СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Признаки классов цветковых растений”.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Признаки классов цветковых растений”.»

Конспект урока по курсу «Биология», 6 класс


Автор УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. – М.:Дрофа,2014.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: “Признаки классов цветковых растений”.

Учитель: МихинаВера Владимировна.


Тема: “Признаки классов цветковых растений”.

Тип урока: ОНЗ


Цели:

- расширить понятийную базу по теме классификация цветковых растений: систематическую категорию – класс; признаки класса двудольные и класса однодольные;

- формирование способностей применения знаний при работе с атуральными и гербарными образцами.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- картинки с изображением

- комнатные растения

Раздаточный материал:

- гербарные экземпляры (по 3 штуки)

- инструктивные карточки на каждого ученика

- карточки-подсказки на пару

- карточки с заданием для самостоятельной работы

Ход урока

I. Мотивация.

Цель:

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности 2) устанавливаются тематические рамки («могу»).

3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация этапа.

- Здравствуйте!

Я рада нашей очередной встрече, т.к. она дает нам возможность продолжить познавательную и в то же время трудную работу. Сегодня нас ждет очередная интересная тема, но об этом чуть позже, а сейчас нам необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое, т.е. вспомнить и повторить то, что было изучено на прошлом уроке.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.

- Какая это была тема?

-Так что же мы должны знать? (Что такое систематика, принципы систематики, систематические категории.)

- Хорошо! Вот мы и определили совместно круг вопросов, которые необходимо рассмотреть. Приступим.

- Что такое систематика? (Наука о многообразии организмов.)

- Какой главный принцип лежит в основе систематики? (Объединение в группы на основе родства.)

- Какое значение систематики? (Упорядочивает все знания о многообразии организмов.)

- Какие систематические категории выделяют биологи? (Царство, Отдел, Класс. Порядок, Семейство, Род, Вид.)

- Хорошо! Я задала все интересующие меня вопросы и получила ответы. А у Вас есть вопросы ко мне или одноклассникам по данной теме?

(если есть задают и спрашивают)

-И так, мы с вами сейчас повторим материал, который необходимо знать всем обязательно.

(Перед учениками листок).

Учитель просит на нем написать, как каждый считает, уровень усвоения данной темы. Для этого предлагается следующая шкала:

- очень хорошо

- хорошо

- не очень хорошо

или своя оценка.

Объективность самооценки проверим выполняя небольшую самостоятельную работу.

Инструкция к работе:

В работе две части.

Обязательная - данное задание необходимо выполнить всем, и дополнительная - это задание могут выполнить все, кто желает



I вариант

Обязательная часть


Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей.














Дополнительная часть


Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Голосеменные, Капуста белокочанная)


II вариант

Обязательная часть


Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей.














Дополнительная часть


Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Папоротникооб-разные, Капуста цветная)


Обращаю ваше внимание, что задание дополнительной части позволяет рассчитывать вам на более высокую оценку.

(время на работу - 5 минут)

По истечении времени, отведенного на работу, учащиеся путем самопроверки проверяют по образцу (обязательную часть).


Образец на магнитную доску прикрепляет учитель:

Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид


Ученики проверяют, учитель просит их оценить свою работу согласно ранее предложенной шкале:

- очень хорошо

- хорошо

- не очень хорошо.

Учитель путем визуального обзора узнает

I - у кого оценка совпала до и после выполнения работы

II - у кого оказалась выше

III - у кого ниже.

По ходу дает рекомендации учащимся, обращая внимание учеников оказавшихся в III группе на завышенную самооценку и необходимость вернуться к материалу данной темы еще раз.

Работы собираются с целью контроля и проверки дополнительной части.

III. Постановка проблемы.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Ребята! Давайте вновь обратим внимание на систематические категории.

О каких из них мы имеем конкретную информацию? ( Царствах, отделах.)

- Вспомним по какому плану мы их изучали? (Название, признаки.)

Согласно данному плану и поработаем с систематическими категориями.

- Какое царство изучаем? (Растения)

- По каким признакам объединяются организмы в данное царство?

(Ядерные, автотрофы, в клетках хлоропласты, способны к фотосинтезу).

-Что следует далее? ( Отдел.)

- Название? (Покрытосеменные или цветковые.)

- Признаки? (Семена находятся внутри плода: цветут хотя бы один

раз в своей жизни).

- Следующая систематическая категория? (Класс.)

? Известны ли вам названия классов? (Двудольные и однодольные.)

на доске крепятся таблички

- А что необходимо сделать, чтобы определить без ошибок класс

покрытосеменных? (Выяснить признаки)

- Так какой же будет тема нашего урока?

Признаки класса

(тема записывается в тетрадь)

Двудольные и Однодольные


IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация этапа.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

  • ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

  • согласовывают тему урока;

  • выбирают способ (дополнение или уточнение);

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.

- Что общего в названии классов? (дольные или доли)

- О каких долях идет речь? (О семядолях в зародыше семени.)

- Какой вывод из этого можно сделать? (у двудольных 2 семядоли в зародыше семени; у однодольных 1 семядоля в зародыше.)

(соответствующие карточки на доске)

- Это I признак. Данный признак мы можем использовать, если семя не проросло. Представим себе, что мы взяли и прорастили семена.

(на доску помещаем таблицы)

Далее работа идет по таблицам.

- Какие еще отличительные признаки мы можем выделить?

