СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема формирования гражданских качеств младших школьников при ознакомлении с родным краем

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема формирования гражданских качеств младших школьников при ознакомлении с родным краем»

Проблема формирования гражданских качеств младших школьников при ознакомлении с родным краем

Гражданские качества младшего школьника формируются в процессе патриотического воспитания. Данные понятия имеют тесную связь между собой. Гражданственность показывает правовую связь человека и государства. Патриотическое воспитание в свою очередь отражает любовь к своей стране, к родному краю. Забота и интерес к своему государству способно побудить в личности чувство ответственности за свою Родину. Только тогда человек чувствует доверие как к государствую, так и к гражданам. Через любовь и уважение воспитывается чувство собственно годостоинства. Именно поэтому важно остановиться на содержательном аспекте патриотического воспитания более подробно.

На современном этапе развития образовательная среда требует совершенствования многих методов обучения, которые касаются как урочной, так и внеурочной деятельности. Федеральный Государственный образовательный стандарт требует от педагога решения ряда воспитательных задач, одними из которых являются воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, городу, гражданственности. Последнее является актуальным вопросом, который стоит перед учителями на всех этапах обучения. Однако стоит уделить отдельное внимание начальной школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования существенное значение придаётся условиям организации образовательного процесса.

Патриотическое воспитание в процессе развития социума занимает особое место. Это объясняется тем, что оно играет большую роль у подрастающего поколения не только в духовной сфере, но и во всех других сферах. В дальнейшем влияет на формирование человека как личности.

Направленность патриотического воспитания зависит напрямую от развития и становления общества, той среды, в которой находится индивид. Рассматривая младшего школьника, это не только школа, но и семья.

На сегодняшний день наблюдаются регулярные изменения в общественной жизни. И патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений, которое необходимо взять во внимание педагогам в образовательном учреждении. Появляется потребность вернуться к лучшим традициям нашего народа, к историческому прошлому, истокам, к таким понятиям, как род, родство и Родина.

Не каждый человек, а особенно ребенок может назвать себя патриотом. Быть им — это значит ощущать в себе ту частичку Отечества, свою важную роль. И это чувство может появиться еще в дошкольном возрасте. Именно тогда начинают закладываться ценности и любовь к окружающему миру. Младший же школьный возраст является возрастом, когда начинают закладываться нравственные чувства. На начальном звене обучения ребенок уже начинает осознавать и понимать многие понятия, значимые качества человека. Психологи отмечают, что до начала подросткового периода, необходимо показать детям, что значит «быть человеком» и испытывать гордость за свою страну. В дальнейшем им будет легче социализироваться и вставать на этап взросления.

В концепции образовательной деятельности младшего звена обучения патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, уделяется особое внимание. Однако, достаточно тяжело включить данный пункт в школьную программу. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Поэтому перед педагогом

стоит проблема, каким образом организовать учебную деятельность, чтобы решить данные задачи относительно подрастающего поколения.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо осознавать, что у младших школьников ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Однако, многие качества нравственного воспитания уходят корнями в детство.

Серафимовичем О.К. был составлен портрет младшего школьника-гражданина. В него он включает качества, которые лежат в основе формирования гражданственности.

Проблема патриотизма и формирования его у младших школьников занимается первостепенные позиции педагогической мысли нашей страны. Рассматривая историческое развитие, можно отметить, что в данное понятие вкладывали различного рода аспекты. Данное явление аргументируется постепенной сменой эпохи зависит от экономики и социального уклада. Многие ученые уделяли в своих научных трудах патриотическому воспитанию и его историческому развитию. Это Н.А. Добролюбов, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин.

Так, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой затронули основы гражданственности и патриотизма, которые обосновываются принципом народности.

На современном этапе развития так же немало работ,в которых освещается данная тема. Так можно выделить следующих авторов: Б.Г.Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, М.И. Махмутов, А.В. Мудрик, В.Г.Нечаева.

