта:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания с эстетическим, интеллектуальным, физическим развитием и трудовым воспитанием.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями существования животного и растительного мира, с учётом своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Принцип непрерывности и преемственности: воспитание в семье и в детском саду на основе сотрудничества.
Слад 7
Методы реализации проекта:
Наглядный (наблюдение, просмотр сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение дидактических игр, целевые прогулки);
Словесный (чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, беседа с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок, разбор ситуаций, проведение викторин, конкурсов);
Практический (продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность, проведение игр, постановка сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины).
Формы работы:
Игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная, работа с родителями.
Ресурсы проекта:
Информационно-технические:
мультимедийный проектор,
ноутбук,
компьютер,
фотоаппарат,
видеокамера
Информационное обеспечение:
- тематические книги;
хрестоматии;
альбомы и тетради для раскрашивания;
наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
семейные фотографии общения с природой;
тематические альбомы и фотоальбомы;
энциклопедические и справочные издания;
аудио и видеоносители информации;
настольные, напольные, компьютерные и другие игры;
элементы мультипликации;
художественные, телевизионные, учебные, документальные, научнопопулярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
Слад 8
Этапы реализации проекта I этап - подготовительный
внедрение в проект образов сказочных героев;
изучение и создание информационной базы; подбор материала по проекту; сбор и анализ литературы по теме; планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап - основной
совместная деятельность педагогов и детей с учётом образовательных
областей; включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы.
III этап - заключительный подведение итогов деятельности в рамках проекта; создание презентации в рамках проекта.
Слайд 9
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей
Слайд 10
Формы работы
Работа с детьми:
Экологические занятия;
Наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулки
Познавательное чтение;
Лаборатория "Опыты" (опыты и эксперименты);
Прослушивание музыкальных произведений;
Изобразительная деятельность;
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры;
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Слайд 11
Продукты проекта
Продукт деятельности детей:
рисунки детей на экологическую тематику;
модели и схемы экологии Земли;
творческие работы;
посадочный материал (посадка семян на рассаду);
Продукт деятельности педагогов:
разработка и оформление проекта;
внедрение инновационных технологий;
разработка технологий экспериментальной деятельности;
разработка конспектов ООД по тематике проекта;
презентация текущий мероприятий и итогов проекта;
консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.);
тематические стенды и выставки;
сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.
План реализации проекта "Эколята – молодые защитники природы" на период: 2022г. – 2023 г.
№ п/п | Мероприятия |
| 1 этап – подготовительный |
1. | Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. |
2. | Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта. |
3. | Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание эмблеиы для посвящения в "Эколята-дошколята". |
4. | Слайд 12 Создание стендов (уголков) "Эколята - дошколята" с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. |
5. | Размещение информации о проекте "Эколята- молодые защитники проекта " на сайте МДОУ. |
| 2 этап - основной Слайд 13 |
1. | Развлекательное мероприятие "Посвящение в Эколята - дошколята". |
2. | Слайд 14 Знакомство родителей с проектом. Размещение информации на тему « Кто такие эколята? Консультации для родителей "Экологическое воспитание детей в семье". |
3 | Слайд 15 Первая акция « Птицы – наши друзья. Эколята помогают своим друзьям». Тематический день « Зимующие птицы». Дети развесили кормушки во время прогулки . насыпали корм и вели наблюдения. |
4 | Слайд 16 Неделя экологических опытов и экспериментов "Шалун-исследователь". Темы: "Воздух и его свойства", "Вода и её свойства" «Снег и лёд» |
5 | Слайд 17 Конкурс Снежный городок Эколят. При создании Снежного городка был изготовлен один из обитателей водоёма – кит, который просит о помощи. Эколята призывают не выбрасывать мусор в водоёмы. Эколятам в борьбе за чистоту океана помогают математические знания. |
6 | Слайд 18 Эколята сохраняют природу". Участие в акции "Сдай батарейку – спаси планету!" |
7 | Слайд 19 Праздник « Весна пришла» Формировать представление о многообразии природного мира. Воспитывать у детей ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе и друг к другу. |
8 | Слайд 20 В апреле прошёл Международный день птиц Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе. Дети выполнили работы- нарисовали скворечники и птиц. |
9. | Слайд 21 Всемирный День Земли. Игра-путешествие "У нас Земля одна!" Формировать представление об экологии и ее роли в жизни человека, с использованием сказочных героев эколят. Формировать грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание детей делами и поступками сохранять красоту родной планеты. |
10 | Слайд 22 Акция "Эколята растят витамины!" Молодые эколята посадили огород на подоконнике, вели наблюдения за ростом растений, ухаживали за рассадой. |
11 | Слайд 23 Акция "Посади дерево – сохрани природу". Посадка кустарников. |
12 | Слайд 24 Эколята знают всё. Интеллектуально – экологическая игра «Знатоки природы» В игре участвовали две команды. Дети с большим интересом отвечали на вопросы викторины, выполняли разные экологические задания: сортировка мусора, объяснение экологических знаков о правилах поведения в природе. |
13 | Слайд 25 и 26 Сезонные прогулки с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, изучение животного и растительного мира природы. |
14 | Слайд 27 и 28 Участие во всероссийском конкурсе рисунков про эколят. |
15. | Слайд 30 и 31 Чудесная мастерская Эколят "Творчество Эколят". Создание эколят из различного материала. |
16. | Слайд 32 Экологический субботник Детский сад - наш общий дом, пусть будет чисто и уютно в нём! Весна - это не только время пробуждения природы, но и пора наведения чистоты и порядка. Дети убрали мусор и сухие листьев, привели в порядок клумбы. |
17. | Неделя экологических игр: "Ёлочка и Тихоня любят поиграть". Игры: "Земля, воздух, вода", "Составь цепочку", "Буря на море". |
18 | Слайд 33 Конкурс «Театральная весна» "Эколята спешат на помощь". Формирование экологической культуры детей, закрепление правил экологически - грамотного взаимодействия с окружающей средой. |
| 3 этап – заключительный |
1. | Подведение итогов проекта "Эколята-дошколята". |
2. | Презентация проекта "Эколята - дошколята |
Результаты проекта:
Результатом нашего экологического проекта стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.
Именно комплексный подход, систематичность и постоянное проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление папки "Люби и охраняй окружающую природу!" Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в конкурсах на экологическую тематику.
Участие родителей в субботниках.
Сбор пластиковых отходов.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
План работы с родителями
№ п/п | Мероприятия |
1. | Родительское собрание "Мы природе не враги, ты природу береги!" с предварительным анкетированием на тему: "Берегите природу!" |
2. | Консультация для родителей "Мусор – проблема №1". |
3. | Буклет для родителей "Куда деть мусор?" |
5. | Участие в акции "Сдай батарейку – спаси планету!" |
7. | Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье". |
9. | Консультация для родителей "Как провести выходной день с детьми?" |
10. | Консультация для родителей "Играя, познаём природу!" |
11. | Выставка работ "Дары осени". |
13. | Акция "Поможем птицам!" Изготовление кормушек. |
Список литературы
Соломенникова О.А. "Экологическое воспитание в детском саду", М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. "Развитие познавательных способностей дошкольников", М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Павлова Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром" М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Дыбина О.В. "Ребёнок и окружающий мир", М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Соломенникова О.А. "Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа", М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
"От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.