Проблемы роста качества профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса
В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Необходимо иметь в виду, что опережающее развитие – это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и, прежде всего, коренное изменение качества образования. Не случайно эпиграфом к докладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного Совета Российской Федерации стали слова «доступность–качество–эффективность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.
Качество профессионального образования определяется его социально-экономической адекватностью, то есть способностью удовлетворять вполне конкретные потребности общества и экономики в специалистах среднего звена.
Понятие качества образования с трудом поддаётся определению. И дело не только в том, что оно является многомерным. Надо также иметь в виду, что качество образования обладает сложной динамикой развития, которая обусловлена как изменениями в деятельности учебных заведений, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.
Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям. В соответствии с этим под обеспечением качества профессионального образования предлагается понимать любую политику, систему или процесс, направленные на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого профессиональным образовательным учреждением.
Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании: «Качество образования – это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству».1
Качество образования – это прежде всего совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.
В целом в обеспечении качества профессионального образования можно выделить следующие аспекты, или подсистемы:
– первое – политика в области профессионального образования, направленная на повышение его качества;
– второе – установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
– третье – объективные условия, способствующие достижению определённого качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации;
– четвёртое – инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
– пятое – механизмы и инструменты управления и самоуправления профессиональными образовательными организациями с позиций качества.
Первый аспект обеспечения качества образования – государственная политика в области профессионального образования. Она отражена в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования, в Программе развития профессионального образования. В этих документах задача повышения качества образования поставлена во всей её полноте и значимости.
Второй аспект обеспечения качества образования – критерии, нормативы, стандарты.
В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является государственный образовательный стандартпрофессионального образования. Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и является основой формирования единого образовательного пространства. Введение образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников. Образовательный стандарт как новый тип педагогического мировоззрения отражает основные целевые, ценностные, культурно-исторические параметры современного образования, устанавливает государственные гарантии прав граждан на качественное образование.
В историческом плане стандарт по своему существу представляет собой новый этап в эволюции способов проектирования и нормирования содержания образования. Если все предшествующие способы этого нормирования жёстко фиксировали состав и объём преподаваемого материала, то стандарт принципиально меняет сам объект нормирования. Прежде всего он выдвигает требования к результатам образования. Акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, стандарт оставляет образовательному учреждению, педагогу, студенту свободу в выборе способов, средств их достижения. Это тем более значимо, поскольку, как отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке, главной задачей образования на современном этапе должны стать «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов».
Введение государственных образовательных стандартов сыграло заметную роль в обеспечении качества профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и предоставленные ими образовательному учреждению академические свободы должны обеспечивать достижение современного качества подготовки специалистов среднего звена и позволять учитывать запросы развития экономики, федерального и регионального рынка труда.
Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качества образования – объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвязи, представляют собой многоаспектную подсистему и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.
Качество деятельности профессионального образовательного учреждения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:
– инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.
В условиях модернизации российского образования, введения нового образовательного стандарта имеет место существенный рост творческой активности преподавателей. Это заметно отражается на совершенствовании методической работы, качестве подготовки специалистов.
С целью развития в учебных заведениях методической работы методические советы преобразуются в научно-методические, вводятся должности заместителей директоров по научно-методической работе, методистов-специалистов по компьютерным средствам обучения, профессионально решающих вопросы компьютеризации образовательного процесса, повышения информационной культуры педагогов.
Однако далеко не во всех профессиональных образовательных учреждениях методическая работа ведётся на должном уровне. Это объясняется прежде всего недостаточным вниманием к ней, слабым обеспечением учебно-воспитательного процесса как традиционными, так и современными средствами обучения и эффективным контролем уровня образованности выпускников.
Одной из основных задач, которые стоят сегодня перед системой профессионального образования, безусловно, является ориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в постоянно меняющемся мире. Такими способностями может обладать только сформировавшаяся личность. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование недостаточным.
Самостоятельностьже, как ответственное, инициативное, независимое поведение, – это основной вектор взросления. Это означает, что направленность образовательного процесса, а следовательно, и содержание профессионального образования должны быть ориентированы прежде всего на формирование учебной самостоятельности обучающегося и студента.
Управление качеством в рамках образовательной системы в целом направлено на обеспечение единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами. Такое управление на общегосударственном уровне обеспечивается прежде всего путём оценки качества деятельности образовательных учреждений на этапе их аттестации и государственной аккредитации.
Создание и развитие современных систем управления качеством образования является важнейшей задачей каждого учреждения профессионального образования. Такие системы призваны обеспечить предоставление руководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация необходима для выбора оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но, прежде всего, – перспективного развития образовательного учреждения как автономной образовательной подсистемы, самостоятельного субъекта образовательной деятельности, и, в то же время, действующего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы роста качества профессионального образования»
Проблемы роста качества профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса
В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Необходимо иметь в виду, что опережающее развитие – это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и, прежде всего, коренное изменение качества образования. Не случайно эпиграфом к докладу «Образовательная политика России на современном этапе» на заседании Государственного Совета Российской Федерации стали слова «доступность–качество–эффективность». Повышение качества образования выступает как основное содержание его модернизации.
