СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема убегания у детей с РАС: предупреждение и коррекция данного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нежелательное поведение – то, что представляет риск для здоровья ребенка, и то, что мешает его обучению и социализации. Убегание от взрослого – один из вариантов такого поведения.

Проблема убегания является распространенной проблемой среди детей и подростков с РАС. Понимание, почему ребенок убегает и как это предотвратить, поможет избежать несчастных случаев или снизить стресс.

Актуальность данного вопроса представлена в презентации "Проблема убегания у детей с РАС: предупреждение и коррекция данного поведения".

Материал разработан для оказания методической и консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с РАС (РДА).

Просмотр содержимого документа
«Проблема убегания у детей с РАС: предупреждение и коррекция данного поведения»

ГБОУ «Донецкая специальная школа-интернат № 29»  Проблема убегания у детей с РАС: предупреждение и коррекция данного поведения   Чернова Ольга Васильевна, учитель-дефектолог Донецк - 2022

ГБОУ «Донецкая специальная школа-интернат № 29»

Проблема убегания у детей с РАС:

предупреждение и коррекция

данного поведения

Чернова Ольга Васильевна,

учитель-дефектолог

Донецк - 2022

Нежелательное поведение – то, что представляет риск для здоровья ребенка, и то, что мешает его обучению и социализации.  Убегание от взрослого – один из вариантов такого поведения.    Проблема убегания является распространенной проблемой среди детей и подростков с РАС. По данным зарубежной статистики, риск того, что ребенок данной категории может попытаться убежать в 4 раза выше (а для детей 8-10 лет – в 8 раз), чем для нормотипичных детей аналогичного возраста.  Дети с РАС часто убегают или незаметно отходят от взрослых и безопасных для них мест, что может привести к травмирующему опыту как для ребенка, так и для взрослого.  Так, ребенок может покинуть пространство, не уведомив окружающих или не удостоверившись в том, что окружающие наблюдают за ним.  Понимание, почему ребенок убегает и как это предотвратить, поможет избежать несчастных случаев или снизить стресс.

Нежелательное поведение – то, что представляет риск для здоровья ребенка, и то, что мешает его обучению и социализации. Убегание от взрослого – один из вариантов такого поведения.

Проблема убегания является распространенной проблемой среди детей и подростков с РАС. По данным зарубежной статистики, риск того, что ребенок данной категории может попытаться убежать в 4 раза выше (а для детей 8-10 лет – в 8 раз), чем для нормотипичных детей аналогичного возраста.

Дети с РАС часто убегают или незаметно отходят от взрослых и безопасных для них мест, что может привести к травмирующему опыту как для ребенка, так и для взрослого.

Так, ребенок может покинуть пространство, не уведомив окружающих или не удостоверившись в том, что окружающие наблюдают за ним.

Понимание, почему ребенок убегает и как это предотвратить, поможет избежать несчастных случаев или снизить стресс.

Проблема убегания: ребенок самостоятельно покидает квартиру или дом риск выбежать на проезжую часть ребенок может покинуть безопасное место: детскую площадку, учебное учреждение и т.п.

Проблема убегания:

ребенок самостоятельно покидает квартиру или дом

риск выбежать на проезжую часть

ребенок может покинуть безопасное место: детскую площадку, учебное учреждение и т.п.

Дополнительные проблемы убегания  (для самого ребенка): ребенок с РАС не может обратиться за помощью ребенок с РАС не сможет дать информацию о себе и родных (имя, адрес, место работы родителей) ребенок с РАС подвергает себя опасности

Дополнительные проблемы убегания (для самого ребенка):

ребенок с РАС не может обратиться за помощью

ребенок с РАС не сможет дать информацию о себе и родных (имя, адрес, место работы родителей)

ребенок с РАС подвергает себя опасности

Дополнительные проблемы убегания  (снижение качества жизни семьи): жизнь в постоянном стрессе ограничение передвижений или возможностей для досуга, развлечений бессонница у родителей

Дополнительные проблемы убегания (снижение качества жизни семьи):

