СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема нравственного выбора

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для подростков на тему нравственного выбора 

Просмотр содержимого документа
«Проблема нравственного выбора»

Классный час на тему: «Проблема нравственного выбора»



Цель: формировать навыки принятия осознанного ответственного решения.

Оборудование: карточки для упражнения «Весы», видеозапись «Одна сотая доля секунды» (Победитель Х Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, год выпуска 2007, Великобритания, режиссеры Сюзан Якобсон и Эрик Боден), памятки для учащихся «Пять шагов к обоснованному решению», цитаты (в презентации).

Предварительная подготовка: диагностика ценностей учащихся.



Ход занятия

В сказках, былинах часто добрый молодец оказывается на развилке дорог, перед камнем, на котором начертано, что сулит ему путь «прямо», «налево», «направо».

В жизни не всё так очевидно. Любой из нас оказывается на перепутье, где нет указателя, оберегающего от неверного шага, и мы стоим перед выбором, и кажется, что и выбора-то нет…



Начало дискуссии:

- Разделитесь на 2 группы: в первой будут те, кто уверен, что в жизни в любой ситуации всегда есть выбор, как поступить, во второй – те, кто считает, что выбора может не быть.

- Объясните свою позицию, свой выбор (сначала 2-я группа, затем 1-я), приведите примеры.



Тема: Выбор (презентация, слайд 1)



Упражнение «Весы»

На импровизированные чаши весов ведущий поочередно кладет карточки с такими понятиями: «материальные блага»-«быть отвергнутым», «быть отвергнутым»-«здоровье, жизнь», «здоровье, жизнь»-«общественное признание», «общественное признание»-«чувство вины, муки совести».

Учащиеся обсуждают, что может перевесить в той или иной ситуации.

- От чего зависит выбор человека? Что на него влияет? (ценности, цели в жизни).



Диаграмма «Ценности» (презентация, слайд 2)



- У вас хорошие жизненные ценности. Являются ли они гарантией того, что вы поступаете и всегда будете поступать правильно?

Норман Шварцкопф (американский военачальник, 1934 г.р.): «Вы всегда знаете, как правильно поступить. Но самое трудное – это поступить правильно». (слайд 3)

- Что хотел сказать автор этих слов?



Информация ведущего:

«Очень легко говорить о нравственности, но постоянно принимать нравственные решения очень трудно. Иногда поступки и решения приносят пользу одним людям за счет других. Поэтому человек, принимающий решение, должен уметь обдумывать вопросы и видеть возможные последствия того или иного выбора.

Нравственные люди обычно делают больше, чем от них требует закон. Их больше заботит то, что правильно, чем то, на что они имеют право. Любое решение, затрагивающее другого человека, имеет нравственные последствия.

Нравственная преданность означает сильное желание поступать правильно. Многие порядочные люди постоянно прибегают к компромиссу со своими ценностями только потому, что им не хватает преданности и силы духа поступать по совести, не удается использовать в поведении свои нравственные убеждения» (цитата из пособия «Главное – характер», Института Этики Джозефсона).

Александр Матросов. Родился в 1924 году. В сентябре 1942 года начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище, но уже в январе 1943 года (в возрасте 19 лет) был отправлен на Калининский фронт. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Получил звание Героя Советского Союза в 1943 году посмертно.

- Мог А.Матросов не бросаться на дзот? (никто его не заставлял, это его выбор).

Бывает в людях качество одно,

Оно дано нам или не дано,

Когда строчит в горячке пулемёт,

Один лежит, другой бежит вперёд.

И так во всем, и всюду, и всегда,

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмёт,

Один лежит, другой бежит вперёд…



Просмотр короткометражного фильма «Одна сотая доля секунды» (Победитель Х Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, год выпуска 2007, Великобритания, режиссеры Сюзан Якобсон и Эрик Боден)

- Этот фильм идет всего 5 минут. В нем есть только несколько героев. Он не показывает всю жизнь. Это фильм об одной минуте жизни. Только одной.

- Ваши впечатления? Мысли?

- Это видео... а вот реальность:

Кевин Картер (фотожурналист из ЮАР). Он стал известен после своей фотографии погибающей от голода девочки в Судане, к которой приближался стервятник.

Что случилось с девочкой после этого, выжила она или нет, не знает никто, даже сам Кевин Картер, поскольку он покинул место съёмки сразу после совершения фотографии. За эту фотографию он получил Пулитцеровскую премию, но СМИ осудили его за то, что он не помог девочке...

- Что могла (и не могла) сделать журналистка? (даже не пыталась спасти девочку; но даже если не могла спасти девочку, могла бы не снимать и не претендовать на премию!)

- Почему плакала? (муки совести)

Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель XVIII-XIX вв.): «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».(слайд 4)



«Золотое правило»

Древние источники рассказывают об одном юноше, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец, он пришел с это просьбой к знаменитому учителю законов Хилону. Тот улыбнулся и ответил «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». «Золотое правило» нравственности возникает в середине первого тысячелетия до н.э. независимо в разных культурах:

  • Древнекитайской (Конфуций)

  • Древнеиндийской (Будда)

  • Древнегреческой (Семь мудрецов)

Свое название «золотого» оно получило в западноевропейской духовной традиции.

Евангелие от Матфея 7:12 «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (слайд 5)

«Золотое правило» определяет мораль как:

  • Господство разума над эмоциями

  • Стремление к высшему благу

  • Бескорыстие, жертвенность (делая нравственный выбор, человек чаще всего чем-то жертвует: общественным признанием, материальными благами, временем, личным удобством, здоровьем и даже жизнью)

  • Любовь на деле (добродетель)

Это духовные ценности, они являются общечеловеческими, они не подвластны времени, обстоятельствам и людям.

Шарль Пьермон: «Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли, нравственный же рост – расстоянием его головы от неба». (слайд 6)



Модель принятия правильных решений

Конфуций (китайский мыслитель и философ): «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт». (слайд 7)



Памятки для учащихся «Пять шагов к обоснованному решению» (слайд 8)

  1. Проясняйте: точно определите, что должно быть решено.

  2. Оценивайте: если какой-либо из вариантов требует пожертвовать хоть одним нравственным принципом, внимательно рассмотрите факты.

  3. Примите решение: решите, что является и не является правильным, и каковы возможные последствия.

  4. Действуйте: воплощайте решение в жизнь так, чтобы уменьшить цену и риск.

  5. Контролируйте и изменяйте: нравственному человеку необходимо быть готовым к пересмотру плана или повороту в другую сторону, исходя из новой поступившей информации.





Подведение итогов

- Теперь, после всего, что вы узнали и осмыслили, если вы изменили свое мнение, можете пересесть в другую группу (в первой будут те, кто уверен, что в любой ситуации есть выбор, как поступить, во второй – те, кто считает, что выбора может не быть).

- На самом деле выбор всегда есть. Но порой он оказывается не таким, как нам хотелось бы, болезненным, неприятным, требующим каких-либо жертв.



ВЫБОР Николай Гредунов

Дорога никогда не предавала,

А тут – насмешка от проказницы-Судьбы:

Дорога влево есть… дорога вправо…

И камень с надписью: «Решаешь только ты!»

Теперь Судьба прищурилась лукаво.

А кто-то хвастал – у него «единый» путь…

Дорога влево есть… дорога вправо…

Быть может, проще мне обратно повернуть?

Казалось, сесть бы здесь, подумать здраво,

И сделать выбор до конца, допустим, дня.

Дорога влево есть… дорога вправо…

Монетку кину, пусть решает за меня?!



- И камень с надписью: «Решаешь только ты!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!