СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы работы с репертуаром в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы работы с репертуаром в классе фортепиано»


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнегорская детская школа искусств»













Методический доклад



на тему: «Принципы работы с репертуаром в классе фортепиано»

























Работа преподавателя по классу фортепиано

Ульфановой Сусаны Серверовны

















пгт. Нижнегорский

2023год



Предмет («Музыкальный инструмент фортепиано предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма — урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимися с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального и дифференцированного обучения является то, что они позволяют полностью адаптировать содержание. Методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям. Следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррективы в деятельность ученика.

Важность правильного выбора репертуара в классе общепризнанна. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимися материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.

при выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному, возбудимому ученику надо рекомендовать долее сдержанные, философские произведения.

Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям.

Если ученик хочет сыграть какое — то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это

созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно.

Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей. Выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности вот главные задачи педагога — музыканта при выборе репертуара.

О значении подбора репертуара учащимся А. Б. Гольденвейзер пишет следующее: литературу давать детям? Надо давать хорошую музыку. Есть целый ряд произведений в детской классической литературе, вроде сонатин М. Клементи, легких произведений Баха и т.п., есть немало хороших произведений более поздних композиторов, есть много ценного у русских, советских авторов, которые создали большую детскую литературу, - достаточно указать на Чайковского, Майкапара, Гедике и многих других. Если исполнитель очень склонен к классической музыке, надо давать ему современный репертуар, если он склонен к современному репертуару, ему надо давать классическую музыку.

Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. В ажным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени.

Педагогический анализ является одним из главных отправных моментов в подборе репертуара, способствующего оптимальному техническому совершенствованию учащегося.

Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

  • обладает ли учащийся какими — либо природными техническими задатками;

  • насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приемам;

  • какими техническими навыками он обладает и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем не развиты).

Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий.

Приступая к подбору репертуара. Педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

  • Воспитание исполнительски — творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музьжального мышления . А об определенных конкретных сторонах этого мышления.

  • Воспитание фортепианного мастерства учащегося. Накопление репертуара.

При работе над каждым музьжальным произведением воспитывается и музьжальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

Одной из основных форм планирования занятий в классе является составление индивидуальных планов для каждого ученика (с учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи — в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Составление учащихся принадлежит к числу ответственейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного уровня продвинутости.

Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого - педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе

  1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).

  2. Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логической мышление, реакция, темперамент и т.д.).

  3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого — педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).

  4. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.

  5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно — интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.

  6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учета воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания. Поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, емкости.

  7. Принципы значимости музыкального материала для личности (познавательной, эстетической, практической), художественного разнообразия репертуара, концентрической организации художественно — технических задач, планирование самостоятельной деятельности учащихся.

  8. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося , и его музыкального мышления.

Обучение детей музыке - сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный,

учитывающий все индивидуальные качества учащегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика — пианиста.







Литература


  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.

л., 1969.

  1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, М.: Просвещение, 1982.

  2. Клещев С.В. О методе воспитания пианистических движений. — М.. музыка, 1936. .N99.

  3. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1974.

  4. Савшинский С. И. Пианист и его работа. — Л., 1961

  5. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением.

м.: л., 1964.

  1. Смирнова И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально — эстетическом воспитании учащейся молодежи. — Свердловск, сгпи, 1985.

  2. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. дисс., док ра пед. наук, - М.: МГПИ, 1977.

  3. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!