СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема композиционных средств в картине Виктора Борисова-Мусатова «Водоём», 1902 год

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ композиционных средств в картине В. Борисова-Мусатова.

Просмотр содержимого документа
«Проблема композиционных средств в картине Виктора Борисова-Мусатова «Водоём», 1902 год»

Проблема композиционных средств в картине

Виктор Борисов-Мусатов «Водоём», 1902 год

Плавные тягучие линии отражений, переднего плана (камни, ветви растений) повторяются в фигурах девушек, в их причёсках, одеждах, нет ни одной резкой, «колючей» линии. Мягкое отражение деревьев и неба в пруду чуть подернутое легкой рябью; изящные силуэты девушек, их расслабленные позы – все это создает атмосферу покоя, молчаливого созерцания красоты природы.

Линия горизонта находится за пределами формата. Отражение неба и деревьев в пруду становиться фоном для персонажей этой картины. Отражение в пруду подернуто легкой рябью, и это создает некую зыбкость момента – подует ветер и отражение изменится. Спокойные сближенные цвета в свою очередь усиливают состояние покоя и умиротворения. Все может измениться, мгновенье пройдет, но в чем-то оно вечно.

Символично, что художник не показывает нам реальные объекты, а лишь их отражение.

Плавные линии перетекают одна в другую. Если продолжить линию контура синего платья она перетекает в линию одежды девушки в светлом, и спустившись с ее причёски по дуге касается головы девушки в синем. И так каждая линия что-то продолжает, делая все элементы картины зависимыми друг от друга. Композиционная схема объединяет все элементы картины, позволяет художнику рисовать все фигуры к границам формата.

Все элементы картины объединены в овал, который задан округлыми плавными линиями всего рисунка, и овальной линией берега пруда. Благодаря этому, композиционная схема, помимо объединения всего изображенного в формате в единое целое, создает ощущение движения, вращения. Овал символизирует динамику, хоть и не так явно, как круг. Это движение, но немного замедленное, как во сне.

Равновесие масс нарушено, так как справа от вертикальной оси находиться больше фигур по своей массе, девушка в синем, которая занимает чуть ли не четверть картины и еще часть платья девушки в светлом. А слева от оси лишь одна фигура девушки в светлом, и то не целиком, так как часть её одежды уже справа от оси.

Композиционная динамика организуется чередованием светлых и темных пятен. Светлая накидка у девушки в синем, большое светлое пятно светлого платья, светлое отражение неба, которое напоминает ангела по своему очертанию и пятнышки светлого неба среди отражения деревьев.

Благодаря использованию этих средств художник создает мнимость движения в композиции.

Масштаб изображения фигур средний. Они полностью помещены в формат, не фрагментарно, и не слишком мелкие. В тоже время мы видим достаточно пейзажа. Этим художник объединяет природу и персонажей в единое целое.

В композиции картины отсутствуют яркие контрасты. Благодаря этому художник добивается лиричности своей картины, подчеркивает связь человека с природой.

В картине две точки зрения. Одна точка зрения сверху на водоем, мы видим отражение неба и деревьев в пруду, которое становиться фоном для персонажей картины. И точка зрения рядом стоящего человека на фигуры девушек, создается впечатление соучастия.

Свет рассеянный, все освещено почти равномерно, персонажи находятся в тени деревьев. Этим художник подчеркивает единение человека с природой, все равнозначно и люди, и природа.

Диагональ подъема проходит через камень в левом нижнем углу картины, потом через платье девушки в светлом, далее эта диагональ касается головы девушки в синем. На диагонали падения находится локоть девушки в синем, кисть её правой руки, платье девушки в светлом, отражённое облако в верхнем левом углу картины. Слева от вертикальной оси находится отраженные в пруду облачное небо, которое напоминает очертания ангела, и деревья и большая часть девушки в светлом, вертикальная ось проходит через правое плечо девушки в светлом и через край синий юбки. Справа от оси находится девушка в синем и кусочек отражения природы в пруду.

Благодаря этой зависимости художнику удалось «узаконить» изображения в границах этого формата. Центром композиции является девушка в белом, вырастающая буквально из водоёма. Девушки не смотрят друг на друга, но всё же они связаны, практически зеркально отображают друг друга. Девушка в белом на земле не стоит, она буквально вырастает из водоёма. Её отражение вырастает из синей юбки как из воды. Сходство им придают волосы, убранные в причёски и белые кофты-накидки.

В лице этих девушек художник сталкивает два мира – материальный и зыбкий нематериальный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!