жизнь в постоянном стрессе

ограничение передвижений или возможностей для досуга, развлечений

бессонница у родителей

Проблема убегания: требует обязательной коррекции коррекция данного поведения не включает занятия по развитию речи мнение о том, что ребенок поймет, что убегать нельзя, и перестанет это делать – иллюзия NB! При этом, словесные пояснения о том, что убегать нельзя, при работе с детьми с РАС в большинстве случаев не срабатывают

Проблема убегания:

требует обязательной коррекции

коррекция данного поведения не включает занятия по развитию речи

мнение о том, что ребенок поймет, что убегать нельзя, и перестанет это делать – иллюзия

NB! При этом, словесные пояснения о том, что убегать нельзя, при работе с детьми с РАС в большинстве случаев не срабатывают

У воспитывающих взрослых не должно быть ложного чувства безопасности  «Главная цель родителей, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка – принять как данность, что повышенную опасность таят в себе все возможные обстоятельства: когда вы гуляете с малышом на улице; когда он находится в пределах вашего дома или под присмотром других людей» (Ассоциация Комплексной Коррекционной Помощи)

У воспитывающих взрослых не должно быть ложного чувства безопасности

«Главная цель родителей, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка – принять как данность, что повышенную опасность таят в себе все возможные обстоятельства: когда вы гуляете с малышом на улице; когда он находится в пределах вашего дома или под присмотром других людей»

(Ассоциация Комплексной

Коррекционной Помощи)

Как предотвратить поведение убегания (меры безопасности до полной  коррекции поведения):  1. Установите на двери и окна замки, которые ваш ребенок не сможет открыть.  2. Установите сигнализацию, чтобы быть в курсе, если ваш ребенок открыл окно или дверь.   2. Приобретите устройство, позволяющее отследить местоположение ребенка (GPS-навигатор).  3. Постоянно и /или периодически наблюдайте за вашим ребенком.    4. Регулярно хвалите и /или поощряйте вашего ребенка, когда он не убегает.

Как предотвратить поведение убегания (меры безопасности до полной коррекции поведения):

1. Установите на двери и окна замки, которые ваш ребенок не сможет открыть.

2. Установите сигнализацию, чтобы быть в курсе, если ваш ребенок открыл окно или дверь. 

2. Приобретите устройство, позволяющее отследить местоположение ребенка (GPS-навигатор).

3. Постоянно и /или периодически наблюдайте за вашим ребенком.  

4. Регулярно хвалите и /или поощряйте вашего ребенка, когда он не убегает.

Формирование важных навыков у ребенка  (учебные цели):   - отвечать на вопросы о себе или родителях - реагировать на имя - держать за руку воспитывающего взрослого - просить разрешение выходить куда-либо - уметь ждать - использовать мобильный телефон - правильно переходить проезжую часть - искать помощь, когда потерялся - носить браслет или смарт-часы; бейдж с контактной информацией о себе NB! Все это требует длительного обучения, тренировки

Формирование важных навыков у ребенка (учебные цели):

- отвечать на вопросы о себе или родителях

- реагировать на имя

- держать за руку воспитывающего взрослого

- просить разрешение выходить куда-либо

- уметь ждать

- использовать мобильный телефон

- правильно переходить проезжую часть

- искать помощь, когда потерялся

- носить браслет или смарт-часы; бейдж с контактной информацией о себе

NB! Все это требует длительного обучения, тренировки

Формирование дополнительных  навыков у ребенка: - определить границы местности, за пределы которых выходить нельзя - определить пошаговые «правила» игры на детской площадке (например, посредством визуального расписания) - обучить соблюдению правил поведения на воде, хорошо плавать (если ребенка притягивает вода) - обучить взаимодействовать с животными (в т.ч. бездомными) NB! Многие дети с РАС не чувствуют опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.

Формирование дополнительных навыков у ребенка:

- определить границы местности, за пределы которых выходить нельзя

- определить пошаговые «правила» игры на детской площадке (например, посредством визуального расписания)

- обучить соблюдению правил поведения на воде, хорошо плавать (если ребенка притягивает вода)

- обучить взаимодействовать с животными (в т.ч. бездомными)

NB! Многие дети с РАС не чувствуют опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.

