Просмотр содержимого документа
«Проект "Чтение-вот лучшее учение"»
Проект «Чтение – вот лучшее учение»
Автор: Мирязова Елена Халиловна, библиотекарь
Организация: Филиал МАОУ Новоатьяловская СОШ Асланинская СОШ
Тел: 89504919579, эл почта: [email protected]
Актуальность проекта
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В недалеком прошлом чтение книг считалось одним из значимых показателей общей культуры личности. В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Детское чтение утрачивает свое приоритетное значение, так как многие дети считают, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым. Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и на компьютере, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. Проблема утраты интереса к чтению в настоящее время является одной из самых актуальных в современном мире. Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме.
Сроки и этапы реализации проекта:
сентябрь 2019- май 2020 гг.
Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности, создание условий для популяризации чтения среди учащихся, педагогов, библиотекарей, родителей.
Задачи проекта:
Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности
Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры
Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности
Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта
Создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению
Планируемые результаты проекта
Апробировать и внедрить инновационные проекты и технологии в методику и практику работы детских библиотек в постоянно меняющихся социокультурных условиях.
Сформировать банк методических материалов учителей.
Обобщить и распространить опыт работы учителей.
Возродить традиции семейного чтения.
Увеличить численность пользователей информационными ресурсами детских библиотек.
Сформировать у детей устойчивые навыки систематического, творческого, развивающего чтения.
Дорожная карта проекта (этапы):
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
I | Организационная работа | |
1 | Разработка проекта «Читающая школа», старт школьного проекта «Читающая школа» в пространстве школы | Май 2019 |
2 | Разработка Плана реализации проекта «Читающая школа» | Май 2019 |
3 | Составление Плана работы школьной библиотеки на учебный год | Ежегодно |
4 | Составление планов совместной работы с библиотекой с. Аслана | Август 2019 |
II | Совершенствование деятельности школьной библиотеки | |
1 | Пополнение фондов школьной библиотеки | Постоянно |
2 | Осуществление аналитико-синтезирующей переработки информации | Постоянно |
3 | Обеспечение ведения электронного каталога | Постоянно |
III | Совершенствование читательской культуры педагогов | |
1 | Обеспечение работы постоянного семинара для педагогов «Почитаем классику вместе…» | 1 раз в четверть |
2 | Информационная учительская планерка «Новинки школьной библиотеки» | 1 раз в месяц |
3 | Буккроссинг «Домашняя библиотека учителя», оборудование полки художественной литературы учителя-предметника в кабинете | Январь 2020 |
IV | Совершенствование читательской культуры обучающихся | |
1 | Организация выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки | В течение года |
2 | Ведение информационного стенда «Литературное творчество учеников» | В течение года |
3 | Организация участия обучающихся в конкурсах «Самый читающий класс» и «Читатель года» | по графику проекта |
4 | Проведение читательских конференций | 1 раз в год |
5 | Организация исследовательской деятельности обучающихся по темам: «Читательская культура наших школьников», «Наша школьная библиотека», «Перспективы развития нашей школьной библиотеки», «Культура чтения наших предков и культура чтения современного человека» и др. | Ежегодно |
7 | Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам | В течение года |
V | Совершенствование читательской культуры родительского сообщества | |
1 | Праздник «День семьи: книга в жизни нашей семьи» | Апрель 2020 |
2 | Организация участия семей обучающихся в конкурсе «Самая читающая семья» | Сентябрь 2019-Апрель 2020 |
3 | Участие в школьных праздниках, посвященных совершенствованию читательской культуры детей и взрослых | В течение года |
VI | Совершенствование читательской культуры жителей п. Натальинска | |
1 | Обеспечение доступности информационных ресурсов школьной библиотеки | В течение года |
2 | Обеспечение доступа обсуждению проблем воспитания читательской культуры общества на школьном сайте | В течение года |
3 | Приглашение к участию в мероприятиях, способствующих воспитанию культуры чтения | В течение года |
Темы библиотечных уроков
Период | Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
1 четверть | Что значит быть читателем? | Сказки: до какого возраста их не стыдно читать… | Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников) |
2 четверть | Лучший подарок – это книга | День любимой книги | Кто он, современный герой литературы и жизни? |
3 четверть | Как научиться быстро читать много интересных книг | Справочная литература: Интернет или энциклопедия? | Современна ли классика? (диспут) |
4 четверть | Презентация читательского дневника «Мой друг» | Роль книги в информационном мире | Человек читающий – лидер в современном обществе?!.. |
Темы родительских собраний
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка? | Компьютер и книга. Устарело ли чтение? | Развитие литературного вкуса |
Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать? | Что читают наши дети? | Книга или компьютер: гармонизация отношений |
Как привить любовь к чтению? | Подросток и взрослый: трудный диалог по поводу книги | Через чтение к убеждениям |
Семейная книга – это здорово! | Условие успешной учебы - начитанность | Начитанность – путь к достижению успеха |
Как создать домашнюю библиотеку | День любимой книги – семейная традиция | |
Общение с книгой – источник развития интеллекта | Формирование читательской культуры школьника | |
Грамотность – дело всей семьи | Каждому возрасту – своя литература | |
Читательский дневник: как правильно его вести | Дневник читателя: беседа о прочитанном | |
Читающий родитель – читающий ребенок | | |
Заключение
Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Чтение – вот лучшее учение».