ГБОУ «Донецкая специальная школа-интернат № 29»
Проблема убегания у детей с РАС:
предупреждение и коррекция
данного поведения
Чернова Ольга Васильевна,
учитель-дефектолог
Донецк - 2022
Нежелательное поведение – то, что представляет риск для здоровья ребенка, и то, что мешает его обучению и социализации. Убегание от взрослого – один из вариантов такого поведения.
Проблема убегания является распространенной проблемой среди детей и подростков с РАС. По данным зарубежной статистики, риск того, что ребенок данной категории может попытаться убежать в 4 раза выше (а для детей 8-10 лет – в 8 раз), чем для нормотипичных детей аналогичного возраста.
Дети с РАС часто убегают или незаметно отходят от взрослых и безопасных для них мест, что может привести к травмирующему опыту как для ребенка, так и для взрослого.
Так, ребенок может покинуть пространство, не уведомив окружающих или не удостоверившись в том, что окружающие наблюдают за ним.
Понимание, почему ребенок убегает и как это предотвратить, поможет избежать несчастных случаев или снизить стресс.
Проблема убегания:
ребенок самостоятельно покидает квартиру или дом
риск выбежать на проезжую часть
ребенок может покинуть безопасное место: детскую площадку, учебное учреждение и т.п.
Дополнительные проблемы убегания (для самого ребенка):
ребенок с РАС не может обратиться за помощью
ребенок с РАС не сможет дать информацию о себе и родных (имя, адрес, место работы родителей)
ребенок с РАС подвергает себя опасности
Дополнительные проблемы убегания (снижение качества жизни семьи):
жизнь в постоянном стрессе
ограничение передвижений или возможностей для досуга, развлечений
бессонница у родителей
Проблема убегания:
требует обязательной коррекции
коррекция данного поведения не включает занятия по развитию речи
мнение о том, что ребенок поймет, что убегать нельзя, и перестанет это делать – иллюзия
NB! При этом, словесные пояснения о том, что убегать нельзя, при работе с детьми с РАС в большинстве случаев не срабатывают
У воспитывающих взрослых не должно быть ложного чувства безопасности
«Главная цель родителей, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка – принять как данность, что повышенную опасность таят в себе все возможные обстоятельства: когда вы гуляете с малышом на улице; когда он находится в пределах вашего дома или под присмотром других людей»
(Ассоциация Комплексной
Коррекционной Помощи)
Как предотвратить поведение убегания (меры безопасности до полной коррекции поведения):
1. Установите на двери и окна замки, которые ваш ребенок не сможет открыть.
2. Установите сигнализацию, чтобы быть в курсе, если ваш ребенок открыл окно или дверь.
2. Приобретите устройство, позволяющее отследить местоположение ребенка (GPS-навигатор).
3. Постоянно и /или периодически наблюдайте за вашим ребенком.
4. Регулярно хвалите и /или поощряйте вашего ребенка, когда он не убегает.
Формирование важных навыков у ребенка (учебные цели):
- отвечать на вопросы о себе или родителях
- реагировать на имя
- держать за руку воспитывающего взрослого
- просить разрешение выходить куда-либо
- уметь ждать
- использовать мобильный телефон
- правильно переходить проезжую часть
- искать помощь, когда потерялся
- носить браслет или смарт-часы; бейдж с контактной информацией о себе
NB! Все это требует длительного обучения, тренировки
Формирование дополнительных навыков у ребенка:
- определить границы местности, за пределы которых выходить нельзя
- определить пошаговые «правила» игры на детской площадке (например, посредством визуального расписания)
- обучить соблюдению правил поведения на воде, хорошо плавать (если ребенка притягивает вода)
- обучить взаимодействовать с животными (в т.ч. бездомными)
NB! Многие дети с РАС не чувствуют опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.