Поведение, которое ребенок демонстрирует неоднократно, всегда преследует  определенную цель Типичные функции (причины, цели) поведения убегания включают:  - доступ к желаемому предмету или действию (ребенок захотел поехать к бабушке, пойти в парк, на детскую площадку, съесть мороженое, купить игрушку и т.д.) - избегание чего-либо или кого-либо (шумного праздника, требований) – поиск тихих и уединенных мест или желание спрятаться там, где больше всего нравилось бывать раньше - привлечение чужого внимания (особенно неговорящие дети) - удовлетворение сенсорной потребности, самостимуляция NB! У поведения убегания может быть как одна из этих причин, так и сочетание нескольких

Поведение, которое ребенок демонстрирует неоднократно, всегда преследует определенную цель

Типичные функции (причины, цели) поведения убегания включают:

- доступ к желаемому предмету или действию (ребенок захотел поехать к бабушке, пойти в парк, на детскую площадку, съесть мороженое, купить игрушку и т.д.)

- избегание чего-либо или кого-либо (шумного праздника, требований) – поиск тихих и уединенных мест или желание спрятаться там, где больше всего нравилось бывать раньше

- привлечение чужого внимания (особенно неговорящие дети)

- удовлетворение сенсорной потребности, самостимуляция

NB! У поведения убегания может быть как одна из этих причин, так и сочетание нескольких

Как изменить проблематичное поведение? определение причины поведения убегания предотвращение (работа с предшествующими факторами) обучение и усиление альтернативного, желательного поведения изменение последствий после нежелательного поведения

Как изменить проблематичное поведение?

определение причины поведения убегания

предотвращение (работа с предшествующими факторами)

обучение и усиление альтернативного, желательного поведения

изменение последствий после нежелательного поведения

Этапы коррекционной работы дома: Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание. Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность. Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.

Этапы коррекционной работы дома:

Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.

Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность. Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.

Этапы коррекционной работы дома: Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению (например, ходить за руку или быть в поле зрения) и усиливайте его на постоянной основе.  Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. NB! Стоит учесть, что это не касается опасного или самоагрессивного поведения. Здесь речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.

Этапы коррекционной работы дома:

Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению (например, ходить за руку или быть в поле зрения) и усиливайте его на постоянной основе.

Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления.

NB! Стоит учесть, что это не касается опасного или самоагрессивного поведения. Здесь речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.

Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь: не смотреть на ребенка, не показывать эмоций на лице, не спорить и не разговаривать с ним, не демонстрировать свой гнев, заняться какой-нибудь деятельностью или просто уйти от ребенка в другую комнату.  NB! Немедленно предоставьте ребенку немного внимания после того, как негативное поведение прекратилось.

Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь:

  • не смотреть на ребенка,
  • не показывать эмоций на лице,
  • не спорить и не разговаривать с ним,
  • не демонстрировать свой гнев,
  • заняться какой-нибудь деятельностью или просто уйти от ребенка в другую комнату.

NB! Немедленно предоставьте ребенку немного внимания после того, как негативное поведение прекратилось.

Как снизить опасность, когда ваш ребенок  все же убежал: 1. Будьте готовы к убеганию, чтобы быстро и уверенно среагировать. 2. Заранее предупредите соседей о том, что ребенок может убежать, что ребенок не понимает речь и/или не говорит, что реагирует только на простые инструкции. 3. Держите наготове материалы, которые содержат фото, имя вашего ребенка, описание его коммуникативных способностей, контактную информацию о воспитывающих взрослых и местах, куда обычно убегал ваш ребенок в прошлом, а так же техники успокоения. 4. Заранее обдумайте действия семьи в ситуации, когда ребенок убежит или потеряется на улице. 5. Не бойтесь привлекать людей, готовых помочь в поисках ребенка.

Как снизить опасность, когда ваш ребенок все же убежал:

1. Будьте готовы к убеганию, чтобы быстро и уверенно среагировать.

