Конспект урока по курсу «Биология», 6 класс
Автор УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. – М.:Дрофа,2014.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: “Признаки классов цветковых растений”.
Учитель: МихинаВера Владимировна.
Тема: “Признаки классов цветковых растений”.
Тип урока: ОНЗ
Цели:
- расширить понятийную базу по теме классификация цветковых растений: систематическую категорию – класс; признаки класса двудольные и класса однодольные;
- формирование способностей применения знаний при работе с атуральными и гербарными образцами.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением
- комнатные растения
Раздаточный материал:
- гербарные экземпляры (по 3 штуки)
- инструктивные карточки на каждого ученика
- карточки-подсказки на пару
- карточки с заданием для самостоятельной работы
Ход урока
I. Мотивация.
Цель:
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности 2) устанавливаются тематические рамки («могу»).
3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Организация этапа.
- Здравствуйте!
Я рада нашей очередной встрече, т.к. она дает нам возможность продолжить познавательную и в то же время трудную работу. Сегодня нас ждет очередная интересная тема, но об этом чуть позже, а сейчас нам необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое, т.е. вспомнить и повторить то, что было изучено на прошлом уроке.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение;
2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
- Какая это была тема?
-Так что же мы должны знать? (Что такое систематика, принципы систематики, систематические категории.)
- Хорошо! Вот мы и определили совместно круг вопросов, которые необходимо рассмотреть. Приступим.
- Что такое систематика? (Наука о многообразии организмов.)
- Какой главный принцип лежит в основе систематики? (Объединение в группы на основе родства.)
- Какое значение систематики? (Упорядочивает все знания о многообразии организмов.)
- Какие систематические категории выделяют биологи? (Царство, Отдел, Класс. Порядок, Семейство, Род, Вид.)
- Хорошо! Я задала все интересующие меня вопросы и получила ответы. А у Вас есть вопросы ко мне или одноклассникам по данной теме?
(если есть задают и спрашивают)
-И так, мы с вами сейчас повторим материал, который необходимо знать всем обязательно.
(Перед учениками листок).
Учитель просит на нем написать, как каждый считает, уровень усвоения данной темы. Для этого предлагается следующая шкала:
- очень хорошо
- хорошо
- не очень хорошо
или своя оценка.
Объективность самооценки проверим выполняя небольшую самостоятельную работу.
Инструкция к работе:
В работе две части.
Обязательная - данное задание необходимо выполнить всем, и дополнительная - это задание могут выполнить все, кто желает
I вариант
Обязательная часть Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей. | Дополнительная часть Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Голосеменные, Капуста белокочанная) |
II вариант
Обязательная часть Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей. | Дополнительная часть Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Папоротникооб-разные, Капуста цветная) |
Обращаю ваше внимание, что задание дополнительной части позволяет рассчитывать вам на более высокую оценку.
(время на работу - 5 минут)
По истечении времени, отведенного на работу, учащиеся путем самопроверки проверяют по образцу (обязательную часть).
Образец на магнитную доску прикрепляет учитель:
Царство
Отдел
Класс
Семейство
Род
Вид
Ученики проверяют, учитель просит их оценить свою работу согласно ранее предложенной шкале:
- очень хорошо
- хорошо
- не очень хорошо.
Учитель путем визуального обзора узнает
I - у кого оценка совпала до и после выполнения работы
II - у кого оказалась выше
III - у кого ниже.
По ходу дает рекомендации учащимся, обращая внимание учеников оказавшихся в III группе на завышенную самооценку и необходимость вернуться к материалу данной темы еще раз.
Работы собираются с целью контроля и проверки дополнительной части.
III. Постановка проблемы.
Цель:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Ребята! Давайте вновь обратим внимание на систематические категории.
О каких из них мы имеем конкретную информацию? ( Царствах, отделах.)
- Вспомним по какому плану мы их изучали? (Название, признаки.)
Согласно данному плану и поработаем с систематическими категориями.
- Какое царство изучаем? (Растения)
- По каким признакам объединяются организмы в данное царство?
(Ядерные, автотрофы, в клетках хлоропласты, способны к фотосинтезу).
-Что следует далее? ( Отдел.)
- Название? (Покрытосеменные или цветковые.)
- Признаки? (Семена находятся внутри плода: цветут хотя бы один
раз в своей жизни).
- Следующая систематическая категория? (Класс.)
? Известны ли вам названия классов? (Двудольные и однодольные.)
на доске крепятся таблички
- А что необходимо сделать, чтобы определить без ошибок класс
покрытосеменных? (Выяснить признаки)
- Так какой же будет тема нашего урока?
Признаки класса
(тема записывается в тетрадь)
Двудольные и Однодольные
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация этапа.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:
ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
согласовывают тему урока;
выбирают способ (дополнение или уточнение);
строят план достижения цели;
определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
- Что общего в названии классов? (дольные или доли)
- О каких долях идет речь? (О семядолях в зародыше семени.)
- Какой вывод из этого можно сделать? (у двудольных 2 семядоли в зародыше семени; у однодольных 1 семядоля в зародыше.)
(соответствующие карточки на доске)
- Это I признак. Данный признак мы можем использовать, если семя не проросло. Представим себе, что мы взяли и прорастили семена.
(на доску помещаем таблицы)
Далее работа идет по таблицам.
- Какие еще отличительные признаки мы можем выделить?
