СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Читать это модно?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Читать это модно?"»









Выполнила

Буриш Анастасия

МБОУ «СОШ№12», ученица 9 «Б» класса, г.Байкальск, Иркутская область, Слюдянский район


Руководитель: Буриш Наталья Сергеевна, педагог-библиотекарь, МБОУ «СОШ№12» г.Байкальск, Иркутская область, Слюдянский район











2023г.


Цель проекта:        сделать чтение увлекательным исследованием.

Гипотеза: если бы не было книг, то были бы невозможны ни образование , ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе все то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Задачи проекта:


1. Изучить историю библиотеки и книг;

2. Сделать чтение увлекательным, расширить знания детей о книге.


Объект исследования: книга. Читающий человек

Предмет исследования: значение книги и чтения для человечества.

Методы исследования:

  1. Чтение литературы, сбор информации.

  2. Анкетирование

  3. Создание буклета «Читайте повсюду- читайте свободно!» ( советы)


Актуальность: Данный проект позволяет расширить знания детей о книге, как о произведении искусства, источнике познавательной информации, привить интерес к чтению художественной литературы, детским и зарубежным писателям.



План исследований.

1. Введение.

Глава.1 История библиотек и книг.

1.1 История развития библиотеки.

1.2 Древние книги

Глава 2. Чтение книг - труд или отдых?

Выводы.








Введение.


Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения.

Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение - сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления?

Возникает тревожный вопрос:  Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый литературный мир?

Предложенные исследования по проблемным вопросам помогут узнать мнение окружающих, вместе подумать над тем, как убедительно доказать, что даже в век тотальной информатизации книга сохраняет свою ценность.

Удивительное это дело – книга! За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительного, чем книга. Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами и каждый может насытиться радостью, которую даёт книга. Что можем сказать сегодня мы, читатели 21 века о книге? Главный вопрос нашего обсуждения – «Читать – это модно?»



Глава 1. История библиотек и книг.


Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги:  это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.

А знаете ли вы, где появились первые библиотеки?  Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамеса Второго археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

В 19 веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашшурбанипалом. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем – Ассирия.

Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков.  Центром культуры Египта была Александрия. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.  В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда.

Основной способ собирания библиотек в Древнем мире – копирование документов. Один из великих царей древности рассылал по городам опытных писцов, которые разыскивали драгоценные книги и снимали с них копии. Копии снимались старательно и осмысленно. Таким образом, за сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов по всем известным в то время отраслям знания.

В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя  Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

В нашей стране самая крупная библиотека – Российская государственная библиотека в Москве. Она содержит около 40 миллионов изданий.

  Библиотеки бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные, городские, сельские. Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, сельскохозяйственные. Первой общедоступной библиотекой  в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.


Глава 2. Чтение книг.


Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

"Чтение-труд или отдых?"- вопрос не из легких, ведь для кого-то, например, для большей части учеников, это труд. Они считают, что это все им не надо, не хотят читать, прикладывают кучу усилий, что бы что-то прочитать. Для некоторых, чтение -это отдых. Так как, можно прийти домой после тяжелого рабочего, учебного дня, взять любимую книгу и расслабиться. Когда не чем себя занять, можно прочитать книгу. И в этом случае, чтение не будет считаться трудом, так как человек сам этого хочет, ему это нравится и не будет прикладывать усилия, что бы что - то прочитать.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений. А сколько таинств хранит в себе книга?

Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.



Анкетирование учащихся 9Б класса

Цель данного исследования: определить, как часто и вообще читают ли книги подростки, выяснить, считают ли школьники чтение полезным.


Учащимся класса была предложена анкета на вопросы которой ребята отвечали анонимно. В опросе принимали участие 20 учащихся. У нас получились следующие результаты:


4 человека из 20 свободное время проводят за чтением книги;

9 человек утверждают, что любят читать книги, 4 человека не читают, 7 человек читают только школьную программу;

на вопрос «как часто Вы читаете книги?» 6 человек ответили, что они читают несколько раз в неделю, 4 человека ответили – на выходных, 10 человек ответили – никогда;

любимые писатели у ребят такие: Сергей Есенин (2 человека), Тамара Михеева, Ф.М. Достоевский, Некрасов, Марк Твен, Эйб Рилз, Джоан Роулинг, А.С. Пушкин (5 человек), А.П. Чехов, Рей Бредбери, также были варианты «нет любимого писателя», или ответ на вопрос не был дан.