Качество профессионального образования определяется его социально-экономической адекватностью, то есть способностью удовлетворять вполне конкретные потребности общества и экономики в специалистах среднего звена.
Понятие качества образования с трудом поддаётся определению. И дело не только в том, что оно является многомерным. Надо также иметь в виду, что качество образования обладает сложной динамикой развития, которая обусловлена как изменениями в деятельности учебных заведений, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.
Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям. В соответствии с этим под обеспечением качества профессионального образования предлагается понимать любую политику, систему или процесс, направленные на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого профессиональным образовательным учреждением.
Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании: «Качество образования – это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству».1
Качество образования – это прежде всего совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.
В целом в обеспечении качества профессионального образования можно выделить следующие аспекты, или подсистемы:
– первое – политика в области профессионального образования, направленная на повышение его качества;
– второе – установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
– третье – объективные условия, способствующие достижению определённого качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, развитие современной материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры профессиональной образовательной организации;
– четвёртое – инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
– пятое – механизмы и инструменты управления и самоуправления профессиональными образовательными организациями с позиций качества.
Первый аспект обеспечения качества образования – государственная политика в области профессионального образования. Она отражена в Федеральной программе развития образования, в Концепции модернизации российского образования, в Программе развития профессионального образования. В этих документах задача повышения качества образования поставлена во всей её полноте и значимости.
Второй аспект обеспечения качества образования – критерии, нормативы, стандарты.
В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является государственный образовательный стандартпрофессионального образования. Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и является основой формирования единого образовательного пространства. Введение образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников. Образовательный стандарт как новый тип педагогического мировоззрения отражает основные целевые, ценностные, культурно-исторические параметры современного образования, устанавливает государственные гарантии прав граждан на качественное образование.
В историческом плане стандарт по своему существу представляет собой новый этап в эволюции способов проектирования и нормирования содержания образования. Если все предшествующие способы этого нормирования жёстко фиксировали состав и объём преподаваемого материала, то стандарт принципиально меняет сам объект нормирования. Прежде всего он выдвигает требования к результатам образования. Акцентируя результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, стандарт оставляет образовательному учреждению, педагогу, студенту свободу в выборе способов, средств их достижения. Это тем более значимо, поскольку, как отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке, главной задачей образования на современном этапе должны стать «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов».
Введение государственных образовательных стандартов сыграло заметную роль в обеспечении качества профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и предоставленные ими образовательному учреждению академические свободы должны обеспечивать достижение современного качества подготовки специалистов среднего звена и позволять учитывать запросы развития экономики, федерального и регионального рынка труда.
Третий, четвёртый и пятый аспекты обеспечения качества образования – объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвязи, представляют собой многоаспектную подсистему и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.
Качество деятельности профессионального образовательного учреждения напрямую зависит от качества каждого из аспектов этой деятельности:
– инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.
В условиях модернизации российского образования, введения нового образовательного стандарта имеет место существенный рост творческой активности преподавателей. Это заметно отражается на совершенствовании методической работы, качестве подготовки специалистов.
С целью развития в учебных заведениях методической работы методические советы преобразуются в научно-методические, вводятся должности заместителей директоров по научно-методической работе, методистов-специалистов по компьютерным средствам обучения, профессионально решающих вопросы компьютеризации образовательного процесса, повышения информационной культуры педагогов.
Однако далеко не во всех профессиональных образовательных учреждениях методическая работа ведётся на должном уровне. Это объясняется прежде всего недостаточным вниманием к ней, слабым обеспечением учебно-воспитательного процесса как традиционными, так и современными средствами обучения и эффективным контролем уровня образованности выпускников.
Одной из основных задач, которые стоят сегодня перед системой профессионального образования, безусловно, является ориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в постоянно меняющемся мире. Такими способностями может обладать только сформировавшаяся личность. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование недостаточным.
Самостоятельностьже, как ответственное, инициативное, независимое поведение, – это основной вектор взросления. Это означает, что направленность образовательного процесса, а следовательно, и содержание профессионального образования должны быть ориентированы прежде всего на формирование учебной самостоятельности обучающегося и студента.
Управление качеством в рамках образовательной системы в целом направлено на обеспечение единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении образования, соответствующего требованиям, установленным государственными образовательными стандартами. Такое управление на общегосударственном уровне обеспечивается прежде всего путём оценки качества деятельности образовательных учреждений на этапе их аттестации и государственной аккредитации.
Создание и развитие современных систем управления качеством образования является важнейшей задачей каждого учреждения профессионального образования. Такие системы призваны обеспечить предоставление руководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация необходима для выбора оптимальной схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но, прежде всего, – перспективного развития образовательного учреждения как автономной образовательной подсистемы, самостоятельного субъекта образовательной деятельности, и, в то же время, действующего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.
1Кодекс Российской Федерации об образовании (проект). – М.: ИПР СПО, 2003. – 23 с.