У двудольных У однодольных
(записываем в тетрадь)
I признак. Две семядоли. I признак Одна семядоля.
II признак. Стержневая корневая II признак. Мочковатая
система. корневая система.
III признак. Сетчатое жилкование III признак. Дуговое или
листьев. параллельное жилкование
В результате нашей совместной работы мы выяснили три основных признака двудольных и однодольных.(проговариваем).
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;
4) уточнить общий характер нового знания;
5) зафиксировать преодоление затруднения.
- Пора теорию применить на практике.
Перед учениками 3 комнатных растения: каланхоэ, амарилис, герань цветущая).
Наша задача определить название класса и признаки (явные) и предполагаемые.
Далее прошу экспертов от каждого ряда к доске с отчетом о проделанной работе.
Эксперты рассказывают о классах, к которым относят данные растения, на кнопки прикрепляют картинки с изображением корневых систем.
- Прошу наших экспертов внимательно посмотреть на растения, нет
ли еще какого отличительного признака? (Есть - это цветок.)
- Чем отличаются цветки? (Цветом, размером, а главное, количеством лепестков.
Каланхоэ - 4. Амариллис - 6. Герань - 5.)
- Т.к. Каланхоэ и Герань относятся к двудольным, то число частей в цветке кратко 5 реже 4, а у однодольных кратно 3. Вот теперь мы можем сказать, что мы знаем 4 основных признаков.
- Назовем их?
У двудольных У однодольных
I признак. Две семядоли. I признак Одна семядоля.
II признак. Стержневая корневая II признак. Мочковатая
система. корневая система.
III признак. Сетчатое жилкование III признак. Дуговое или
листьев. параллельное жилкование
VI признак Число частей в цветке VI признак Число частей в цветке кратно 5, реже4. кратно 3.
- В результате нашей совместной работы мы выяснили четыре основных признака
Конечно ребята признаков намного больше, но эти 4 необходимо знать обязательно.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
- Работая с учебником стр.176 (читаем по учебнику) проверяем себя. Затем проговариваем признаки классов друг другу.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
- Сейчас хочу предложить вам работу в парах с гербарными экземплярами по инструктивным карточкам.
Учащимся выдается
Растения класса двудольных и однодольных.
1. Рассмотрите розданные вам растения
2. Разделите растения на 2е группы, в одну отберите растения,
относящиеся к классу двудольных, а в другую - к классу
однодольных
3. По каким признакам можно отличить растения класса двудольных
от растений класса однодольных?
Гербарные экземпляры.
Карточки с признаками
Признаки классов.
Двудольные Две семядоли (рис.) Стержневая корневая система (рис. ) Сетчатое (рис.) К РАТНО 5 РЕЖЕ 4 | Однодольные Одна семядоля (рис) Мочковатая корневая система (рис.) Параллельное (рис.) Дуговое (рис.) КРАТНО 3 |
(их необходимо распределить на экземплярах, причем взять только те карточки-подсказки, которые по гербарию определить не удалось).
- Проверьте свои работы по представленным эталонам.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) выявить границы применимости нового знания;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Работая с учебником стр.176 учащиеся знакомятся с дополнительными признаками.
- Биологи предполагают такое большое количество признаков, чтобы ими можно было воспользоваться в научных целях и избежать ошибки в определении растений, т.к. среди растений есть - исключения.
Это Вороний глаз, подорожник (можно дать опережающее задание ученикам подготовить сообщения об этих растениях или это делает сам учитель)
.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Наш урок подходит к завершению.
- Что нового мы узнали на уроке?
(Основные признаки класса двудольные и однодольные)
- Какие признаки должны знать каждый? (Количество семядолей, тип корневой системы, жилкование листьев, чему кратно число частей в цветке.)
- Как можем оценить свою работу?
- Какое Д/з вы себе порекомендуете. (выучить записи в тетради, прочитать стр. 176 учебника,
составить характеристику 2х комнатных растений и краткую информацию о них).
Растения класса двудольных и однодольных.
1. Рассмотрите розданные вам растения
2. Разделите растения на 2е группы, в одну отберите растения,
относящиеся к классу двудольных, а в другую - к классу
однодольных
3. По каким признакам можно отличить растения класса двудольных
от растений класса однодольных?
Оформление в тетради
Признаки классов растений
Двудольные | Однодольные |
I. Две семядоли II. Стержневая корневая система III. Сетчатое жилкование IV. Число частей в цветке кратно 5, реже 4. Исключения: Подорожник Земляника Лютик | I. Одна семядоля II. Мочковатая корневая система III. Параллельное дуговое жилкование IV. Число частей в цветке кратно 3 Исключения: Вороний глаз. |
I вариант
Обязательная часть Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей. | Дополнительная часть Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Голосеменные, Капуста белокочанная) |
II вариант
Обязательная часть Расставить систематические категории (отдел, царство, вид, семейство, род, класс) по признаку от наибольшей к наименьшей. | Дополнительная часть Распределить названия представленных систематических групп (Растения, Папоротникооб-разные, Капуста цветная) |
Оформление доски.
Признаки классов.
Двудольные Две семядоли (рис.) Стержневая корневая система (рис. ) Сетчатое (рис.) К РАТНО 5 РЕЖЕ 4 | Однодольные Одна семядоля (рис) Мочковатая корневая система (рис.) Параллельное (рис.) Дуговое (рис.) КРАТНО 3 |
11