2. Заранее предупредите соседей о том, что ребенок может убежать, что ребенок не понимает речь и/или не говорит, что реагирует только на простые инструкции.

3. Держите наготове материалы, которые содержат фото, имя вашего ребенка, описание его коммуникативных способностей, контактную информацию о воспитывающих взрослых и местах, куда обычно убегал ваш ребенок в прошлом, а так же техники успокоения.

4. Заранее обдумайте действия семьи в ситуации, когда ребенок убежит или потеряется на улице.

5. Не бойтесь привлекать людей, готовых помочь в поисках ребенка.

ВЫВОДЫ  : 1. Убегание – опасное поведение. 2. Над коррекцией поведения убегания нужно обязательно работать. 3. Очень важно определить причину убегания. 4. Для преодоления проблемы очень важно научить ребенка необходимым навыкам: просить, ждать, вырабатывать толерантность к неуспеху, толерантность к отказу, обращаться за помощью, ориентироваться в пространстве, искать родителей и т.д.  

ВЫВОДЫ :

1. Убегание – опасное поведение.

2. Над коррекцией поведения убегания нужно обязательно работать.

3. Очень важно определить причину убегания.

4. Для преодоления проблемы очень важно научить ребенка необходимым навыкам: просить, ждать, вырабатывать толерантность к неуспеху, толерантность к отказу, обращаться за помощью, ориентироваться в пространстве, искать родителей и т.д.  

Коррекция поведения - трудоемкий и относительно долгий процесс Если ваш ребенок убегает регулярно, обратитесь за помощью к специалисту по анализу поведения с опытом работы с убеганием, чтобы разработать комплексную программу помощи. Чтобы все-таки получилось скорректировать поведенческие проблемы ребенка необходимо настроиться на долгосрочный процесс, в котором нужно будет меняться самим.  

Коррекция поведения - трудоемкий и относительно долгий процесс

  • Если ваш ребенок убегает регулярно, обратитесь за помощью к специалисту по анализу поведения с опытом работы с убеганием, чтобы разработать комплексную программу помощи.
  • Чтобы все-таки получилось скорректировать поведенческие проблемы ребенка необходимо настроиться на долгосрочный процесс, в котором нужно будет меняться самим.  
Используемые источники: 1. Интернет-ресурс: Ава-Центр ШАГ ВПЕРЕД https ://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism / 2. Интернет-ресурс: блог Юлии Эрц https://autism-aba.blogspot.com/ 3. Интернет-ресурс: Фонд «Обнаженные сердца» https://nakedheart.online /  4. Интернет-ресурс: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» https://outfund.ru/chto-mozhno-sdelat-s-problemnym-povedeniem-v-usloviyax-shkoly/ 5. Леонова И.В. НАВСТРЕЧУ МИРУ. Руководство для родителей, воспитывающих подростков с РАС и другими ментальными нарушениями / И.В. Леонова, И.В.Карпенкова, М.С.Кляузер, М.В.Михайлина, А.А.Михайлова, Я.Л.Падерина, А.К.Штейман // Содружество специалистов и родителей МИР ОБЩЕНИЯ, 2020. – 47 с.

Используемые источники:

1. Интернет-ресурс: Ава-Центр ШАГ ВПЕРЕД https ://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism /

2. Интернет-ресурс: блог Юлии Эрц https://autism-aba.blogspot.com/

3. Интернет-ресурс: Фонд «Обнаженные сердца» https://nakedheart.online /

4. Интернет-ресурс: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» https://outfund.ru/chto-mozhno-sdelat-s-problemnym-povedeniem-v-usloviyax-shkoly/

5. Леонова И.В. НАВСТРЕЧУ МИРУ. Руководство для родителей, воспитывающих подростков с РАС и другими ментальными нарушениями / И.В. Леонова, И.В.Карпенкова, М.С.Кляузер, М.В.Михайлина, А.А.Михайлова, Я.Л.Падерина, А.К.Штейман // Содружество специалистов и родителей МИР ОБЩЕНИЯ, 2020. – 47 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!