Поведение, которое ребенок демонстрирует неоднократно, всегда преследует определенную цель
Типичные функции (причины, цели) поведения убегания включают:
- доступ к желаемому предмету или действию (ребенок захотел поехать к бабушке, пойти в парк, на детскую площадку, съесть мороженое, купить игрушку и т.д.)
- избегание чего-либо или кого-либо (шумного праздника, требований) – поиск тихих и уединенных мест или желание спрятаться там, где больше всего нравилось бывать раньше
- привлечение чужого внимания (особенно неговорящие дети)
- удовлетворение сенсорной потребности, самостимуляция
NB! У поведения убегания может быть как одна из этих причин, так и сочетание нескольких
Как изменить проблематичное поведение?
определение причины поведения убегания
предотвращение (работа с предшествующими факторами)
обучение и усиление альтернативного, желательного поведения
изменение последствий после нежелательного поведения
Этапы коррекционной работы дома:
Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.
Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность. Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок.
Этапы коррекционной работы дома:
Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению (например, ходить за руку или быть в поле зрения) и усиливайте его на постоянной основе.
Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления.
NB! Стоит учесть, что это не касается опасного или самоагрессивного поведения. Здесь речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.
Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь:
- не смотреть на ребенка,
- не показывать эмоций на лице,
- не спорить и не разговаривать с ним,
- не демонстрировать свой гнев,
- заняться какой-нибудь деятельностью или просто уйти от ребенка в другую комнату.
NB! Немедленно предоставьте ребенку немного внимания после того, как негативное поведение прекратилось.
Как снизить опасность, когда ваш ребенок все же убежал:
1. Будьте готовы к убеганию, чтобы быстро и уверенно среагировать.
2. Заранее предупредите соседей о том, что ребенок может убежать, что ребенок не понимает речь и/или не говорит, что реагирует только на простые инструкции.
3. Держите наготове материалы, которые содержат фото, имя вашего ребенка, описание его коммуникативных способностей, контактную информацию о воспитывающих взрослых и местах, куда обычно убегал ваш ребенок в прошлом, а так же техники успокоения.
4. Заранее обдумайте действия семьи в ситуации, когда ребенок убежит или потеряется на улице.
5. Не бойтесь привлекать людей, готовых помочь в поисках ребенка.
ВЫВОДЫ :
1. Убегание – опасное поведение.
2. Над коррекцией поведения убегания нужно обязательно работать.
3. Очень важно определить причину убегания.
4. Для преодоления проблемы очень важно научить ребенка необходимым навыкам: просить, ждать, вырабатывать толерантность к неуспеху, толерантность к отказу, обращаться за помощью, ориентироваться в пространстве, искать родителей и т.д.
Коррекция поведения - трудоемкий и относительно долгий процесс
- Если ваш ребенок убегает регулярно, обратитесь за помощью к специалисту по анализу поведения с опытом работы с убеганием, чтобы разработать комплексную программу помощи.
- Чтобы все-таки получилось скорректировать поведенческие проблемы ребенка необходимо настроиться на долгосрочный процесс, в котором нужно будет меняться самим.
Используемые источники:
1. Интернет-ресурс: Ава-Центр ШАГ ВПЕРЕД https ://proabakids.ru/challenging-behaviors-autism /
2. Интернет-ресурс: блог Юлии Эрц https://autism-aba.blogspot.com/
3. Интернет-ресурс: Фонд «Обнаженные сердца» https://nakedheart.online /
4. Интернет-ресурс: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» https://outfund.ru/chto-mozhno-sdelat-s-problemnym-povedeniem-v-usloviyax-shkoly/
5. Леонова И.В. НАВСТРЕЧУ МИРУ. Руководство для родителей, воспитывающих подростков с РАС и другими ментальными нарушениями / И.В. Леонова, И.В.Карпенкова, М.С.Кляузер, М.В.Михайлина, А.А.Михайлова, Я.Л.Падерина, А.К.Штейман // Содружество специалистов и родителей МИР ОБЩЕНИЯ, 2020. – 47 с.