Проблемы развития певческих навыков в пении дошкольников
Обучение пению – это не только приобретение отдельных навыков. При вокальной деятельности развивается детский голос. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только вредно, оно и полезно. Пение связано с такими жизненного важными процессами как дыхание, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее. Правильное проводимое пение укрепляет здоровье детей. В этом свете основной заповедью педагога должно быть: «Не навреди!».
Проблему формирования детского голоса нужно рассматривать с позиции отношения к голосу как к результату сложной деятельности механизма голосообразования, особенности которой необходимо изучать в комплексе, объективными методами на бае практической работы. Часто забывают о том, что детский голосовой аппарат должен, прежде всего, правильно функционировать.
Голос ребенка, к сожалению, формируется отнюдь не оптимальном режиме, с множеством воздействий, в том числе и вредном. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, «Гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани.
Управлять процессом развития детского голоса – значит не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а наоборот максимально учитывать природу естественного протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный процесс его внутренней логикой.
Из выше сказанного вытекают противоречия. Сегодня существует проблема в формировании певческих способностей и музыкального слуха детей дошкольного возраста.
Вокально-хоровые навыки будут способствовать качественному пению если:
- музыкальный руководитель систематически ведет работу во всех формах организации музыкальной деятельности: занятии, досуг, развлечения, праздники;
- при отборе упражнений учитывается возрастная группа и конкретный вокально-хоровой навык;
- педагог использует не только традиционные методы обучения, но и специфические.
Многие взрослые не заинтересованно относятся к перспективе обучению пению, объясняя, что у ребенка отсутствует музыкальный слух. Музыкальный слух есть у всех без исключения людей, но он бывает слабый и абсолютный. Как и другие способности поддается тренировке и развитию.
У маленьких детей, чаще бывает не плохой слух, а плохая координация слуха и голоса, надо его исправлять.
Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух, певческий голос.
Здоровый голос – это показатель физический и психический тонус организма.
Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека. Человек, который занимается пением – укрепляет свое физическое и психологическое состояние.
Музыкальные руководители не только должны знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь детский голос, следить, чтобы дети пели естественным голосом, не кричали.
Не следует пить холодную воду, громко кричать – слабый голосовые связки. Чтобы петь правильно необходимо внимание. Необходимо квалифицированно, профессионально развивать детский голос.
Для этого музыкальный руководитель должен быть образован, владеть теорией и методикой вокальной работы. В настоящее время, из детских садов в школу идут дети с плохим вокально-хоровыми навыками. Причина, неверная методическая установка программы по пению для дошкольников.
Недостаток в профессиональной подготовке музыкального руководителя для детских садов и некоторые в их работе, поэтому улучшить подготовку музыкальных кадров для детских садов (в области теории и практического вокала).
Ну, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развития. Чем раньше началась соответствующая работа, тем больше можно ожидать.
По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей – фониатров «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести «вокальной моторике», то есть пению!
В.В.Каменский писал, что «голосовой аппарат» является не только исполнителем, но и в такой, же мере участником формирования музыкального слуха и памяти».
Т.Л.Беркман утверждал, что «пение вообще и хоровое – в особенности является важнейшей основой для развития музыкально-слуховых представлений, который обуславливает развитие всех музыкальных способностей».
Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают неплохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха.
Отсюда вывод: если ребенок не проявляет музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные – и в первую очередь занятия пением – более нужны и приносят пользу!