Урок окружающего мира
УМК «Школа России», 4 класс
Тема урока: Природные зоны России. Пустыни
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок – экспедиция Цели урока: формирование у обучающихся представление о природной зоне
пустынь, её особенностях
Задачи:
Обучающая: сформировать представление о природной зоне пустынь и её экологических проблемах
Развивающая: развивать коммуникативные способности, способности наблюдать и делать выводы, интерес к предмету
Воспитывающая: вырабатывать у обучающихся навыки поддержки других и поддержки самого себя, воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к природе
Вопросы, на которые необходимо ответить ученикам в ходе урока:
1. Есть ли в пустыне жизнь?
2. Экологические проблемы пустыни?
Оборудование:
Для учителя:
персональный компьютер с программой Power Point, Microsoft Оffiсe Excel, проигрыватель Windows Media (для просмотра видеофрагмента)
Для учащихся:
персональные компьютеры с программой Power Point, Microsoft Оffiсe Excel, проигрыватель Windows Media (для просмотра видеофрагмента);
учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 4 класс (часть 1);
карточки исследователей пустыни;
гербарий (растения пустыни)
карта природных зон;
Оформление класса: выставка книг о пустынях
Ход урока
I. Организация деятельности обучающихся
Класс заранее разделён на 3 группы
Задание на релаксацию
- Посмотрите друг на друга, назовите своё имя, улыбнитесь
II. Целеполагание
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России, но для этого надо разгадать ребус (2 слайд ребуса пустыни)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
- Как вы думаете, что можно вспомнить, узнать нового, исходя из темы нашего урока?
Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока
1. Исследовать зону пустынь по плану: (3 слайд плана урока)
а) Климат
б) Растительный мир
в) Животный мир
г) Деятельность человека в пустыне
2. Сделать вывод
3. Оценить свою работу на уроке, используя оценочный лист (4 слайд лист)
II. Актуализация опорных знаний обучающихся 1.Тест «Зона степей» (в электронном варианте – программа Microsoft Оffiсe Excel)
Перед исследованием следующей природной зоны, мы должны убедиться, что особенности предыдущей зоны знаем хорошо
Индивидуальная работа на ПК.
Подведение итогов
- Кто получил пять? Молодцы! Какие вопросы вызвали затруднение?
III. Организация восприятия осмысления новой информации
- А теперь внимание на экран! (5 слайд слово пустыни)
- Что знаете об этом слове?
- Тема нашего урока «Природная зона пустынь».
Мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Рассказ учителя: Пустыня – это жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая солнцем. Всюду сугробы золотого песка. Тонкие болота, засыпанные белой солью. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. Здесь всё непривычно и непонятно. Озёра без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетая до земли. Под деревьями нет тени. Земля без земли. Текучее море песков…
Страна солнечного огня.
Обратимся к карте. (6 слайд карты)
Рассказ учителя: В России пустыни занимают небольшую площадь. Они расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря и востоку от низовья Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к северному тропику, в глубине материка, далеко от океанов, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
Посмотрите на поверхность. Что о ней можете сказать? (7 слайд виды пустынь) Пустыни бывают равнинные, с валами из песка, каменистые, глинистые, солончаковые. Трещины на глинистых пустынях называются ТАКЫРАМИ (8 слайд)
Рассказ учителя: Ветер пустынь, сухой и горячий, сушит песок и образует песчаные горки. Иногда горки не очень высокие в 30 – 50 см. А иногда – высокие: с 10-тиэтажный дом! Уже не гора – горище! Называются эти горки из песка БАРХАНЫ. (9 слайд) Ветер всё время передвигает пески. За один день барханы могут уйти на сотни метров от старого места.
Лето в пустыне жаркое, 5 месяцев, днём +70º, в тени +40º.
Ночью прохладно.
Мало осадков, может за всё лето ни капли дождя.
Зима длится 2 – 3 месяца, -12º.
Ветер сухой и горячий – суховеи.
Прочитайте, какое значение имеет слово «пустыни» в словаре В. Даля (10 слад)
Пустыни – большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности.
Проблемный вопрос!
- Действительно ли пустыня – это пустота?
- Как ответить на этот вопрос?
- Мы должны узнать есть ли там жизнь.
- Вы согласны с этим определением?
IV. Самостоятельная работа в группах.
Наша задача, ответить на вопрос есть ли в пустыне жизнь.
За работу принимаются исследователи. Сейчас мы отправимся в исследовательскую экспедицию на «корабле».Что это за «корабль», отгадайте загадку?
Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке!
По колючкам – босиком!
Кто идёт с горбом – мешком!
(11 слайд три верблюда)
- А почему их три?
Класс раздели на три группы.