У двудольных У однодольных

(записываем в тетрадь)

I признак. Две семядоли. I признак Одна семядоля.

II признак. Стержневая корневая II признак. Мочковатая

система. корневая система.

III признак. Сетчатое жилкование III признак. Дуговое или

листьев. параллельное жилкование

В результате нашей совместной работы мы выяснили три основных признака двудольных и однодольных.(проговариваем).


V. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);

3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;

4) уточнить общий характер нового знания;

5) зафиксировать преодоление затруднения.

- Пора теорию применить на практике.

Перед учениками 3 комнатных растения: каланхоэ, амарилис, герань цветущая).

Наша задача определить название класса и признаки (явные) и предполагаемые.

Далее прошу экспертов от каждого ряда к доске с отчетом о проделанной работе.

Эксперты рассказывают о классах, к которым относят данные растения, на кнопки прикрепляют картинки с изображением корневых систем.

- Прошу наших экспертов внимательно посмотреть на растения, нет

ли еще какого отличительного признака? (Есть - это цветок.)

- Чем отличаются цветки? (Цветом, размером, а главное, количеством лепестков.

Каланхоэ - 4. Амариллис - 6. Герань - 5.)

- Т.к. Каланхоэ и Герань относятся к двудольным, то число частей в цветке кратко 5 реже 4, а у однодольных кратно 3. Вот теперь мы можем сказать, что мы знаем 4 основных признаков.

- Назовем их?

У двудольных У однодольных

I признак. Две семядоли. I признак Одна семядоля.

II признак. Стержневая корневая II признак. Мочковатая

система. корневая система.

III признак. Сетчатое жилкование III признак. Дуговое или

листьев. параллельное жилкование

VI признак Число частей в цветке VI признак Число частей в цветке кратно 5, реже4. кратно 3.


- В результате нашей совместной работы мы выяснили четыре основных признака

Конечно ребята признаков намного больше, но эти 4 необходимо знать обязательно.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

- Работая с учебником стр.176 (читаем по учебнику) проверяем себя. Затем проговариваем признаки классов друг другу.


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

- Сейчас хочу предложить вам работу в парах с гербарными экземплярами по инструктивным карточкам.

Учащимся выдается

  • Инструкция.


Растения класса двудольных и однодольных.

1. Рассмотрите розданные вам растения

2. Разделите растения на 2е группы, в одну отберите растения,

относящиеся к классу двудольных, а в другую - к классу

однодольных

3. По каким признакам можно отличить растения класса двудольных

от растений класса однодольных?

  • Гербарные экземпляры.

  • Карточки с признаками


Признаки классов.

Двудольные



Две семядоли

(рис.)





Стержневая

корневая

система

(рис. )




Сетчатое

(рис.)




К РАТНО 5

РЕЖЕ 4

Однодольные



Одна семядоля

(рис)





Мочковатая

корневая

система

(рис.)




Параллельное

(рис.)




Дуговое

(рис.)





КРАТНО 3





(их необходимо распределить на экземплярах, причем взять только те карточки-подсказки, которые по гербарию определить не удалось).

- Проверьте свои работы по представленным эталонам.


VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Работая с учебником стр.176 учащиеся знакомятся с дополнительными признаками.

- Биологи предполагают такое большое количество признаков, чтобы ими можно было воспользоваться в научных целях и избежать ошибки в определении растений, т.к. среди растений есть - исключения.

Это Вороний глаз, подорожник (можно дать опережающее задание ученикам подготовить сообщения об этих растениях или это делает сам учитель)

.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Наш урок подходит к завершению.

- Что нового мы узнали на уроке?

(Основные признаки класса двудольные и однодольные)

- Какие признаки должны знать каждый? (Количество семядолей, тип корневой системы, жилкование листьев, чему кратно число частей в цветке.)

- Как можем оценить свою работу?

- Какое Д/з вы себе порекомендуете. (выучить записи в тетради, прочитать стр. 176 учебника,

составить характеристику 2х комнатных растений и краткую информацию о них).




Растения класса двудольных и однодольных.


1. Рассмотрите розданные вам растения

2. Разделите растения на 2е группы, в одну отберите растения,

относящиеся к классу двудольных, а в другую - к классу

однодольных

3. По каким признакам можно отличить растения класса двудольных

от растений класса однодольных?



Оформление в тетради

Признаки классов растений

Двудольные

Однодольные

I. Две семядоли

II. Стержневая корневая система

III. Сетчатое жилкование

IV. Число частей в цветке кратно

5, реже 4.



Исключения: Подорожник

Земляника

Лютик


I. Одна семядоля

II. Мочковатая корневая система

III. Параллельное дуговое

жилкование

IV. Число частей в цветке

кратно 3


Исключения: Вороний глаз.

I вариант

Обязательная часть


Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей.














Дополнительная часть


Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Голосеменные, Капуста белокочанная)


II вариант

Обязательная часть


Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей.














Дополнительная часть


Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Папоротникооб-разные, Капуста цветная)

Оформление доски.

Признаки классов.

Двудольные



Две семядоли

(рис.)





Стержневая

корневая

система

(рис. )




Сетчатое

(рис.)




К РАТНО 5

РЕЖЕ 4

Однодольные



Одна семядоля

(рис)





Мочковатая

корневая

система

(рис.)




Параллельное

(рис.)




Дуговое

(рис.)





КРАТНО 3





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!