СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Принципы управления в стиле «soft power» в образовании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Принципы управления в стиле «soft power» в образовании»»

Пантелеева Альбина Николаевна

Учитель английского языка

МАОУ «Гимназия №67»

Г.Нижний Новгород, Московский район

831 270 03 69, +79108714871, albina51000@ya.ru


«Мудрый лидер не вмешивается без необходимости.

Присутствие лидера ощущается, но часто группа действует сама.

Худший лидер делает много, говорит много, имеет последователей и устраивает свой культ»

Лао-цзы «Дао-Дэ цзин»



«Принципы управления в стиле «soft power» в образовании»



В современном бизнесе существует понятие «мягкое управление», т.е. управление с помощью неформальных рычагов воздействия на сотрудников, обучая их иным методам взаимодействия. Важным элементом в этой связи выступает побуждение к активности, прогрессу, вдохновляя подчиненных, замечая и отмечая лучшие идеи. Помощь в самосовершенствовании подчиненных заключается в видении целей, достоинств, недостатков подчиненных, способности дать ценный совет, иначе говоря, в умении стать наставником для сотрудников, «выращивая» таланты. Если не развиваются сотрудники, не развивается и компания.

Помощь в самосовершенствовании подчиненных заключается в видении целей, достоинств, недостатков подчиненных, способности дать ценный совет, иначе говоря, в умении стать наставником для сотрудников, «выращивая» таланты.

Если такой стиль управление имеет успех в бизнесе ,то может быть «мягкое управление» применимо и в сфере образования?

Многие ученые обращали внимание на такой способ взаимодействия с обучающимися многие десятилетия назад, например, доктор педагогики Марвин Маршалл в своей книге «Дисциплина без стресса». По мнению автора взаимоотношения с учителем улучшаются, когда сокращается список правил. Правила способствуют послушанию, а не творчеству, они необходимы в спорте, но в отношениях совершенно не продуктивны.

Лидер вовсе не обязательно должен быть властным, инструктирующим и контролирующим просто это для многих из нас это более привычный вариант. На самом деле, лидер может быть мягким, уступчивым, чутким, помогающим, что особенно важно в области воспитания и обучения. Концепция мягкого, осторожного и деликатного лидерства была явлена миру еще в древнем Китае мудрецом Лао-Цзы в книге «Дао Дэ цзин»

Мягкий лидер умеет уступать и отступать, вести группу без насилия и принуждения, умеет облегчать конфликты. Он может помочь каждому человеку в группе найти его индивидуальную самореализацию, создать ситуацию личного успеха. Такой лидер не навязывает свою волю и не подавляет других, а способствует естественным процессам роста и развития с позиции внимания и психологической поддержки.

«Дао Дэ цзин» была написана тысячи лет назад, но мудрость дошедшая до нас из глубины веков, как никогда сейчас может прекрасно быть применена в педагогике.

Стоит отметить, что по результатам исследований, проведенных ЦЭНО РАНХиГС с 2020 по 2022 годы, 60% учителей говорят, что работать в школе становится все сложнее. Это говорит о том, что в прежних условиях взаимодействия и выстраивания коммуникации с применением жестких правил работать некомфортно и неудобно самим учителям.

Так с переходом к гуманистической парадигме образования, направленной

на поддержку ребенка в его развитии, саморазвитии и самоопределении, предъявляются качественно новые требования к личности учителя.

В связи со всем выше сказанным, значительный интерес представляют гуманистические воззрения К. Роджерса, центральной идеей которых выступает проявление того факта, что в каждом человеке изначально заложен огромный потенциал саморазвития, и становление личности обеспечивается не столько формированием заданных извне норм, целей и

ценностей, сколько поощрительной поддержкой имманентных тенденций личности. В рамках этой концепции, основной задачей педагога является не преподнесение готовых знаний и оценка их формального усвоения, а фасилитация – инициирование и поощрение осмысленного учения и личностного роста.

Термин «фасилитатор» повсеместно употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного педагога. Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Развитие способности педагога к фасилитационному общению заключается в осуществлении взаимодействия в учебном заведении на ценностно-личностном уровне, реализации средств, актуализирующих процессы саморазвития педагога, расширении знаний педагога о сущности, механизмах и педагогической значимости фасилитации.

Важными приемами и техниками фасилитационного стиля общения являются:

• уважение и позитивное принятие учащегося как личности, способной к самоизменению и саморазвитию (этот прием основан на идеях А.С.Макаренко о потенциальных возможностях подопечного);

Например, можно не отчитывать ученика, который так и не приступил к выполнению учебной задачи на уроке, а обратиться:

«Мне нужно, чтобы ты открыл учебник на странице 28, прочитал первый раздел, а затем ответил на первый вопрос в конце параграфа».

Ученику, который ведет себя неуважительно:

Ты чем-то расстроен? Я могу тебе помочь? Дай мне знать, когда будешь готов к работе».

• проявление педагогического такта, основанного на доверии без попустительства, простоте общения без фамильярности, воздействии без подавления самостоятельности, юмор без насмешки;

Вовсе не обязательно повышать голос, в том случае, если шум в классе больше допустимого. Можно использовать небольшой колокольчик для привлечения внимания ребят. Но в коем случае нельзя использовать громкие звуковые сигналы, перекрывающие шум в классе. Это непроизвольно настроит учеников на слишком высокий допустимый уровень шума. Звуковой сигнал обязательно должен быть намного тише. Он настраивает учеников на такую же волну.

Вместо колокольчика можно просто повесить небольшой плакат, символизирующий тишину. Жестами напоминать о соответствующем общем поведении.


• создание ситуаций успеха, авансирование похвалы, обращение к ученику по имени, прием «зеркало отношений», оптимистические прогнозы о возможностях и способностях обучаемых.

Это может показаться нелогичным, но признание положительного поведения и намеренное игнорирование небольших нарушений может быть более эффективным, чем наказание или призывы к дисциплине. Вместо того, сделать замечание отвлекающемуся ученику, можно похвалить его именно за то действие, которое нужно укрепить. Например, ученик только приступил к выполнению задания, в то время, как его товарищи ушли далеко вперёд.

Нужно сказать этому ученику: «Отлично! Молодец! Но у тебя осталось мало времени. Поторопись».

Отечественные ученные выделяют личностные качества педагога, которые могут способствовать реализации фасилитационного взаимодействия:

1. Эмпатия, как постижение эмоционального состояния, проникновение, чувствование переживаний другого человека, как стремление человека к установлению контактов с другими людьми, коммуникативность и искренность.

2. Социальный интеллект и безоценочное принятие других (К. Роджерс) формируют толерантность.

3. Ассертивность - это комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах.







Библиографический список

1. Ильина, Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении: дис. канд. пед. наук. –

Оренбург, 2007.

2. Инновации: Бизнес. Образование: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В. И. Грушенко. — Киров: МЦНИП, 2012. — С. 235. — 238 с. — ISBN 978-5-00090-004-8.

3. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2005. — ISBN 5-7695-2145-7.

4. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Pushkina O.V. Modeling of the school`s educational environment for pedagogical facilitation of professional self-determination of students. «Мир науки, культуры, образования» №3 (28) – стр. 55-57 ISSN 1991-54976.

6. Rogers, C. Client-centered therapy. - Boston: Houghton Mifflin Company, 1951.

7. Марвин Маршалл «Дисциплина без стресса. Учителям и родителям: как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться» - Москва :Весь, 2020.- ISBN:978-5-9573-3576-4







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!