Каждый человек, а особенно ребенок желает испытывать чувство защищенности. Так, любовь к Родине как к своему родному дому может способствовать его развитию. Общество чувствует себя там, где его любят, ценят. Учителю важно донести это до младшего поколения. Воспитать чувство привязанности то 1 самой «тонкой, но прочной нитью». Необходимо начинать со своей семьи, со своего родного дома. Постепенно, дети поймут свою привязанность к тому месту, где они родились, к своему родному краю.

На сегодняшний день возникает проблема, что дети не знают практически ничего о своем родном городе или поселке, у многих из них нет заинтересованности изучать данный вопрос. И это является педагогической проблемой современности. Важно дать им базовые знания, заложить основы для дальнейшего изучения, дать «толчок» к воспитанию в себе гражданственных качеств.

Стоит отметить, что мы интуитивно на родном материале учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу. Это означает, что мы воспитываем личность, воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своего класса, коллектива. Также в школе дети учатся ценить красоту окружающего мира.

Выше сказанное позволяет нам говорить о том, что основной базой для формирования любви к родному краю является достаточно глубокая и плодотворная работа по нравственному воспитанию младших школьников. Данная проблема будет актуальной всегда, особенно в сфере образования.

В стране постоянно происходят изменения, которые затрагивают все сферы жизни общества. К сожалению, у подрастающего поколения недостаточно сформированы такие понятия как «патриот», «честь» «родной край», «гражданственность» и т.д. Это объясняется многими причинами. На формирование данных качеств оказывают влияние различные факторы. Но в первую очередь необходимо заложить фундамент на этапе обучения. На сегодняшний день данная проблема носит актуальный характер. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

  • Снижение образовательной деятельности, касающейся духовно-нравственного, патриотического и гражданственного воспитания школьников различных ступеней обучения;

  • Прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей в следствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Этот фактор привел к снижению воспитательной функции семейного института. Не все родители считают, что от них в первую очередь зависит нравственное развитие своих детей. Лишь некоторые стараются привить детям любовь к своей стране, месту, где он родился, обогащают его культурный мир.

  • Повышениие уровня безнадзорности и беспризорности детей различного возраста, увеличение числа подростков, которые не считают необходимым ходить в школу или работать. Все это порождает нарушение социального уклада. Отмечается рост преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Помимо этого, появляются психологические отклонения, возрастает число детей с девиантным поведением;

  • введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Сегодня, в свободном доступе можно встретить различные публикации, которые не рассчитаны на маленьких читателей. Телевидение, СМИ, интернет-все это находится в легкой доступности для подрастающего поколения. Среди многих публичных личностей дети ищут идеалы, они стремятся быть похожими на своих кумиров, используют фразы и слова, которые встречаются в интернет-ресурсах, но не несут ценности. К сожалению, наиболее значимые идеи и взгляды (история страны, события, подвиги) не интересуют детей в первую очередь в связи с тем, что они не осознают данного рода информацию.

  • Осуществляется изменение оценки и роли религиозных взглядов.

  • Уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений.

Можно заметить, что на территории любого города преобладают кафе, кинотеатры, аттракционы и т.д. К сожалению, театров можно обнаружить не так много. Отмечается, что многие дети ни разу не были в музее, что снижает культурное образование.

  • Идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.

Таким образом, вышесказанное позволяет констатировать тот факт, что гражданское воспитание играет значительную роль в жизни каждого человека. На сегодняшний день отмечается сниженный уровень проявления данного качества среди обучающихся. Воспитывать гражданственность необходимо, начиная с начальных этапов обучения и даже с дошкольного возраста.Только так можно достичь быстрых результатов и эффективности. В младшем возрасте ребенок легче воспринимает базовые знания, необходимые ему в дальнейшем будущем. Также на современном этапе развития образования отсутствует аксиологическая составляющая воспитательной деятельности. Внедрение современных технологий позволяет говорить о необходимости совершенствования имеющихся методов работы и разработки новых приемов. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей, их потребности и особенности характера. Все это обуславливает возможность развить у учащихся следующих качеств: гражданского долга, гражданской ответственности, гражданской совести, гражданского сознания, потребности в гражданских действиях и поступках, уважения к законам государства, чувства патриотизма и и нтернационализма, чувства личной свободы, гражданского достоинства, гражданской активности, единства гражданского сознания и поведения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!