СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя, применяющего  притчи на уроках родного языка, русского языка, литературы в целях воспитания духовно-нравственных ценностей у современных школьников

Просмотр содержимого документа
«Притча как средство духовно-нравственного ориентира в воспитании современных школьников»

Кравцова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Преображенская СШ»

Кравцова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Преображенская СШ»

ДВА ВОЛКА  Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:  — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.  Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:  — А какой волк в конце побеждает?  Старик улыбнулся и ответил:  — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ДВА ВОЛКА

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча  — настоящее искусство слов попадать прямо в сердце

Притча  — настоящее искусство слов попадать прямо в сердце

Способы использования притч  в учебном процессе   Способы использования притч  в учебном процессе   1. Инсценировка по рассказу 2. Загадка, на которую нужно дать ответ 3. Найти или предположить  (вставить) пропущенные слова. 4. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). 5. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) 6. Сравнение нескольких притч.

Способы использования притч в учебном процессе

Способы использования притч в учебном процессе

1. Инсценировка по рассказу

2. Загадка, на которую нужно дать ответ

3. Найти или предположить

(вставить) пропущенные слова.

4. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

5. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

6. Сравнение нескольких притч.

Способы использования притч  в учебном процессе    Небольшой объём текста позволяет использовать этот жанр на любом этапе обычного урока, всё зависит от учителя, который постарается правильно организовать работу.  

Способы использования притч в учебном процессе

  • Небольшой объём текста позволяет использовать этот жанр на любом этапе обычного урока, всё зависит от учителя, который постарается правильно организовать работу.

 

Почему притчи?      Ценность притчи –  в ее лаконичности и краткости.

Почему притчи?

  •   Ценность притчи –

в ее лаконичности и краткости.

Любимые притчи Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь

Любимые притчи

  • Любимые притчи проходят с человеком через всю жизнь
Притча «ОКНО»

Притча «ОКНО»

- о чём говорится в притче? - какие добродетели вы заметили в характере героев? - какие отрицательные качества, показанные в притче, вы можете назвать? - какие выводы вы сделали для себя? - зачем мы сейчас познакомились с этой притчей? - что вы почувствовали? - о чём подумали? - что поняли? - что хотели бы изменить в притче?
  • - о чём говорится в притче?
  • - какие добродетели вы заметили в характере героев?
  • - какие отрицательные качества, показанные в притче, вы можете назвать?
  • - какие выводы вы сделали для себя?
  • - зачем мы сейчас познакомились с этой притчей?
  • - что вы почувствовали?
  • - о чём подумали?
  • - что поняли?
  • - что хотели бы изменить в притче?
 Если работать с ней на уроке русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающее слово при однородных членах предложения», то можно после просмотра притчи дать задание учащимся, например: Продолжите предложение, используя содержание и смысл притчи «Окно»
  • Если работать с ней на уроке русского языка в 8 классе по теме: «Обобщающее слово при однородных членах предложения», то можно после просмотра притчи дать задание учащимся, например:
  • Продолжите предложение, используя содержание и смысл притчи «Окно»

В притче «Окно» изображены положительные человеческие качества: … В притче мы наблюдаем проявление человеческих пороков:… Самые лучшие свойства и качества характера: … - мы развиваем в себе, знакомясь с притчами.
  • В притче «Окно» изображены положительные человеческие качества: …
  • В притче мы наблюдаем проявление человеческих пороков:…
  • Самые лучшие свойства и качества характера: … - мы развиваем в себе, знакомясь с притчами.
Работа учащегося

Работа учащегося

Урок родной литературы Предваряя изучение рассказа А.П.Чехова «Шуточка», подготавливая детей к анализу произведения, можно познакомить учащихся с притчей «Окно»

Урок родной литературы

  • Предваряя изучение рассказа А.П.Чехова «Шуточка», подготавливая детей к анализу произведения, можно познакомить учащихся с притчей «Окно»
Задание для 1 группы Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили. Милосердие Мудрость Беззаботность Жестокость Смирение Бессердечность Зависть Щедрость Скупость Благоразумие Великодушие       больной у окна больной  у двери

Задание для 1 группы

Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи.

Объясните, почему так решили.

Милосердие

Мудрость

Беззаботность

Жестокость

Смирение

Бессердечность

Зависть

Щедрость

Скупость

Благоразумие

Великодушие

 

 

 

больной у окна

больной у двери

Задание для 2 группы  Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи. Подберите ещё подходящие пословицы. Что посеешь то и пожнешь. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Зависть подталкивает на подлость

Задание для 2 группы

Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Подберите ещё подходящие пословицы.

  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Зависть подталкивает на подлость
Задание для 3 группы Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Задание для 3 группы

Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие,

которое подходит по смыслу к притче

(выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Жанровые признаки притчи:   – малый объем, – сказовая форма, – кольцевая композиция, – сюжет из обыденной жизни, – иносказание, – отвлеченное понятие, – нравоучение.

Жанровые признаки притчи:

малый объем,

сказовая форма,

кольцевая композиция,

сюжет из обыденной жизни,

иносказание,

отвлеченное понятие,

нравоучение.

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
  • Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Притчи вдохновляют И восхищенья не тая Великим гением народным, Летит к потомкам песнь моя Во славу притчи так свободно! И нет препон, и нет преград: Непревзойдённый жанр и лучший. Забвенья цепи не грозят, Ведь он спасает наши души…

Притчи вдохновляют

  • И восхищенья не тая
  • Великим гением народным,
  • Летит к потомкам песнь моя
  • Во славу притчи так свободно!
  • И нет препон, и нет преград:
  • Непревзойдённый жанр и лучший.
  • Забвенья цепи не грозят,
  • Ведь он спасает наши души…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!