СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные источники углеводородов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билингвальный урок, проведенный в рамках Российско-шведского проекта в 10Л классе с участием школьников и преподавателейшведской делигации

Просмотр содержимого документа
«Природные источники углеводородов»

26.09.2014

МАОУ гимназии № 32

Учитель химии - Кудравец Е.А.

Урок, проведённый в рамках Российско-шведского проект в 10-Л классе с участием школьников и преподавателей шведской делегации

"Природные источники углеводородов"

Тема данного урока является актуальной не только для десятиклассников, но и для каждого жителя Земли. Поскольку проблема защиты окружающей среды, выбор экологически “безвредных”, экономически выгодных источников энергии волнует любого из нас.

Обеспечение урока:

Компьютер, видеоаппаратура, мультимедийный проектор. Коллекции “Нефть и продукты ее переработки”, учебник “Химия 10 класс” под ред. О.С. Габриеляна, энциклопедии, Интернет-ресурсы, реактивы и оборудование для проведения опытов.

Цель урока-проекта: показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.

Задачи.

  1. Выяснить влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.

  2. Показать умение школьников анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать, искать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания и личный практический опыт в новой ситуации, моделирования процесса, обоснования своей точки зрения, сотрудничеству в группе.

  3. Способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотеки, электронных учебников, энциклопедий).

  4. Развить коммуникативные умения; концентрации устойчивости и переключаемости внимания.

  5. Воспитать экологическую культуру учащихся, ответственность за свои решения и действия.


Ход_урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с углеводородами. Углеводороды имеют широкое применение в качестве топлива и сырья для органического синтеза. Важнейшими источниками углеводородов являются нефть и природный газ.

Вначале давайте посмотрим фрагменты двух презентаций:

  • Применение углеводородов

  • Экологические катастрофы

Формулировка проблемы, выдвижение гипотезы.

Вы посмотрели два фрагмента презентаций. Как вы думаете, о чём они?

Обсудив ответы, формулируем вместе проблему:

природные источники углеводородов – это угроза живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?

Из ответов ученики выделяют гипотезы исследования:

А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить.

Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании.

Наша цель на уроке: найти доказательства в подтверждении данных гипотез

  1. Свидетели защиты

  2. Свидетели обвинения

  3. Экологи

  4. Химики


Задания для групп.

1 группа. Свидетели защиты

Расскажут о роли нефти и природного газа в современном мире.

2 группа. Свидетели обвинения

Приведут данные экологических катастроф, связанных с нефтью и природным газом.

3 группа. Экологи

Расскажут о последствиях связанных с розливом нефти.

4 группа. Химики

Расскажут о способах очистки воды от нефтяного загрязнения.


Лабораторные опыты с нефтью

Проблемный вопрос: Какими же свойствами обладает нефть?

Перед вами на столах образцы нефти, исследуем свойства нефти, используя инструктивную карточку

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите образец нефти и опишите его:

  1. агрегатное состояние,

  2. цвет,

  3. запах,

  4. преломление света.


2. Налейте воды в стеклянную чашку и поместите немного нефти в воду:

  1. Растворяется ли нефть в воде?

  2. Образуется ли плёнка на поверхности воды? Какой цвет она имеет?

Делаем вывод:

Учащиеся: Нефть – вязкая, масляная жидкость, темно-коричневого цвета, обладает слабой флуоресценцией, нерастворима в воде, ее плотность меньше, чем у воды, поэтому нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой, препятствуя растворению в ней кислорода и других газов.


3. Удаление нефтяной плёнки с поверхности воды

Используйте для удаления нефти с поверхности воды одно из предложенных средств: бумагу, чистую овечью шерсть, оксид кальция, гранулы селикогеля. Возьмите небольшое количество вашего средства и поместите на нефтяное пятно, перемешайте слегка с помощью шпателя. Объясните всем, что вы наблюдали.

Выводы:

Итак, для очистки воды от нефтяного загрязнения мы использовали физико-химические методы.

Как вы смогли убедиться, ни один из существующих способов ликвидации нефтяных пятен не является идеальным. Каждый требует особых условий и больших материальных затрат. Поэтому поиски новых технологий очистки природных вод от нефти продолжаются.

- Какая из сформулированных нами гипотез верна?

- Нужны ли человеку природные источники углеводородов?

- Может ли он обойтись без них?

- Виновны ли они в экологических катастрофах?

- Если нет, то кто виновен?

- Какие можно предложить пути выхода из экологически кризисных ситуаций?


Заключительное слово учителя.

Благодарю всех за работу и закончить урок я хочу словами Д.И. Менделеева:

“Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя. А если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.


Литература.

  1. Калабина А.А. Урок-игра по теме “Природные источники углеводородов”// Химия в школе. -1999.- № 6, с.32-39

  2. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование. – 2000.- № 7. – с. 15

  3. Федорова А.И., Никольская А.ЕН. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003

  4. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред В.И. Теренина.- 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.- с.58-67


Репортаж с урока









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!