1 группа - исследует растительный мир пустынь
2 группа - исследует животный мир пустынь
3 группа - исследует экологические проблемы и деятельность человека в пустынях Вспомним, как надо работать в группах
(12 слайд работа в группах). В помощь возьмите карту исследователя ( приложение)
V. Выступление групп сопровождается слайдами и дополнением учителя
Выступление исследователей растительного мира (13, 14 слайды)
Дополнение учителя: Саксаул – невысокое дерево с листьями чешуйками. Бывает белый и чёрный.
Верблюжья колючка – корни проникают на глубину до 20 м. любимое лакомство верблюдов.
Джузгун – вместо листьев зелёные веточки. Плоды лёгкие, их переносит ветер
Кактус – способны долгое время обходиться без воды. Нет листьев – только колючки, что способствует сохранению влаги.
Сравните растения, что общего?
- Длинные корни, узкие листья, колючки, либо вообще нет листьев.
В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату.
Вывод исследователей растительного мира пустынь:
- Листья узкие или в виде колючек, чтобы меньше испарять влаги
- Длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине
- Растут на большом расстоянии друг от друга
Выступление исследователей животного мира. (15 слайды)
Дополнение учителя: Верблюд – из растительноядных самое крупное животное. Ест колючие травы, ветки кустарников. Ноги у него имеют мозоли, которые защищают от раскалённого песка. У верблюда густая шерсть. Она также хорошо защищает от холода и зноя. На голодные дни он имеет запас жира в горбах. Кроме того в организме из жира образуется вода, поэтому верблюд может долго не есть и не пить, зато потом сразу выпивает несколько вёдер.
Джейран – пустынная дикая коза.. стремительное животное с окраской под цвет песка.
Тушканчик – маленький грызун окраска под цвет песка.. живёт в норах. Передвигается очень быстро, благодаря задним ногам, делая большие прыжки из стороны в сторону. Большие уши – признак отличного слуха.
Песчанки, ящерица круглоголовка – просмотр видеофрагментов
Вывод исследователей животного мира пустынь хорошо приспособленных к природным условиям:
- Некрупные
- Окраска под цвет песка
- Ведут ночной образ жизни
- Воду получают, поедая растения
- Неприхотливы в выборе пищи
- Быстро передвигаются или впадают в спячку
3. Физкультминутка для глаз (видео ролик)
Выступление исследователей экологических проблем зоны пустынь.
Итог: экологические проблемы пустыни: неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство.
- Рассмотрите эту фотографию (17 слайд оазис)
- Похоже это на пустыню?
- Почему?
Там где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы – это оазисы.
Зелёный островок среди пустыни. Человек занимается орошением земель. На орошаемых землях появляются сады, виноградники. Разводят животных.
Но человек может нанести и ущерб природе:
- В орошении надо знать меру, так как неумеренное орошение приводит к беде, в почвах накапливается соль, растения гибнут.
- Выпас животных, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.
Вывод:Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе.
- Давайте подведём итог: есть ли в пустыне жизнь?
VI. Рефлексия
- У пустыни два хозяина – солнце и ветер. Солнце, потому что там всегда жарко. Оно направляет на эту территорию почти прямые свои лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует
- А сейчас предлагаю проверить, как вы запомнили животный и растительный мир пустынь. VI. Рефлексия
Разгадаем кроссворд «Растительный и животный мир пустынь»
Кроссворд «Растительный и животный мир пустынь» (электронный вариант программа Power Point)
VII. Подведение итогов
Давайте оценим свою работу и работу в группах, для этого надо заполнить оценочный лист
Лист самооценки
(Варианты ответов: очень, да, не очень, нет)
Фамилия, имя | |
Роль в группе | |
Доволен ли ты своей работой? | |
Доволен ли ты работой группы в целом? | |
Удалось ли группе провести исследование? | |
Смогла ли группа записать результаты исследования? | |
Доволен ли ты отчётным выступлением группы? | |
Какую отметку ты поставишь своей работе? | |
Какую отметку ты поставишь за работу всей группы? | |
Есть ли удовлетворение от работы на уроке | |
Все ли учебные задачи решены на уроке?
Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям?
Домашнее задание.
Какое бы домашнее задание вы хотели выполнить (слайд)
Литература:
Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 класс (1 часть). – М: Просвещение, 2007.
Сухарев Ю.Ф. Природоведение (учебно-методическое пособие). – Чапаевск. 2000.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. – М: «ВАКО», 2004.
Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания. Окружающий мир, 2 – 4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009.
Памятка распределения ролей в группе
1. Руководитель (чтец)
Читает задания, памятки, следит за процессом выполнения заданий, помогает секретарю в оформлении отчёта
2. Исследователи
Выполняют все исследования, указанные в плане, который читает руководитель. Если надо, демонстрируют результаты во время выступления докладчика
3. Докладчики
Выступают с отчётом о работе группы. Сообщают все результаты исследования. До выступления помогают участникам добывать информацию к выступлению. Ищут необходимое в учебнике, в энциклопедиях находят интересную информацию
9