на вопрос «какую литературу Вы читаете с интересом?» мы получили следующие ответы: приключения, детективы (6 человек), фантастика (10 человек), о любви (4 человека), только школьная программа (3), книги по военному учению (1 человек), психология (1 человек), научные книги (1 человек);

на вопрос «любите ли Вы получать в подарок книги?» 11 учеников ответили положительно, а 8 – отрицательно, 1 человек не ответил;

на вопрос «дарили ли Вы сами книги в подарок?» 10 человек ответили «да», 9 человек ответили «нет»; 1 человек не ответил;

на вопрос «считаете ли Вы востребованным в наше время чтение книг?» 15 учеников ответили «да», 5 учеников ответили «нет»;

на вопрос «что может подтолкнуть Вас на прочтение определённой книги?» ответили следующим образом: 7 человек – реклама (Интернет, телевидение), 4 человека – мнение друзей, 4 человека – рекомендация учителя, 1 человек – мнение родителей, 9 человек – желание развиваться (поиск книг по определённой теме самостоятельно).

В результате данного исследования мы выяснили, что 10 человек (45% от общего числа обучающихся в классе) книг не читают, но у этих же 10 человек есть любимый писатель. Можно предположить, что ребята указывали фамилии авторов тех произведений, которые они когда-то прочитали или которые у них на слуху. Полагаем, здесь нельзя говорить о любимых или нелюбимых писателях.


Также мы выявили некоторые несоответствия в соотношении указанных авторов и жанрах: большинство любит читать детективы и фантастику (это почти 73% от общего числа обучающихся в классе), но автора, который бы работал в рамках данного жанра, мы в списке не видим. Скорее всего, это говорит о том, что или ребята не понимают специфику жанров произведений, или учащиеся класса не ориентируются в выборе произведений, или находятся в поиске любимых авторов и книг. Мы также помним о том, что чтение не является любимым занятием для большинства учащихся класса. Но мы можем предположить, что книга представляет ценность для учащихся класса, т.к. 50% от общего количества учащихся ответили, что любят получать книгу в подарок.


Вывод: для каждого человека чтение имеет разный смысл. Все зависит от человека, от того насколько он любит читать книги, также от его воображения, о самой книги, художественная это литература, или научная. Так что чтение книг - это большое удовольствие, ведь благодаря книге можно перенестись в свой мир, в мир в котором есть все, доброта, зло, месть, и романтика. Необходимо продолжать систему мероприятий для повышения интереса у школьников к чтению литературы.


Список источников:

  1. Гурович.Л.М. «Ребенок и книга», СПб,1999г.

  2. Иванова.О.А. «Учимся читать художественную литературу», М,2005г.

  3. Тимофеева.И.Н. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия по руководству детским чтением»,СПб,2000 г.

  4. Энциклопедии «Я познаю мир» - литература.,М,1999г, [5,стр.35]

  5. Энциклопедии для детей., М,1999г, [7,стр.95]

Интернет ресурсы.

  1. http://pro-zvenigorod.ru/offer/1569-v-zvenigorode-sostojalas-ocherednaja-vstrecha-chlenov-detskogo-kluba-chtenije-s-uvlechenijem

  2. http://zvgorod.info/deyatelnost-detskogo-literaturnogo-kluba-chtenie-s-uvlecheniem-pod-rukovodstvom-nadezhdy-feshhenko/



Приложение 1


Анкета для учащихся «Чтение в жизни школьников»


1. Как Вы проводите свободное время?


общаюсь с друзьями

-слушаю музыку

смотрю телевизор

играю на компьютере

занимаюсь в секциях, кружках

читаю книги

иное (укажите)_____________________________________________

2. Любите ли Вы читать книги? Какие книги читаете?


люблю читать

читаю только по школьной программе

не читаю

3. Какой Ваш любимый писатель?


4. Любите ли Вы получать в подарок книги? Да/ Нет


5. Дарили ли Вы сами книги в подарок? Да/ Нет


6. Какую литературу Вы читаете с интересом?


приключения, детективы

фантастику

о любви

по школьной программе

сказки

поэзию

иное (укажите)

7. Назовите, пожалуйста, книгу, которую Вы читали в последнее время?


8. Как часто Вы читаете книги?


ежедневно

несколько раз в неделю

по выходным

иногда

9. Считаете ли вы востребованным в наше время чтение книг?


10. Что может вас подтолкнуть на прочтение определенной книги?


реклама (Интернет, телевидение)

мнение друзей

рекомендация учителя

совет родителей

желание развиваться (поиск книг по определенной теме самостоятельно)

желание быть модным

Почему заинтересовала эта тема:

1. хотелось узнать об истории развития библиотек, книг;

2. узнать как в нашей библиотеки дети читают и посещают школьную библиотеку


Проводили совместно с Н.С. анкетирование, участвовала в акции «Подари книгу школе», «Золотая полка библиотеки» в результате которой выявили книги какие больше читают дети в школе.

Запланировано:

  1. Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию. Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».

  2. Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.

  3. Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

  4. Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

  5. Литературный брейн-ринг (между классами).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!